Искусство неолита (до появления металла, от 9500лет до н.э.)

В эпоху неолита в сфере человеческой деятельности происходили коренные преобразования. Человек жил в шалашах и в свайных постройках на озерах. Общество, в свою очередь, состояло из поселений. Продолжалась обработка камня и кости, но одновременно уже производились изделия из керамики. Орудия из камня обрабатывались все более тщательно. Это техническое совершенствование дало той эпохе свое название: слово «неолит» как раз и обозначает «новый камень». Произошел переход к неолитической эпохе производства, основанной на сельскохозяйственном производстве и животноводстве, человек перестал быть кочевником и превратился в оседлого жителя в составе общин. В переходный период от палеолита к неолиту имело место первое стилистическое изменение в Истории искусств: произошел переход от палеолитического натурализма к неолитической абстракции.

В это же время в искусстве начинает широко использоваться новый пластичный материал — глина. Из нее изготовляется посуда с украшениями, а также небольшие статуэтки, изображающие животных и людей. Такие статуэтки были наболее характерными для эпохи неолита в странах Ближнего Востока и Юго-Востока Европы. Вверху — терракотовая фигурка человека эпохи неолита (Бухарест, Музей Истории)

В искусстве не воспроизводится реальность, а создаются знаки и символы. Типичным творением этой культуры стали менгиры, которые, как предполагалось, охраняли дух и покой божеств, героев и покойников. Изображение человеческой фигуры сводится к геометрической абстракции. Отличием изображения мужчины является почти всегда наличие оружия, а женщины — изображением округлостей на груди. Это — начало типологической дифференциации в искусстве.

Геометрическая абстракция неолитического искусства связана с концепцией анимизма. В силе анимизм и культ мертвых. В это время появляются идолы, погребальные символы и монументальные захоронения. Начинается разделение на искусство священное и искусство светское: первое — иератическое и образное, второе — земное и декоративное. В эпоху неолита начали появляться города и формироваться большие коллективы людей. Основные неолитические общества возникают на берегах больших рек, таких, как Евфрат, Тиф, Нил, Инд и Хуанхэ. Так появляются и развиваются великие мировые цивилизации: месопотамская (шумерская), египетская, индийская и китайская.

В искусстве господствует геометрически-орнаментальный формализм. Исключение составляет крито-микенский стиль, преобладающий в период бронзового и железного веков, которые охватывают Ближний Восток и Древнюю Грецию. Хронологически это период с 5 000 до 500 лет до Р.Х.

Неолит – век шлифованного камня. Неолитическая революция – переход от потребления к производству.

Суть неолит. революции – вмешательство человека в природные процессы (окультуривание растений, переход к оседлому образу жизни). Происходит изменение антропологического образа человека, его движений, характера труда. Создание новых материалов, ткани и керамики. Люди делятся га скотоводов и земледельцев. Монотонность земледелия найдет отражение в орнаментах.

Появляется матриархат. Культ великой матери богов. Абстракция, ритмичность – характер женского труда и неолитического искусства. Свастики –вечное движение. Появление символического искусства ( ритмическая монотонность, символические изображения –рождение орнамента. Трехмерные объекты постепенно приходят к полной абстракции на границе неолита и энеолита (поздний неолит, ранняя бронза, медный век).

Мужчина вытесняет женщину (появляется плуг железный, что тяжело для женского труда). Появляется гончарный круг.

Из-за того что еды становится больше, становится больше людей, а места меньше. Происходят войны за территорию и появляется искусство мегалитов. Мегалиты – ограничение территории и демонстрация силы племени. 3 типа – менгур (отдельно стоящий), дольмен –стоячно-балочная конструкция (засыпанный дольмен – курган). Поклонение вождям вытесняет поклонение женщине. Кромлех –дольмены стоящие по кругу. Появляется культ солнца –первая религия поклонения высшим силам.