Пространственная организация общественных центров поселений
Особенности пространственной организации общегородского центра. Малые города и сельские поселения в основном формируются как моноцентрические структуры, где в едином центре размещается преобладающее число объектов общеселенного значения. Особый случай представляет двухцентровая система, когда наряду с традиционным центром в старой части поселения, создается новый центр во вновь формируемой планировочной зоне. В больших и крупных городах, а также в городских поселениях со сложной планировочной структурой (расчлененной, рассредоточенной) общегородской центр представляет собой полицентрическую систему, в состав которой входит главный центр и его ядро (часто историческое ядро города), а также центры — полифункциональные и (или) монофункциональные (специализированные), которые могут размещаться как в границах города, так и в пригороде. Эти центры формируются на основе функций, восполняющих недостающие в главном центре или дублирующих их (подцентры). При этом специализированные центры включают преимущественно объекты одного вида (культура, наука, торговля и др.). В таких центрах выделяются ведущие (профильные) функции и сопутствующие.
Торговые центры — крупные предприятия торговли или группа объектов, расположенных на общем участке, запроектированных и управляемых как единое целое (арендная площадь торгового центра не менее 5 тыс. кв. м). В состав торговых центров входят универсальные и специализированные магазины, предоставляющие посетителям широкий выбор товаров. Торговые центры обычно размещаются в общественных центрах городов и городских районов.
В настоящее время наибольшее распространение получают крупные торговые центры, со встроенными автомобильными парковками, включающие не только объекты торговли, но и объекты бытового обслуживания, развлечений, которые получили название — торгово-обслуживающие комплексы (центры). Сеть торговых центров в городах формируется взаимосвязано с транспортной инфраструктурой с тем, чтобы обеспечить их удобную транспортную доступность для населения.
Торгово-обслуживающие комплексы (центры) — совокупность предприятий и учреждений торговли, обслуживания, развлечений и проведения досуга, расположенных на общем участке в одном или нескольких зданиях, объединенных единым архитектурным замыслом. Торговые объекты в составе торгово-обслуживающих комплексов представлены крупными магазинами (супермаркет, гипермаркет, универмаг, магазин электроники, спортивных товаров и др.), а также небольшими специализированными магазинами. Объекты обслуживания предоставляют большой выбор услуг и включают ремонтные мастерские, прачечные, парикмахерские, рестораны, кафе, пункты быстрого питания и др. Обязательно наличие автостоянок большой емкости, которые, в зависимости от градостроительной ситуации, бывают наземными, многоуровневыми и подземными.
В больших и крупных городах особая роль в функционировании системы центров принадлежит общественно-транспортным центрам, которые формируются на базе узлов внешнего транспорта (железнодорожный, автобусный вокзалы, аэропорт).
Одним из современных видов специализированных центров является деловой (финансово-деловой) центр, где преобладают офисные объекты с различной степенью кооперации зданий и сооружений, средств связи и информации. Уникальными функциональными и визуально-эстетическими свойствами обладают исторические центры, которые могут входить в планировочную структуру общегородского центра в роли его ядра или в силу особенностей развития города быть пространственно обособленными.
Общественные здания на территории общегородских центров объединяются в группы на основе их социальной и композиционной значимости, общности функционального назначения, требований к транспортным коммуникациям, взаимному положению, благоустройству территории и т.д. Основными функциональными зонами общегородских центров являются: зона административно-деловых и общественных организаций, зона культурно-просветительных учреждений и объектов отдыха и развлечений, зона торговых и бытовых предприятий. Каждая из них, помимо основных объектов, имеет сопутствующие — небольшие предприятия общественного питания, торговли, информации, благоустроенные места отдыха и т. п.
При функционально-пространственной организации городских центров необходимо обеспечивать удобное использование открытых пространств, предназначенных для проведения народных празднеств, гуляний, демонстраций.
Общая площадь городского центра определяется с учетом величины города. В малых городских поселениях расчетный показатель составляет 10-20 кв. м территории городского центра на 1 жителя, в больших и крупных — 2-5 кв. м.
При проектировании общегородских центров следует учитывать рекомендуемые показатели плотности общественных функций (табл. 4).
Таблица 4 – Рекомендуемые плотности общественных функций, тыс.кв.м. рабочей площади\га
Типы городов | плотность общественных функций, тыс.кв.м. рабочей площади\га |
Крупнейшие | 8,0-10,0 |
Крупные | 6,0-8,0 |
Боьшие | 4,0-6,0 |
Средние | 2,0-4,0 |
Малые | 0,8-2,0 |
Архитектурно-художественный облик общественных центров. Первоосновой архитектурно-художественного облика центра является его композиционное построение, в котором важнейшую роль играют ландшафт и историко-культурное наследие. Архитектурная композиция центра должна вытекать из общей композиции города, композиционного решения отдельных функциональных зон, ранжирования архитектурных доминант, их взаимосвязи.
Особую роль в формировании архитектурно-художественного облика городских центров играет ансамблевость застройки. Архитектурный ансамбль как высшее проявление градостроительного искусства представляет собой гармоническое единство пространственной композиции зданий, инженерных сооружений, монументальной живописи, скульптуры, зеленых насаждений, внешнего благоустройства.
В связи с расширением городских территорий (особенно в больших и крупных городах),усложнением их планировочной структуры выдвигаются новые требования к пространственной организации общегородских центров с учетом психофизиологических условий восприятия ансамблей, особенностей архитектурной среды и т. д.
Важнейшими приемами и средствами совершенствования архитектурно-художественного облика городских центров являются: структурность (функционально обоснованная система доминант, акцентов, открытых пространств и визуальных осей); соразмерность (соотношение пропорций и масштаба пространственных элементов с человеком и размерами города); гибкость композиционных систем (поэтапное формирование и преобразование пространственных структур при сохранении определенной степени завершенности); целостность (обеспечение возможности обобщенно представить композицию пространства); разнообразие.
В состав городских центров, как правило, входят парки, а в крупных городах — их системы. При высоком уровне пространственной организации они не только выполняют рекреационные функции, но и оказывают большое влияние на архитектурно- художественный облик центров в целом.
На архитектурно-художественный облик центров влияет также архитектура транспортных сооружений (путепроводов, мостов, подземных переходов) и транспортный дизайн. В больших и крупных городах характер городского движения требует достижения динамичности пространственных композиций. При этом следует учитывать, что для того, чтобы избежать «информационного голода» у пешехода следует предусматривать смену видового кадра через каждые 20 метров при среднем времени восприятия одного кадра —14 секунд. Обзор из транспортного средства (скорость движения 60 км/час) требует смены кадра через каждые 230 метров.
В формировании композиции центров важную роль играет цвет. Он способен в значительной степени объединить композицию, подчеркнуть форму, ритм, акценты застройки, организовать эмоциональную среду. Цветом можно радикально изменить визуальное ощущение архитектурной формы, ее пространственно-пластические характеристики, смысловое содержание. Актуальность включения цвета в композицию обусловлена повсеместным использованием таких ахроматических материалов, как бетон и асфальт; необходимостью регенерации исторической цветовой среды многих центров. Это требует профессионального подхода к цветовому решению ансамбля, основанному на закономерностях цветового восприятия. В противном случае цвет может внести в архитектуру дисгармонию.
В центрах городов, в которых имеются памятники истории и культуры формируются культурно-туристические зоны. Создание таких зон предполагает сохранение исторической среды, выявление туристско-экскурсионных объектов, охранных зон, особенностей ландшафтных условий, разработку маршрутов движения посетителей с определением видовых точек, мест раскрытия видовых панорам.
Транспортное обслуживание городского центра. Общегородской центр является не только фокусом притяжения людей, пользующихся услугами размещенных здесь объектов, но и служит местом работы. В современных больших и крупных городах доля рабочих мест в центральной зоне составляет более 50% от городского объема. Помимо этого в центр постоянно доставляются различного рода товары. Все вместе обусловливает высокую транспортную емкость центра. При этом возникает проблема удобства и безопасности пешеходного движения (рис. 10, 11).
Рис. 10. Пример создания пешеходных улиц в центре исторического города
Рис. 11. Схемы размещения магистральных улиц по отношению к городскому
центру: 1 – территория центра, 2 – магистральные улицы
Наиболее общими требованиями организации транспорта в городских центрах является:
•удобная связь центра со всеми структурно-планировочными составляющими города, в том числе с узлами внешнего транспорта;
•изоляция территории центрального ядра от транзитных транспортных потоков;
•наличие в центре пешеходных зон и пешеходных путей, полностью освобожденных от наземного транспорта;
•размещение основных объектов массового посещения (торговля, театры и т. п.) на расстоянии не более 150-200 м (3 минуты ходьбы) от остановок массового пассажирского транспорта;
•отделение (пространственное или временное) подъездов грузового транспорта к объектам центра от пешеходных путей;
•достаточная вместимость автостоянок и удобное их размещение с учетом посетителей центра и работников учреждений и организаций.