Портрет кардинала Боргезе.
Предельный иллюзионизм с одной стороны. Удивительная вещественная достоверность трактовки формы, мясистое чуть дряблое лицо, лоснящаяся кожа, переливающаяся от нас мантия. Это подчеркивает ощущение близости и реальности изображения. С другой стороны, здесь есть движение, пронизывающее этот бюст: повернутая голова, полуоткрытые губы, динамичные складки одежды. Все это помогает уловить неповторимое своеобразие модели и особенности внутренней жизни.
О нем оставил заметки сын. Он писал, что Бернини, готовясь начать работу над портретом, садился в уголке и делал множество быстрых зарисовок в движении и часто с заострением ситуации (как он принимает посетителей, средится, смеется, устал и дремлет и т. д.).
Бернини показывает характер человека в его конкретном проявлении, действии, разговоре. Все его персонажи обращены во вне, им необходим собеседник и зритель.
Некоторые его зарисовки настолько заостренные, что больше похожи на карикатуры.
В подавляющем своем большинстве, портретные бюсты Бернини относятся к жанру парадного портрета, поэтому они весьма репрезентативны. Более того, в них найдено великолепная формула репрезентативного парадного портрета, которая отличается мажорной звучностью, динамизмом. Главная черта изображаемого была схвачена. Но нельзя сказать, что там был глубокий психологизм. Потом нечто подобное мы увидим в живописи Хальса.