Автомобили русской армии

 

В российской армии стратегические автомобильные перевозки почти не применялись. В 1914 году значительное количество автомобилей использовалось для подвоза боеприпасов в Лодзинской операции. В 1916 году во время Брусиловского прорыва 30 автомобилей перебросили на несколько десятков километров 79-ю пехотную дивизию.

На вооружении российской армии находились также и пулеметные автомобили. Однако впоследствии уязвимость не защищенных броней машин заставила отказаться от «автотачанок». Их сменили броневики.

Бронеавтомобили «ФИАТ» – один из наиболее распространенных типов бронеавтомобилей в русской армии в годы Первой мировой и Гражданской войне. Бронеавтомобиль имел шасси, выпущенное по итальянской лицензии в США. Бронирование осуществлялось на Ижорском заводе. Боевая масса: 5,3 т. Экипаж: 4 человека. Вооружение: два пулемета «максим» 7.62 мм. Бронезащита: 6-8 мм. Максимальная скорость: 60 км/час. Двигатель: карбюраторный, воздушного охлаждения, мощностью 60 л.с.

К началу Первой мировой войны в пяти авторотах российской армии насчитывалось 171 трехтонный и 127 полуторатонных автомобилей. Кроме того, имелось 55 учебных грузовиков. Всего, с учетом машин, обслуживающих различные управления Военного министерства и штабы, армия располагала 711 автомобилями: 418 грузовых, 259 легковых и 34 спецмашины.

Несмотря на то, что возможный противник был просчитан Российским Генштабом задолго до начала боевых действий, автопарк российской армии в большинстве своем был укомплектован автомашинами немецкого производства, в частности, изготовленными фирмами «Даймлер» и «Бенц». В процессе войны эта вполне надежная техника была лишена поставок запасных частей и фактически мертвым грузом повисла на шее армии. Не спасла положение и мобилизация технических средств, проведенная в начале войны. 475 грузовиков и 3562 легковых автомобиля, собранные в ее процессе, были слишком разнотипны, а этот факт существенно отражался на их эксплуатации и ремонте. Политика закупок у союзников автомашин небольшими партиями и к тому же производства разных фирм, проводимая Военным министерством в 1914-1915 годах, в этом плане также давала в основном негативные результаты. Только в 1916 году, на основе горького опыта, Россия стала приобретать технику, в основном автомобили «Фиат», «Уайт», «Паккард», «Берлье» и «Рено» крупными партиями.

Автомобили в России считались военнообязанными. В начале войны у частных лиц было реквизировано несколько тысяч легковых машины. Но все они были разномастные: немецкие, американские, французские, итальянские.

Кроме автомобилей закупаемых у союзников, в годы Первой мировой войны в России начинается производство собственных машин военного назначения. Правда, в очень небольших количествах.

В мае 1913 года по предложению инженера артиллерийской технической конторы Путиловского завода Лендера бортовую платформу 5-тонного грузовика производства Русско-Балтийского Вагонного Завода переделали для установки на нее качающейся «противоаэропланной пушки», калибром 76,2 мм. Первые четыре машины поступили на испытания на Главный артиллерийский полигон под Петроградом в конце 1914 года.

В феврале 1915 года первые самоходные зенитные пушки способные развить скорость до 20 км/ч. были готовы, а в марте направлены для воздушного прикрытия Царского Села. Вскоре на Западный фронт отправилась вторая батарея, которой командовал капитан Тарновский. 17 июля она успешно отразила налет 9 германских аэропланов. Позже под Варшавой батарея сбила 2 вражеских самолета.

К началу 1917 года в русской армии уже насчитывалось 40 автомобильных рот и несколько автомобильных команд особого назначения. Кроме того, автомобилями располагали 18 автобронедивизионов, 6 зенитных батарей и около сотни автопулеметных взводов.

Главной причиной, вынуждавшей Россию закупать автомобильную технику за пределами страны, была узкая гамма моделей выпускаемых на ее автомобильных заводах.

Подводя итог первой серьезной встрече Автомобиля и Войны, осталось отметить, что к концу 1917 года с французской стороны в ней принимало участие 92 тыс. автомашин, с английской – 76 тыс., с немецкой – 56 тыс., с русской – 21 тысяча. Проба сил автомобиля в новом качестве прошла успешно.