Автомобиль всех времен

 

В первые годы XX века параллельно с Ланчестером к выпуску автомобилей приступила другая английская фирма – «Нейпер». Это была первая английская компания, которая начала устанавливать на свои автомобили, в основном спортивные, мощные шестицилиндровые двигатели. Однако вначале такие моторы уступали двигателям, выпущенным голландской фирмой «Стрийкер», из-за сильной вибрации коленчатого вала. Позднее этот недостаток удалось устранить, и машины «Нейпер» добились широкого признания, благодаря мощности, плавному ходу, хорошей управляемости, а также несложному переключению передач.

Казалось с помощью фирмы «Нейпер» будущее английского автомобиля предрешено. Но судьбе угодно было распорядиться иначе. Несмотря на свои достижения, «Нейпер» вынужден был потесниться и дать дорогу одному из самых выдающихся автомобилей всех времен – непревзойденному «Роллс-Ройс 40/50», именуемому чаще «Сильвер Гоуст» – серебряный призрак. Созданный в 1906 году, шестицилиндровый автомобиль модели «40/50» стал звездным часом его конструктора Генри Ройса (1863-1933). Элегантный, и при этом не слишком дорогой, он выделялся среди других марок удивительной изысканностью, благодаря логичным техническим решениям и высочайшему качеству материалов и сборки.

Как утверждали современники, которым посчастливилось посидеть за рулем «Роллс-Ройс» и убедиться в его высоких ходовых качествах: «В этом автомобиле вы слушаете тишину, даже при скорости более 110 километров в час, ощущая вместе с тем хорошее держание дороги и легкость управления автомобилем». Механические детали этой модели до сих пор удивляют своей долговечностью, а надежность, проверенная в различных испытаниях, считалась легендарной. Не случайно модель «Сильвер Гоуст» оказался впереди всех конкурентов, поэтому его выпуск продолжался вплоть до 1925 года, и только в самые последние годы появились признаки устаревания модели.

Следует добавить, что «Роллс-Ройс» получил звание самого роскошного английского автомобиля начала XX века, одновременно сохраняя свою спортивную форму. Это частично объяснялось тем, что его сбалансированные пропорции исключали неуклюжесть, а также спортивными успехами «Роллс-Ройс» на гонках «Альпийские события» (Alpine events) в 1913 году. Не случайно Британские вооруженные силы в первую мировую войну отдали предпочтение шасси «Сильвер Гоуст» как базовому для построения бронированных автомобилей. Не многие высококлассные автомобили могли похвастать подобной универсальностью.

Справедливости ради следует отметить, что, не смотря на все преимущества «Роллс-Ройс», сделавших его вне конкуренции на мировом рынке, нашлась фирма-автопроизводитель не побоявшаяся сделать ему вызов. Ею стала французская фирма «Delaunay-Belleville». Выпущенный ею автомобиль получил известность не только в самой Франции, но и далеко за ее пределами. Так, например, машина марки «Delaunay-Belleville» длительное время оставался любимым автомобилем российского царя.

«Delaunay-Belleville» представлял собой роскошную модель фирмы, изначально специализировавшейся на производстве паровых машин (котлы «Delaunay» были установлены на яхте последнего русского царя «Королева Виктория»), и был разрекламирован как «величественный». Начиная с 1908 года компания стала выпускать технически совершенные автомобили. Кроме мощного шестицилиндрового двигателя с коленчатым валом повышенной прочности, на этих автомобилях компания одна из первых применила систему смазки двигателя под давлением.

Еще одним из конкурентов «Роллс-Ройс» можно назвать, производителей автомобилей «Маудслей» из английского города Коверни. Эта фирма, прежде чем заняться автомобилестроением, сделала себе громкое имя на выпуске судовых двигателей высокого качества. Начиная с 1910 года фирма из Ковентри стала одной из самых известных на Британских островах. Именно в цехах этого завода в дальнейшем будет создана популярная модель спортивного автомобиля – «Ягуар».