Автомобиль и автомобилизация в современном понимании
Автомобиль (от греческого «autos» – сам и латинского «Mobilis» – «двигатель») – самоходное механическое транспортное средство, т.е., согласно ПДД, транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем.
1 – двигатель;
2 – сцепление;
3 – КПП;
4 – карданная передача;
5 - главная передача;
6 – дифференциал;
7 – полуось.
Рис. 1 Простейшая кинематическая схема автомобиля классической компоновки
Статистика свидетельствует, что в «пиковые» периоды по Москве одновременно движется до 200 тысяч автомобилей, причем только в центре (включая Садовое кольцо) – 25...30 тысяч машин. В те же часы на улицах припарковано порядка 300...350 тысяч автомобилей и автобусов, в том числе в центре – до 75 тысяч.
Средняя скорость движения по городу едва достигает 33 км/ч, а в пределах Садового кольца она меньше – 18 км/ч. Согласно прогнозам, к 2020 году 80 % населения города будут постоянно пользоваться личным легковым транспортом, а численность легковых автомобилей возрастет как минимум на 40 %.
Безусловно, рост автомобилизации приводит к росту ДТП, однако это не всегда так. Дело в том, что многие западные страны очень ответственно относятся к состоянию здоровья и безопасности своих граждан. Это подталкивает автопроизводителей, дорожные службы и службы безопасности движения предпринимать все возможные усилия для предотвращения ДТП. Общая статистика по некоторым странам приведена ниже, с учетом уровня автомобилизации этих стран.
Таблица 1
Показатели аварийности и уровня автомобилизации
отдельных стран (1998 г.)
Страна | Кол-во ДТП | Кол-во легковых а/м на 1000 жителей | Кол-во ДТП на 100 тыс. жителей | Число погибших на 100 тыс. жителей | Число погибших на 10 тыс. ТС |
Австрия | |||||
Бельгия | |||||
Великобритания | |||||
Венгрия | |||||
Дания | |||||
Испания | |||||
Люксембург | |||||
Норвегия | |||||
Польша | |||||
Португалия | |||||
Россия | |||||
Финляндия | |||||
Франция | |||||
Швейцария |
Таким образом, разобрав современное состояние, возможные тенденции развития транспорта, мы приходим к одному – необходимости совершенствования всего автотранспортного комплекса. И, возможно, очень скоро появится новый вид транспорта, отдельно от автомобильных дорог. И об этом свидетельствует история развития транспорта, вплоть до появления автомобиля и его развития до наших дней.
Автомобили принято подразделять по назначению, типам, маркам, моделям и пр. По назначению автомобили разделяются на транспортные, специальные и гоночные. Транспортные автомобили служат для перевозки грузов и пассажиров. Специальные имеют постоянно смонтированное оборудование или установки и применяются для различных целей (пожарные и коммунальные автомобили, автолавки, автокраны и т. п.). Гоночные предназначаются для спортивных соревнований, в том числе для установления рекордов скорости. Транспортные автомобили в свою очередь делятся на легковые, грузовые и автобусы.
По проходимости автомобили подразделяются на: дорожные, внедорожные (карьерные) и повышенной и высокой проходимости.
В зависимости от рода двигателя различают автомобили:
- паровые;
- бензиновые;
- дизельные;
- газобаллонные автомобили;
- газогенераторные автомобили - с двигателем внутреннего сгорания, работающим на газе;
- газотурбинные автомобили - с газовой турбиной;
- электрические.
Автомобилизация – показатель, отражающий насыщенность сообщества автомобилями и измеряемый как количество зарегистрированных автомобилей на 1000 жителей.
Число легковых автомобилей на 1000 человек в России в 2003 г. приходилось 130 единиц. При сохранении существующих тенденций уровень автомобилизации составит к 2005 г. около 240 транспортных средств на 1000 жителей. Наиболее вероятно изменение в структуре парка транспортных средств, заключающееся в увеличении доли легковых автомобилей (к 2005 году до 70 ... 75%).
В качестве примера ближайшего будущего развития городов России можно привести столицу – г. Москву. К началу 2006 года парк легковых автомобилей в Москве вырос до 2,6 млн. единиц. Кроме того, в столице России насчитывается 240 тысяч грузовых автомобилей и около 40 тысяч автобусов. Ежегодно автомобильный парк Москвы увеличивался на 100…150 тысяч единиц транспорта. Несмотря на то, что за последние несколько лет темпы прироста замедлились, в ближайшие годы парк автомобилей в столице будет продолжать увеличиваться.