Общие тенденции и проблемы развития автотранспорта
Автомобильный транспорт в современных условиях развивается ускоренными темпами, особенно в рыночных условиях, как наиболее массовый вид транспорта для перевозки пассажиров и грузов любой стоимости на короткие, средние и дальние расстояния. В некоторых условиях он может быть единственным видом транспорта (сельские регионы, малые населенные пункты и др.). Автотранспорт имеет самую широкую сферу применения: начиная от внутригородских перевозок и заканчивая международным сообщением. Используется как самостоятельно, так и совместно с другими видами транспорта. В последнем случае может использоваться только для подвоза-вывоза к магистральным видам транспорта или с их помощью преодолевает непроходимые препятствия (железнодорожное, паромное, авиационное сообщение).
В России автомобильный транспорт осуществляет перевозку чуть более 50 % грузов и пассажиров. Протяженность сети автодорог Росси составляет 915,6 тыс. км (из них с твердым покрытием – 751 тыс. км). В США эта величина - 6284 тыс. км.
Чуть ниже России - Канада и Франция. Вместе с тем, по плотности дорог на единицу площади территории и на 1000 жителей Россия на одном из последних мест, после США, Германии, Великобритании, Франции и даже Финляндии. За последние годы грузовая производительность автотранспорта в России очень упала. И если передовые страны используют в доле производительных перевозок автотранспорт от 12 % до 65 % , то Россия всего 3,8 %.
Рост автотранспорта в Росси за последние 5 лет составил 40 %. Однако большая часть парка автомобилей имеет возраст более 10 лет. При этом технический уровень отечественного автопрома на протяжении многих лет отстает от зарубежных аналогов минимум на 10 лет.
К основным преимуществам автомобильного транспорта относятся:
1) маневренность, большая подвижность, мобильность;
2) доставка грузов или пассажиров «от двери до двери» без дополнительных перегрузок или пересадок в пути следования;
3) автономность движения транспортного средства от специальных сложных путей и источников энергопотребления;
4) высокая скорость доставки;
5) широкая сфера применения по территориальному признаку (жара, мороз; равнина, горная местность), видам грузов и системам сообщения;
6) более короткий путь следования по сравнению с естественными путями водного транспорта.
В качестве недостатков можно отметить:
1) большая себестоимость;
2) большая топливоэнергоемкость, металлоемкость;
3) низкая производительность единицы подвижного состава;
4) наибольшая трудоемкость (на одно транспортное средство требуется не менее одного водителя, а его режим работы самый напряженный);
5) в наибольшей степени загрязняет окружающую среду.
В качестве основных проблем развития автомобильного транспорта можно отнести целый ряд из них. В первую очередь существует реальная необходимость повышения производительности автотранспорта за счет уменьшения простоев, увеличения использования грузоподъемности и увеличения скорости движения. Для тяжелых отраслей промышленности необходимо создание новых автомобилей большей грузоподъемности и грузовместимости. Соотношение стоимости автотранспорта и срока его эксплуатации ставит перед учеными и разработчиками задачу повышения рабочего ресурса автомобилей. Для сравнения, отечественный автомобиль до капитального ремонта рассчитан на пробег до 130...300 тыс. км, тогда как импортные автомобили рассчитаны до 500 тыс. км, но на российских дорогах они пробегают и более 1 млн. км. Однако и высокий ресурс импортных автомобилей не исключат проблему эффективности двигателей внутреннего сгорания, КПД которых не превышает 36 % для дизельных двигателей и 20...25 % - для легковых. Многие конструктивные решения уже почти исчерпаны – это аэродинамика автомобиля, электронный впрыск и турбонаддув. Но еще не решены проблемы устранения трения деталей, полного и эффективного сгорания топлива, надежности конструкции.
Рыночная экономика, диктуя свои правила, постепенно заставляет переходить от ремонта автотранспорта к сервисному обслуживанию с заблаговременным выявлением признаков неисправностей отдельных агрегатов и узлов автомобилей. В некоторых отраслях требуется разработка и внедрение специализированных автомобилей для снижения трудоемкости процесса. В частности, в Японии разработано и внедрено легковое такси без водителя. Низкая экологичность автомобильных двигателей заставляет разрабатывать новые двигатели на альтернативном топливе.
В условиях непрерывного увеличения транспорта на дорогах все более актуальными становятся проблемы обеспечения организации и безопасности движения. В этой связи ведутся разработки по усовершенствованию конструкции автомобилей, их динамических и скоростных характеристик, систем активной и пассивной безопасности, электронных систем управления движением, совершенствуются и внедряются технологии строительства дорог. Здесь следует отметить, что если в европейских странах расход горючего составляет в среднем 8,3 л/100 км, то в России - 9,7 л/100 км, причем это для оптимальных дорожных условий, которые для нас пока редкость. Более корректны цифры в пределах 11...16 л/100 км. Статистика свидетельствует, что на усовершенствованных дорогах себестоимость перевозок снижается в 2...3 раза, срок службы автомобиля выше на 30 %, расход горючего сокращается на 30...50 %. Для сравнения: на грунтовых дорогах производительность снижается в 3...4 раза. Поэтому острой и актуальной остается проблема развития автомобильных дорог с твердым покрытием, в т.ч. дорог 1 и 2 категорий; развитие заправочных комплексов, автостоянок, развитие систем внешнего освещения в темное время суток, организация многоуровневых пересечений и т.д.
Применение двигателей Дизеля на грузовых и пассажирских автомобилях в мире составляет 50...60 %, в России - 25 %. Они сокращают расход топлива для крупнотоннажных перевозок на 25...30 % и более, чем вдвое снижают степень экологического загрязнения окружающей среды. Совершенствование улично-дорожной сети для обеспечения безопасности участников движения состоит в необходимости выделения самостоятельных путей движения всех участников движения, с минимальным количеством пересечений в одном уровне.