ФРЕЙДИЗМ
Зигмунд Фрейд/1856-1939/ - создатель своеобразного психолого-фи-лософского учения о структуре человеческой психики, движущих мотивах деятельности людей, культурных и социальных аспектах бытия человека. Фрейд признает реальность внешнего мира, возможность познания его наукой, но в отличие от тех, которые ставят своей задачей изучение внешнего мира, он ставит задачу исследования "малого" мира, человека. Принимая идею о том, что поведение личности объясняется взаимодействием "внутренних и внешних сил", Фрейд считает необходимым прежде всего осмыслить внутренний мир человека, движущие силы, которые изнутри определяют человеческое развитие.
Существует особая, бессознательная область человеческой психики. Познание ее требует особых процедур и навыков, т.наз. психоанализа. При разработке своего учения Фрейд считает, во-первых, что наиболее существенные психические процессы являются бессознательными, и, во-вторых, что первостепенную роль в жизнедеятельности человека играют сексуальные влечения. Фрейд считает, что всякий душевный процесс существует сначала в бессознательном и только потом может оказаться в сфере сознания.
Фрейд предложил следующую модель человеческой психики. Она включает три инстанции:
- бессознательное Оно, унаследованный человеком глубинный слой, в котором находятся скрытые душевные движения, безотчетные влечения человека;
- сознательное Я, посредник между Оно и внешних миром;
- Сверх-Я, некая инстанция, содержащая императивы долженствования, запреты морального, социокультурного и семейного происхождения.
В основе деятельности человека, по Фрейду, лежат "принцип удовольствия" и "принцип реальности". Первый - это бессознательные влечения, которые направлены на получение максимального удовольствия, второй - это защитные механизмы по отношение к внешнее реальности, которые страховали бы человека от различных потрясений и перегрузок.
Фрейд считал, что между сознательным и бессознательным возникают конфликты и в нашей психике сформировались механизмы для снятия этих конфликтов /вытеснение, образование противоположное реакции, сублимация и др./. Так, например, происходит подавление, исключение из сознания импульсов, возбуждающих напряжение и тревогу /вытеснение в бессознательное/. Но вытесненные в бессознательное желания могут вырваться наружу, став причиной невротических заболевании. Фрейд считает, что лучшей выход из положения - мобилизация человеком своих сил с целью сознательного, а не бессознательного разрешения конфликтов. Для этого нужно осознать свои бессознательные влечения. С этой целью используются методы психоанализа - через анализ сновидений, навязчивых идей, обмолвок и т, д.
В 20-е годы Фрейд вводит изменения в свою концепцию. Он приходит к выводу, что в бессознательном есть две инстанции: Эрос /инстинкт жизни'/ и Танатос / инстинкт разрушения, смерти/. Более того, развитие не только человека, но и культуры рассматривается с точки зрения борьбы Эроса и Танатоса.
Продолжатели Фрейда вводят некоторые новые идеи. Альфред Адлер /1870-1937/считал, что вместо принципа удовольствия в роли руководящего начала выступает "воля к власти". Динамика развития личности - на базе борьбы между "комплексом неполноценности", идущем от жизненных неудач, и желанием во что бы то ни стало добиться успехов.
Карл Густав Юнг /1875-1961/ полагает, что в психику человека входят сознание, личное бессознательное и коллективное бессознательное. Последнее - это скрытые следы памяти человеческого прошлого.Эти следы Юнг называет архетипами. К ним относятся, например, некие образы отца или матери, добра и зла /в виде "мессии спасителя" или "дъявола-искусителя"/ и т.д.
Карен Хорни /1885-1952/ основным побудительным мотивом человеческой деятельности считала стремление к безопасности.
Эрих Фромм /1904-1980/ говорил, что биологически нормальное у человека биофилия, любовь к жизни и живому, ориентация на доброе и т.д. Но специфические условия жизни могут породить некрофилию - влечение к мертвому, больному, разлагающемуся и т.п. В отличие от Фрейда Фромм считал, что нормальное состояние - биофилия, а некрофилия - феномен психической патологии. Злокачественна агрессия может исчезнуть с изменением социальных условий.