НЕОТОМИЗМ

 

Под неотомизмом понимается христианская философия, считающая сво­им предшественником Фому /Томазо/ Аквинского /1225-1274/. В свое время Фома создал богословско-философскую систему, использующую аристотелизм для обоснования и защиты католического вероучения. Философия ХУ11-ХУ111 вв. отвергала средневековую схоластику. Во второй половине XIX в. ситуация изменилась. Усиливаются иррационалистические умонастроения, оппозиция материализму. Первый Ватиканские собор /I864-I870/ объявил философию Фомы Аквинского единственно истинной. Затем было принято решение восстановить в католических школах пре­подавание философии, основывающееся на идеях Фомы В 1914 г. были опубликованы "24 томистских тезиса", извлеченных из философии Фомы, в которых сформулированы основоположения католической философии. Ру­ководствуясь этими тезисами, католические философы ведут преподавание философии и осуществляют ее разработку.

Исходная идея неотомизма - принцип гармонического единства разу­ма и веры. Этьен Жильсон /1884-1978/ образно говорил, что достиже­ние гармоник между философией и верой - тайна томизма. Неотомисты утверждают, что вера и разум не должны противоречить друг другу, при правильном использовании они дополняют друг друга. Ведь вера ос­новывается на Откровении Божества, разум Бог внедрил в человека, поэ­тому вера и разум имеют общий источник.

Но разум по своей природе ограничен, ему не все доступно. Как говорил Жак Маритен /1882-1975/, разум "останавливается" и "сохраняет молчание" перед такими вопросами, как вопросы о смысле жизни личнос­ти, о бессмертии души и т.п. Именно здесь возникает потребность в вере.

Соотношение теологии и философии в неотомизме сформулировано в догмате: "Философия - служанка богословия". Служебная обязанность философии - доказать, что Бог есть. Как это сделать? Человек не мо­жет "непосредственно-духовно" созерцать Бога. Но богопознание возможно, поскольку Бог пребывает в мире как его сокровенная основа. И вслед за Фомой неотомизм предлагает его апостериорные доказательст­ва - от движения, причин, совершенств и т.д. к их источнику - Богу. Кроме пяти доказательств Маритен предложил еще одно: опыт че­ловеческого мышления приводит к выводу, что оно бессмертно и «предсуществует» до времени в разуме Бога.

В онтологии неотомизм различает чистое бытие и существование. Чистое бытие - неизменная духовная субстанция, тождественная с Богом. Существование - мир сотворенных вещей. Неотомисты утверждают принцип творения мира Богом из ничего /креационизм/. Человек - един­ственный носитель божественного духа в материальном мире. В момент рождения порожденное родителями тело и сотворенная Богом душа образу­ют субстанциальное единство человека. Душа бессмертна.

У души есть две главные способности - познание и воля. Познание через ощущения, суждения и умозаключения стремится к истине, раск­рывая в познаваемых объектах их духовные прообразы, формы. Человеку дана свобода воли, выбора поведения. Бог дал человеку свободу воли, выбора между посюсторонним и потусторонним благом. Надо избежать ложного пути. Говоря о взаимоотношениях людей, неотомизм отвергает индивидуализм и коллективизм в их обычном понимании, пропагандирует идею солидаризма, объединяющего людей принципом любви к ближнему, в основе который - любовь к Богу.

Анализируя ситуацию в современном мире, неотомисты говорит, что технические средства и достижения материальной культуры, базирующи­еся на науке, имеют двойственный характер: они и объединяют, и разъ­единяют людей. Подлинная цивилизация должна опираться не на "матери­альный принцип", а на «духовные факторы».