Экономическая интеграция в рамках СНГ

Как показывает мировой опыт, региональная интеграция спо­собна стать действенным ответом на вызовы глобализации. Ее по­тенциал государства — участники СНГ могут полнее и эффектив­нее использовать при условии совместной адаптации к геополити­ческим и геоэкономическим реалиям, скоординированного участия в решении общемировых экономических проблем.

Как известно, после распада СССР нарушились хозяйствен­ные связи между бывшими республиками страны. Попытки госу­дарств — участников Содружества сохранить или вновь наладить экономические связи между ними оказались не очень эффектив­ными. Формирование в 1993 г. Экономического союза, создание в 1994 г. Межгосударственного экономического комитета с неко­торыми надгосударственными функциями могли оздоровить эко­номическую ситуацию в пространстве СНГ, однако их возможно­сти полностью не были использованы.

Одна из главных целей, поставленных государствами — участ­никами СНГ в экономической сфере, — создание зоны свободной торговли (ЗСТ). Юридическое оформление ЗСТ способно стиму­лировать хозяйственные связи и взаимную торговлю, создать предпосылки для образования таможенного союза. Государства — участники СНГ при создании зоны свободной торговли в рамках Содружества, о чем стороны договаривались в Соглашении от 15 апреля 1994 г., встретились с большими трудностями. Лишь спустя пять лет, в апреле 1999 г., страны СНГ вернулись к этой идее, подписав соответствующий Протокол. Однако и после этого проблема создания ЗСТ решается не просто.

Так, на 36-м заседании Совета глав государств — участников СНГ, состоявшемся 19 сентября 2003 г. в Ялте, было подчеркнуто, что создание в рамках СНГ зоны свободной торговли — это при­оритет Содружества и важнейшая общая задача. В принятом Заяв­лении подчеркнуто, что главы государств Содружества объявляют безусловным приоритетом СНГ формирование и функционирова­ние зоны свободной торговли с постепенным продвижением на основе расширения интеграции к единому экономическому про­странству. В своем Решении о завершении формирования зоны свободной торговли и развитии взаимодействия государств — уча­стников СНГ в экономической сфере главы государств считают в основном завершенным правовое оформление создания зоны свободной торговли стран Содружества. Этим же Решением утвер­жден План реализации важнейших мероприятий, направленных на развитие и повышение эффективности взаимодействия госу­дарств — участников Содружества Независимых Государств в эко­номической сфере в 2003—2010 гг.

В минувшие после создания СНГ годы его участники пришли к мнению, что государства Содружества могут взаимодействовать в экономической области путем разноуровневой интеграции. С этой целью ряд стран СНГ стали создавать экономические сооб­щества в узком составе.

Например, пять государств — участников СНГ — Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Российская Федерация и Таджикистан — с 1995 г. начали формировать Таможенный союз. С этой целью ими заключено большое число соглашений. Ключевым среди них яв­ляется Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г., в котором без конкретизации сроков определены этапы интеграции.

На первом этапе — обеспечить реализацию в полном объеме режима свободной торговли, в частности неприменение тарифных и количественных ограничений во взаимной торговле, введение единой системы взимания косвенных налогов, устранение адми­нистративных, фискальных и иных препятствий, затрудняющих свободное передвижение товаров.

На втором этапе — создать таможенный союз, предполагаю­щий единую таможенную территорию, общий таможенный тариф, отмену таможенного контроля на внутренних границах, унифика­цию механизмов регулирования экономики и торговли.

На третьем этапе — сформировать единое экономическое про­странство, предусматривающее проведение общей экономической политики и формирование общего рынка услуг, труда и капитала, унификацию национального законодательства, проведение согла­сованной социальной и научно-технологической политики.

Опыт развития многостороннего сотрудничества показал, что продвижение по намеченному пути затруднительно без четкой ор­ганизационно-правовой структуры, обеспечивающей в первую очередь обязательность выполнения принятых решений. В целях решения этой проблемы 10 октября 2000 г. президентами Белорус­сии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщест­ва, ставший основой для перевода сотрудничества пяти государств на качественно новый уровень. Договор ратифицирован всеми го­сударствами-участниками и 30 мая 2001 г. вступил в силу.

19 сентября 2003 г. четыре государства СНГ — Россия, Казах­стан, Белоруссия и Украина — заключили Соглашение о создании единого экономического пространства, в котором определили эта­пы достижения указанной цели.

Пока еще скромную роль в экономическом сотрудничестве го­сударств — участников Содружества играет Экономический суд СНГ. Его слабыми местами являются рекомендательный характер решений и ограниченный круг субъектов, имеющих право обра­щаться в Суд. Необходимо внести изменения в статус Суда, что позволит стать ему по-настоящему действенным инструментом по разрешению экономических споров в рамках СНГ.

Важную роль в деле экономического сотрудничества стран Со­дружества играет Петербургский экономический форум, который на­чиная с 1997 г. ежегодно проводится в рамках СНГ с приглашени­ем многочисленных гостей из других стран и международных ор­ганизаций. Форум помогает определить сильные и слабые стороны развития экономик государств СНГ и их экономического взаимодействия, наметить перспективы более тесного сотрудниче­ства в экономической сфере.

По мнению специалистов, весьма ощутимо осуществляется от­раслевое сотрудничество государств — членов СНГ. Безусловно, здесь, как и в других сферах взаимодействия, имеется еще немало неиспользованных возможностей. Значительный потенциал от­раслевого сотрудничества государств — участников СНГ необхо­димо использовать более эффективно, что позволит существенно укрепить экономику стран Содружества, повысить уровень жизни людей.

Важным этапом в интеграции валютно-финансового механиз­ма стран — членов Содружества явилось решение о создании Платежного и Валютного союзов. Представляется, что экономиче­ские условия для этих союзов в основном созданы. К сожалению, в полной мере сформировать такой механизм на практике пока не удалось.

На основе соответствующих правовых актов страны СНГ взаи­модействуют в областях внешнеэкономической деятельности и та­моженного дела. Усилия государств — участников СНГ в указан­ных сферах способствуют выработке общих позиций во внешне­экономической и таможенной областях. Налаживание эффективного экономического взаимодействия требует гармони­зации нормативно-правовой базы в первую очередь во внешне­экономической и налоговой сферах. Устранение существующих правовых барьеров, сближение национальных законодательств по­зволят создать хозяйствующим субъектам стран Содружества рав­ные условия.