Билет 48. Роль правосознания в правотворчестве и реализации права.

Понятия «право» и «правосознание» глубоко взаимосвязаны. Они существуют и развиваются вместе, взаимно поддерживая и дополняя друг друга. В научной литературе приводится формула: правосознание существует «до», «после» и «параллельно» с правом. Поэтому правосознание активно вторгается во все процессы, связанные с правом. Особенно важна роль правосознания в правотворчестве и право реализации.

Правотворчество – это деятельность прежде всего государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. Однако, создание правовых норм начинается с выявления объективных потребностей общества в регулировании каких-либо отношений. Нормы создаются не по субъективной воле законодателя, а в результате формирования предпосылок к их появлению в самом обществе. В таком случае, в правовых нормах, принятых государственными органами, действительно выражается воля народа, как это и должно быть в правовом государстве. Выявление общественных потребностей, в свою очередь, может быть осуществлено только категориями правосознания. Под правосознанием понимается совокупность взглядов, идей, представлений и чувств, выражающих отношение людей к прошлому, действующему и будущему праву. Это «реакция» людей на право. Таким образом, анализируя общественное правосознание, т.е. мнение людей о праве, оценивая позитивные и негативные моменты, предпочтения общества, недовольства, вызывающие социальную напряжённость, профессиональные юристы «переводят» потребности общества на язык права, после чего они попадают к законодателю и выражаются в виде норм права. Так процесс правотворчества опосредуется правосознанием.

Велика роль правосознания и в процессе реализации норм права. Под реализацией права понимается процесс воплощения юридических предписаний в правомерных действиях граждан, органов, организаций, учреждений, должностных лиц и всех иных участников общественных отношений. Правосознание влияет на соблюдение норм права всеми субъектами права. Особенно ярко здесь выражены оценочная и регулятивная функции правосознания. Оценочная функция заключается в том, что правосознание даёт возможность осмысления, анализа и оценки всех элементов правовой системы, всей правовой жизни общества; позволяет оценивать право со стороны его субъектов, а также поведение людей со стороны других субъектов и государства. Регулятивная функция вытекает из оценочной и заключается в том, что правосознание способно оказывать эффективное общенормативное воздействие на поведение людей, определять их ориентиры, цели, установки. Правосознание - прежде всего внутренний регулятор поведения людей. А решение каждого отдельного индивида о том, соблюдать или не соблюдать нормы права, рождается главным образом из внутренних тенденций. Этим объясняется то, что на уровень и качество реализации права влияет правосознание общества: высокое или низкое, развитое или незрелое, правильное или искажённое. Отсюда следует, что государство должно заботиться о повышении уровня правосознания и правовой культуры населения.

Правовая культура является определённым состоянием правосознания, состоянием законности; определённым уровнем правовой системы. В отличие от правосознания, которое есть всегда, правовой культуры может не быть, возможна даже антикультура. Высокая правовая культура характеризуется знанием и пониманием права, сознательным позитивным отношением к нему; высоким уровнем законности, гарантированностью прав субъектов права; высоким уровнем работы государственных органов с точки зрения соблюдения ими норм права, этики государственных служащих, организации труда. Необходимой является деятельность государства и гражданского общества по правовому воспитанию и обучению. Сегодня в России актуальны проблемы, связанные с правотворчеством, реализацией права, функционированием всей системы права. Они опосредованы главным образом особенностями российского правосознания, которое страдает от двух крайностей. Первая – правовой нигилизм, т.е. неверие праву, стремление отказаться от права в пользу нравственности. Корни этого убеждения – в самом менталитете русского народа. Закон во все времена являлся для людей инструментом угнетения в руках деспотичной власти. Более того, церковь благословляла эти поползновения власти на распоряжение людскими судьбами. Так, в людях воспитывалась ненависть к праву. Ещё Лев Толстой говорил, что право «мешает жить по совести». Вторая крайность – правовой идеализм. Это слепая вера в «хорошую» власть, которая даёт невыполнимые обещания, и «хороший», справедливый закон. Такое убеждение делает людей незащищёнными, закрывает им глаза на реальную картину правовой ситуации в стране, бесчестия власти, отнимает стремление добиваться лучшего.