Перспективы развития торпедного оружия

 

Необходимость совершенствования торпедного оружия вызывается постоянным улучшением тактических параметров кораблей. Так, например, глубина погружения атомных ПЛ достигла 900 м, а их скорость движения 40 узлов.

Можно выделить несколько путей, по которым должно осуществляться совершенствование торпедного оружия (рис. 2.21).


 

Улучшение тактических параметров торпед


Чтобы торпеда настигла цель, она должна иметь скорость, как минимум, в 1,5 раз больше, чем атакуемый объект (75…80 узлов), дальность хода – более 50 км, глубину погружения не менее 1000 м.

Очевидно, что перечисленные тактические параметры определяются техническими параметрами торпед. Следовательно, в данном случае должны рассматриваться технические решения.

Увеличение скорости торпеды может быть осуществлено за счёт :

- применения более эффективных химических источников питания двигателей электрических торпед (магний-хлор-серебряных, серебряно-алюминиевых, использующих в качестве электролита морскую воду).

- создания парогазовых ЭСУ замкнутого цикла для противолодочных торпед;

- уменьшения лобового сопротивления воды (полировка поверхности корпуса торпеды, сокращение числа ее выступающих частей, подбор соотношения длины к диаметру торпеды), поскольку VТ прямо пропорциональна сопротивлению воды.

- внедрения ракетных и гидрореактивных ЭСУ.

Увеличение дальности хода торпеды ДТ достигается теми же путями, что и увеличение её скорости VТ, ибо ДТ= VТ t, где t – время движения торпеды, определяемое количеством энергокомпонентов ЭСУ.

Увеличение глубины хода торпеды (или глубины выстрела) требует усиления корпуса торпеды. Для этого должны применяться более прочные материалы, например алюминиевые или титановые сплавы.

 

Повышение вероятности встречи торпеды с целью

 

Решение этой проблемы может быть достигнуто:

- применением в системах управления волоконно-оптических про

водов. Это позволяет обеспечить двухстороннюю связь с торпе-

дой, а значит, увеличить объем информации о местоположении

цели, повысить помехоустойчивость канала связи с торпедой,

уменьшить диаметр провода;

- созданием и применением в ССН электроакустических преобра-

зователей, выполненных в виде антенных решеток, что позволит

улучшить процесс обнаружения и пеленгования торпедой цели;

- применением на борту торпеды высокоинтегральной электронной

вы числительной техники, обеспечивающей более эффективную

работу ССН;

- увеличением радиуса реагирования ССН повышением ее чувст-

вительности;

- снижением влияния средств противодействия путем использо -

вания в торпеде устройств, осуществляющих спектральный

анализ принимаемых сигналов, их классификацию и выявление

ложных целей;

- разработкой ССН на базе инфракрасной техники, не подвержен-

ной воздействию помех;

- снижением уровня собственных шумов торпеды путем совершен-

ствования двигателей (создание бесколлекторных электродвига-

телей переменного тока), механизмов передачи вращения и

винтов торпед.

Повышение вероятности поражения цели

 

Решение этой проблемы может быть достигнуто:

- подрывом торпеды вблизи наиболее уязвимой части (например,

под килем) цели, что обеспечивается совместной работой

ССН и ЭВМ;

- подрывом торпеды на таком расстоянии от цели, при котором на

блюдается максимальное воздействие ударной волны и расши

рение газового пузыря, возникающего при взрыве;

- созданием боевой части кумулятивного (направленного действия);

- расширением диапазона мощностей ядерной боевой части, что

связано как с объектом поражения, так и с собственным безопас-

ным радиусом. Так, заряд мощностью 0,01 кт должен применяться

на дистанции не менее 350 м, 0,1 кт – не менее 1100 м.

 

Повышение надежности торпед

 

Опыт эксплуатации и применения торпедного оружия показывает, что после длительного хранения некоторая часть торпед не способна выполнять возложенные на них функции. Это свидетельствует о необходимости повышения надежности торпед, что достигается:

- повышением уровня интеграции электронной аппаратуры торпе-

ды. Это обеспечивает повышение надежности электронных уст-

ройств в 5 – 6 раз, уменьшает занимаемые объемы, снижает

стоимость аппаратуры;

- созданием торпед модульной конструкции, что позволяет при мо-

дернизации заменять менее надежные узлы на более надежные;

- совершенствованием технологии изготовления приборов, узлов и

систем торпед.

 


Таблица 2.4

Наименование торпеды Калибр, мм Длина, м Скорость, узл. Дальность хода, км Глубина хода Тип двигателя Энергоноситель Тип СУ Масса торпеды, кг Масса ВВ, кг Носитель Объ-ект поражения
Отечественные
СЭТ-72 400 4,5 42 До 450 ЭД СМАБ Комбинированная ССН 700 НК и ПЛ НК и ПЛ
УСЭТ-80 533 7,9 50 До 600 ЭД СМАБ Комбинированная ССН, ССН по КС 2000 НК и ПЛ НК и ПЛ
УГСТ 533 7,2 50 До 500 Поршневой Унитарный Комбинированная ССН, ССН по КС 2200 НК и ПЛ НК и ПЛ
ВА-111 533 8,2 200 До 400 РД твердое топливо АУ Нет сведений ПЛ НК и ПЛ
Зарубежные
Мк-50 «Барракуда» (США) 324 3,0 60 До 1200 Турбина гидро- реагир. ССН 260 НК и Ав НК и ПЛ

 

 

Окончание табл. 2.4

Наименование торпеды Калибр, мм Длина, м Скорость, узл. Дальность хода, км Глубина хода Тип двигателя Энергоноситель Тип СУ Масса торпеды, кг Масса ВВ, кг Носитель Объ-ект поражения
«Стингрей» (Англия) 324 2,6 45 До 800 ЭД МХСАБ ССН 260 НК и Ав ПЛ
«Мурена» (Франция) 324 2,9 53 До 1000 ЭД СААБ ССН 290 НК и Ав ПЛ

Некоторые из рассмотренных путей уже нашли свое отражение в ряде торпед, представленных в табл. 2.4.