Об альтернативах развития России в 1990-е годы

По характеру трансформаций экономических, политических и социальных отношений в обществе 1990-е гг. можно вполне срав­нить с 1917 — 1920 гг. Как и после февраля 1917 г., в обществе ощущалась социальная напряженность, которая в течение ряда лет могла бы вылиться в гражданскую войну. Однако таковая не на­чалась. Почему? В качестве одной из основополагающих причин можно назвать легитимные выборы президента РФ, а не захват власти сначала либералами, а затем большевиками, как это случи­лось в феврале — октябре 1917 г. в ходе социально-экономическо­го и политического конфликта между властью и обществом, охва­тившего российское государство.

Поддержанная широкими массами россиян в ходе выборных кампаний 1989 — 1991 гг. фигура Б. Н. Ельцина позволила на оп­ределенный период времени консолидировать общество и обес­печить стабильность власти в России на растянувшийся в 1990-е годы переходный период реформ.

К сожалению, в октябре–декабре 1991 г. года была упущена еще одна возможность укрепления стабильности — не была принята новая Конституция России, что в дальнейшем обострило полити­ческую борьбу в руководстве страны.


3_7

В истории России в 1990-е годы можно выделить несколько «то­чек бифуркации», когда социальные конфликты буквально подво­дили общество к грани гражданской войны.

К августу 1991 г. стала реальностью необходимость коренной реформы Советского Союза. На 20-е августа готовилось подписа­ние новоогаревского проекта «обновленного устройства СССР» лидерами девяти республик, включая и РСФСР. Но накануне это­го события руководящими деятелями КПСС был создан ГКЧП и начался «путч».

Хотя оценки августовских событий расходятся, нельзя не кон­статировать, как делают это многие эксперты сегодня, — ГКЧП в той или иной форме был неизбежен.

По словам С. Черняховского «если абстрагироваться от поли­тических и идеологических пристрастий,… остается одно: ГКЧП, своим созданием и своими декларациями заявило, что — преды­дущий курс, проводимый Горбачевым, зашел в тупик, — Горба­чев не способен управлять страной, — страна находится на краю пропасти и нужны чрезвычайные меры для того, чтобы ее оттуда оттащить» (все цитаты в статье приводятся по публикациям в Ин­тернете).

Сходных взглядов придерживается и В. Третьяков. Он, в час­тности, отмечает: «Самое правильное в нем [т. е. в ГКЧП] — его название. В стране действительно было чрезвычайное положение: Союз, единое государство, на глазах разваливался, а в обществе сложилось полное впечатление, что центральная власть не может никак этому противостоять. Ведущиеся интенсивные переговоры президента СССР Михаила Горбачева с главами союзных респуб­лик, и, прежде всего с Борисом Ельциным (так называемый но-воогаревский процесс), скорее, не препятствовали распаду, а при­ближали его…

Поэтому «ввиду угрозы распада страны неизбежно должен был возникнуть Государственный КЧП. Он и возник». Это очень важ­ный вывод, который не часто слышится при оценках основной задачи ГКЧП. Фактически к августу 1991 года СССР в прежнем виде, — в виде унитарного государства, существовать не мог. Но-воогаревские договоренности выводили его сразу, минуя уровень федерации, на конфедеративные основы государственного ус­тройства, что несомненно могло затянуть или даже остановить надвигающуюся «геополитическую катастрофу». Во всяком слу-