Видеозапись
Несколько десятилетий после своего рождения телевидение существовало исключительно в прямом эфире, так как технически записать видеосигнал не удавалось. Правда, в порядке экспериментов телевизионщики специальной синхронной камерой снимали изображение с экрана особо яркого кинескопа. Другого пути не было.
Магнитная звукозапись начала распространяться в конце 30-х гг. прошлого столетия. Казалось бы, какая разница между звуковым и видеорядом, если и тот и другой представлен электрическими сигналами? Почему научились записывать звук и не могли писать изображение? Дело в том, что видеосигнал занимает на магнитной ленте в сотни раз больше места, чем аудиосигнал. Следовательно, на обычную бобину с лентой возможно будет записать лишь несколько секунд видеозаписи, при этом скорость ее движения относительно магнитной головки необходимо будет повысить тоже в несколько сотен раз.
Первой корпорацией, попытавшейся создать видеомагнитофон в 1953 г., была RCA, возглавляемая Д. Сарновым и В. К. Зворыкиным, однако этот опыт американских «отцов ТВ» оказался неудачным..
Успех сопутствовал другой американской фирме, возглавляемой нашим соотечественником Александром Михайловичем Понятовым (1892-1980), — АМРЕХ, по инициалам имени, отчества и фамилии. До революции Александр Михайлович служил поручиком в царской армии. Эмигрировав в США, Понятов открывает собственное дело... в гараже. Фирма под названием АМРЕХ была зарегистрирована им в 1944 г. К этому времени А. М. Понятов уже был заметной фигурой в области радиоэлектроники. Среди трофеев фашистской Германии американцами был вывезен магнитофон, который был тщательно изучен специалистами фирмы. Правда, первые разработки находились исключительно в области звукозаписи.
В результате долгих поисков инженер компании Чарльз Гинзбург (1921-1992) предложил использовать не продольную, а поперечно-строчную запись, что позволило бы существенно повысить плотность фиксируемого сигнала. 14 марта 1956 г. в Чикаго был продемонстрирован видеомагнитофон VRX-1000, а спустя полгода магнитная видеозапись была впервые использована в эфире компанией CBS. Примечательно, что долгое время видеозапись называлась ампексованием. По заказу фирмы была изготовлена лента шириной 50,8 мм, на которую велась наклонно-строчная запись вращающимися магнитными головками. С 1958 г, NASA стала использовать видеомагнитофоны компании АМРЕХ для космических полетов.
Поставки видеомагнитофонов в нашу страну были запрещены правительством США из-за возможности использования в военных целях. В Советском Союзе в институте звукозаписи (ВНАИЗ) в 1956 г. проводилась экспериментальная запись видеосигнала, правда, выбранный путь продольной записи сигнала на параллельных дорожках закончился неудачей. В 1958 г. на выставке в Сокольниках Н. С. Хрущеву американской стороной была вручена видеокассета с записью его встречи с послом США. Запись направили во ВНАИЗ, но воспроизвести не смогли, за чем последовало решение ЦК, КПСС, и научные работы в области видеозаписи пошли ускоренными темпами в Москве и Ленинграде.
20 февраля 1960 г. на ул. Качалова, 24 (ВНАИЗ) на видеомагнитофон «Кадр-1» был записан эстрадный концерт, который вела Светлана Жильцова. Работы по созданию видеозаписи потребовали разработать специальный твердый металлический сплав — сендаст — для сердечников магнитных головок, но даже после этого головки могли работать не более 100 часов. Следующей проблемой оказалось то, что качественно видеосигнал воспроизводится только на том магнитофоне, на котором была сделана запись. Поэтому в первое время магнитные головки хранили вместе с лентой. На решение этой проблемы ушло еще десять лет.