Глубокая печать
В конце XIV — начале XV века появилась глубокая печать. Существует версия, что впервые методом глубокой печати были отпечатаны игральные карты (имитация полутонов достигалась большим количеством штриховых линий). Скорее всего, в качестве печатной формы использовалась ровная металлическая пластина, на которой гравировалось изображение. Печатающие элементы по отношению к пробельным были углублены, краской покрывалась вся печатная форма, после чего с возвышенных участков (то есть с пробельных элементов) краска стиралась каким-либо материалом. Вероятно, метод гравирования на металле пришел к печатникам от ювелиров, и в сравнении с ксилографией для воспроизведения изобразительного материала резцовая гравюра оказалась одновременно и
более производительной, и более качественной: углублять начертания рисунка было значительно проще, чем вырезать пробельные участки с деревянной формы; штрихи резца были существенно тоньше, следовательно, расположенные рядом, они могли создавать иллюзию полутонового изображения.
Следует отметить, что конструкция традиционного гутенберговского печатного станка высокой печати с плоским пианом для получения оттисков с углубленных печатных элементов была непригодна: требовалось гораздо большее давление. Неизвестный типограф решил эту задачу, пропустив печатную форму с закрепленным сверху бумажным листом между двумя круглыми валами. Таким образом, площадь давящей поверхности уменьшилась, а величина давления возросла.
В 1475 г. методом резцовой гравюры в одной из бельгийских типографий англичанин У. Кэкстон отпечатал рисунок для титульного листа книги «История Трои». К концу XV в. в книгопечатании резцовая гравюра начинает теснить позиции высокого способа печати иллюстраций с ксилографических форм.
Более производительным видом глубокой печати стал офорт — разновидность «химического» гравирования: слой кислотоупорного лака, нанесенный на металлическую поверхность, разрушался иглой. В не защищенные лаком участки печатной пластины въедался травящий раствор, создавая углубления. Изобретателем офорта был аугсбургский оружейник Даниэль Хопфер (1470-1536), хотя примерно в это же время в подобной технике работает швейцарский мастер Урс Граф (1485-1527). Широко известны офорты знаменитого немецкого художника Альбрехта Дюрера (1471-1528), первым из которых был «Христос на масленичной горе» (1515 г.). Позднее этой техникой увлекся Рембрандт (1606-1669).
В дальнейшем способ глубокой печати был усовершенствован Жаком Кристофом Леблоном (1667-1741) — французским художником, который получил прекрасное образование в Амстердаме и Риме, интересовался теорией разложения цвета. Он разработал процесс получения полноцветного изображения с трех печатных форм. Леблон применял красители голубого, желтого и красного цвета, а в 1719 г. получил патент на «Новый способ воспроизведения рисунков в натуральных красках».
До конца XVIII века офорт являлся господствующим видом печати для воспроизведения иллюстративных материалов, но изобретенная Жаном Батистом Лепренсом акватинта (1765) — безрастровый вид глубокой печати, позволяющий воспроизводить полутона, — существенно изменила книгу. Ксилография и офорт могли передавать градацию тона от белого к черному методом штриховки, а акватинта — разной толщиной красочного слоя. Контуры рисунка Лепренс процарапывал острой иглой по металлу, покрытому лаком, далее, после травления, металл припудривали асфальтовым лаком, смолой, канифолью и подогревали. Вместо кислоты применялся раствор хлорного железа, который проникал между зернами смолы и оставлял различные углубления на формной пластине.
Существовало множество разновидностей глубокой печати, таких, как офорт на железе, меццо-тинто, пунктирная манера и т.д.
Но документальное отображение действительности способом глубокой печати стало возможно только во второй половине XIX столетия. Один из изобретателей фотографии Фокс Талбот в 1852 г. использовал в качестве светочувствительного слоя хромированный коллоид, которым покрывался стальной лист. В дальнейшем Талбот заменил сталь медью а в качестве травящего раствора использовал, подобно Лепренсу, хлорное железо. Хромированный желатин экспонировался, проявлялся и протравливался хлорным железом. Способ получил название «фотографическое гравирование», но результат был неудовлетворителен до тех пор, пока Талбот не припудрил желатин асфальтовым лаком. Изобретение в конечном итоге получило название гелиогравюра.
Способ Фокса Талбота не получил практического применения, но англичанин Джозеф Свен использовал его разработки в области светочувствительных слоев и в результате опытов изобрел пигментную бумагу: желатин с пигментом (красителем) очувствляется двухромокалиевой солью, после экспонирования слой задубливается на различную глубину и становится нерастворимым в воде.
Все эти величайшие изобретения сумел объединить Карел Клич. Именно он сумел довести качество оттисков глубокой печати до совершенства. Первоначально Клич применил различную концентрацию травящего вещества для выявления деталей изобразительного оригинала в тенях и светах. Далее, именно Кличу принадлежит заслуга разработки специального растра для глубокой печати (между прозрачными участками, пересекающимися под прямым углом, находились непрозрачные квадратики). В 1895 г. Карел Клич совместно с английскими предпринимателями основал процветающую компанию глубокой печати им. Рембрандта, причем технология производства держалась в строгой тайне. Но для промышленного применения все еще недоставало приспособления, удаляющего краску с пробельных элементов, — ракеля (специальный нож из упругой стали). Ракель, опираясь на растровую решетку, очищал пробельные элементы от краски. Впервые ракель был применен Брандвейнером, но опыт был неудачен, так как жесткая поверхность ножа разрушала структуру гелиогравюры. Фабрикант Э. Ролльфс сумел покрыть формный цилиндр правильной системой точек, а его сотрудник д-р Э. Мертенс в 1910 г. выпустил газету «Freiburger Zeitung», иллюстрации которой были так хорошо отпечатаны, что потрясли полиграфистов.
В конечном итоге технологическая цепочка изготовления формы глубокой печати состояла из получения с негатива диапозитива, который копировался на пигментную бумагу. На бумагу накладывали растр и изготавливали еще одну пигментную копию. Ее прижимали к медной «рубашке» цилиндра и обрабатывали теплой водой. Бумага отделялась, а желатиновый слой прилипал к меди. Желатиновый слой задубливался (затвердевал) на различную глубину, следовательно, терял способность растворяться в воде. ну, поверхность медного вала травилась хлорным железом которое могло проникать в металл в зависимости от толщины желатинового слоя: если слой был тонкий, травящий раствор проникал быстро, через толстый слой желатина — медленней. Таким образом, на запечатываемой поверхности образовывались углубления различной величины, а растровые линии, будучи абсолютно задубленными, имели одинаковую высоту.
Имея возможность передавать полутона различным по толщине красочным слоем, глубокая печать отличалась от других способов богатством оттенков.
Печатные элементы формы глубокой печати являются очень мелкими углубленными ячейками, которые разделяются тонкими перегородками пробельных элементов, находящимися на одном уровне. Краска наносится на всю поверхность печатной формы, а далее удаляется с пробельных элементов ракелем. Растровая сетка в данном случае выполняет роль опорного элемента для стального ножа-ракеля и препятствует удалению краски с печатных элементов.
В 70-е гг. XX столетия способом глубокой печати в различных странах печаталось от 5 до 15% продукции. В СССР миллионными тиражами выходили журналы «Огонек», «Работница», «Крестьянка», но дальнейшему распространению данного способа препятствовали несколько причин:
1. Сложность и высокая себестоимость изготовления печатных форм. При химическом способе процесс копирования изображения на пигментный слой является длительным, а следовательно, оперативность подготовки СМИ снижается. Изготовленные методом гравирования формы так дороги, что требуют до 35% общих полиграфических затрат.
2. Для того чтобы краска успевала высыхать, в нее необходимо добавлять быстро испаряющиеся растворители (толуол, ксилол и т.д.), обладающие повышенной токсичностью и вызывающие загрязнение окружающей среды. В настоящее время существует ряд устройств, позволяющих производить регенерацию толуола активированным углем. В печатных помещениях искусственно создается пониженное давление, чтобы не допустить выход паров растворителя наружу.
Теоретически, быстросохнущие краски, нанесенные на оттиск различным по толщине слоем, способны обеспечить высочайшее качество и наибольший цветовой охват печатной продукции в сравнении с другими способами печати. На практике из-за повышенной подвижности жидкого красителя в темных тонах происходит разрушение растровой структуры изображения. Под воздействием высокой скорости вращения формного цилиндра возникают центробежные силы, и жидкий краситель имеет тенденцию к случайному распределению.
3. Из-за необходимости растрирования не только полутоновых изобразительных материалов, но также и текстовых возникает проблема четкости воспроизведения шрифтов с тонким рисунком и мелким кеглем. Кроме того, из-за попадания в краску грубых частиц ракель оказывает разрушающее действие на участки с мельчайшими печатными элементами.
4 Бумага для глубокой печати должна быть особо гладкой, мелованной, с содержанием беленой и небеленой древесной массы до 60-80%, что еще больше удорожает себестоимость печатной продукции.
И тем не менее утверждать, что способ глубокой печати будет вытеснен из полиграфии, будет ошибкой. На современном рынке глубокая печать прочно удерживает 8% общего объема печатной продукции, и многие фирмы ведут исследовательские работы в области новых формных материалов и красителей. Очевидно, возможность углубления печатных элементов на основе использования лазерной технологии откроет новые горизонты этого вида печати, так как, в отличие от всех других, он дает реальную возможность передачи градации тонов не скоплением растровых точек, а изменением толщины красочного слоя.