Договор перевозки грузов считается заключенным с момента принятия перевозчиком груза и, следовательно, относится к числу реальных договоров.
Вместе с тем в отдельных случаях этот договор может быть консенсуальным. Договор перевозки считается консенсуальным, когда перевозчик обязуется предоставить транспортные средства раньше вручения груза для перевозки. Например, на морском транспорте договор перевозки, именуемый договором фрахтования, или чартером, является консенсуальным. Кроме того, договор перевозки грузов носит публичный характер. Однако для признания договора перевозки грузов публичным договором необходимо соблюдение определенных условий, предусмотренных ст. 789 ГК РФ. К числу таких условий относится перевозка грузов транспортом общего пользования, в качестве которой признается перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, если из закона, иных правовых актов или выданного этой организации разрешения (лицензии) вытекает, что она обязана осуществлять перевозки грузов по обращению любого физического или юридического лица. И второе, не менее важное условие: перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки грузов, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, должен быть обязательно опубликован в установленном порядке.
Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения договора. Цена услуг, работ, оказываемых коммерческой организацией при перевозке грузов, устанавливается одинаковой для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом или иным правовым актов допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. Отказ коммерческой организации от заключения договора при наличии такой возможности не допускается (ст. 426 ГК РФ).
Договор перевозки грузов можно представить как совокупность нескольких самостоятельных видов договоров. Во-первых, это договор подряда, так как исполнение его заключается в достижении известного результата, и до тех пор, пока этот результат не будет достигнут, договор считается неисполненным, каковы бы ни были отдельные услуги, оказанные заказчику подрядчиком. По договору подряда подрядчик обязуется на свой риск выполнить определенную работу по заданию заказчика, а последний обязуется выдать вознаграждение за выполнение задания. Точно так же и перевозчик выполняет перевозки на свой риск и своими средствами передвижения, за что и получает вознаграждение в виде провозной платы и дополнительных сборов.
Кроме этого, договор перевозки предполагает еще и ответственность перевозчика за перевозимые грузы, а это характерно для договора хранения. Обязанность же перевозчика - передать доставленный в пункт назначения груз получателю - характерна для договора поручения.
Виды перевозок.
1. По характеру перевозки:
· перевозка грузов
· перевозка пассажиров
· перевозка багажа
2. В зависимости от того, каким транспортом перевозятся грузы, перевозки подразделяются на:
· железнодорожные
· морские
· речные
· воздушные
· автомобильные.
· Трубопроводные
Такая классификация обусловлена тем, что отношения, связанные с перевозкой грузов, регулируются законодательством, которое применяется к соответствующему виду перевозки.
1. Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
2. ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»
3. Кодекс внутреннего водного транспорта (КВВТ РФ).
4. Кодекс торгового мореплавания (КТМ РФ)
5. Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ (ред. от 03.02.2014, с изм. от 01.12.2014) "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"
6. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. N 272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом"
3. Почислу транспортных организаций:
· перевозки, осуществляемые в местном сообщении.
· перевозки, осуществляемые в прямом сообщении.
· перевозки, осуществляемые в прямом смешанном сообщении.
Местными называются перевозки в пределах одного транспортного предприятия (железной дороги, пароходства и т.д.).
Прямыми признаются перевозки, в выполнении которых по одному документу участвует несколько предприятий одного вида транспорта. Так, прямой будет перевозка железной дорогой по одному документу (накладной) из Москвы в Иркутск, поскольку груз в этом случае перевозится несколькими предприятиями железнодорожного транспорта (Московской, Свердловской, Иркутской и другими дорогами).
Прямой смешанной перевозкой считается перевозка, при которой на основе одного документа груз перевозится различными предприятиями нескольких видов транспорта. Примером такой перевозки может служить доставка груза от Москвы до Астрахани по железной дороге, а от Астрахани до одного из портов на Каспийском море (на территории России) морским транспортом.
4. По формам договора:
· генеральное соглашение (бланкетный договор, договор об организации перепвозок)
· акцепт оферты
· фактический договор.
Фактический- означает, что договор перевозки заключается и вступает в силу в момент приема груза перевозчиком. Все иные соглашения между перевозчиком и отправителем не имеют юридической силы.
Фактические договоры перевозки используются на ж/д транспорте, потому что ж/д транспорт – естественная монополия вступление в договорные отношения с естественным монополистом, а также исполнение им договора – прерогатива регулирующих функций государства.
Бланкетный договор целесообразен в следующих случаях:
- когда стороны намерены выстраивать долгосрочные отношения между собой (генеральное соглашение заключается минимум на 1 год). В этом генеральном соглашении всегда присутствуют правила его продления (в основном пролонгация по умолчанию).
- когда отправитель имеет достаточно большие объемы грузов, которые он должен отправлять в рамках своих договорных отношений с другими лицами.
- когда необходимо определить ответственность перевозчика за выполнение всего запрашиваемого объема перевозок
Акцепт оферты. Достаточно, чтобы в договоре присутствовали его существенные условия. В этом случае он будет иметь действительную силу. Договор по форме акцепта оферты применяется в тех случаях, когда имеют место небольшие объемы перевозок, а сами перевозки носят разовый характер.
4. На морском транспорте различают перевозки:
· в малом каботаже
· в большом каботаже
· в заграничном сообщении.
Под малым каботажем понимают перевозку грузов между российскими портами одного и того же моря. К большому каботажу относятся перевозки груза, осуществляемые между российскими портами разных морей, даже если судно при этом проходит через иностранные воды. Перевозка из российских портов в иностранные порты или обратно признается перевозкой в заграничном сообщении.
4. На автомобильном транспорте перевозки подразделяются на:
· городские
· пригородные
· междугородные
· международные (ст. 4 УАТиГЭТ).
К городским перевозкам относятся перевозки в пределах черты города (другого населенного пункта); к пригородным - перевозки за пределы черты города (другого населенного пункта) на расстояние до 50 км включительно; к междугородным - перевозки за пределы черты города (другого населенного пункта) на расстояние более 50 км; к международным - перевозки за пределы или из-за пределов Российской Федерации с пересечением Государственной границы Российской Федерации. Городские, пригородные, междугородные и международные перевозки грузов и пассажиров осуществляются перевозчиком на основании лицензии, выданной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Проект Федерального закона "О прямых смешанных (комбинированных) перевозках" (подготовлен Минтрансом России) (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 02.10.2013)
Воздушный кодекс не подразделяет перевозки на отдельные виды, однако содержит некоторые особые правила для международных перевозок (гл. XI ВК).
5. Условно можно разделить воздушные перевозки на:
· Внутренние
· Международные
Международные полеты воздушных судов выполняются на основе международных договоров Российской Федерации или разрешений, выдаваемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила международных полетов воздушных судов и другая информация, необходимая для осуществления международных воздушных сообщений, публикуются в сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации.
6.По регулярности рейсов:
· Регулярные ( Линейные)
· Нерегулярные ( Чартерные, Трамповые)
Трамповое судоходство -нерегулярные перевозки попутных грузов, без определенного расписания. Трамповые суда обычно фрахтуются по чартерам. Фрахт исчисляется путем умножения ставки фрахта, установленной в чартере, на количество груза (отправленного или доставленного).
Чартер (англ. charter — хартия, устав; здесь — договор) — договор между владельцами транспортного средства и фрахтователем (нанимателем) на аренду всего транспортного средства или его части на определённый рейс или срок.