Планирование учебной работы. Подготовка учителя к уроку технологии
Выделяются этапы подготовки, которые касаются планирования, разработки и организации всего курса трудового обучения и каждого урока в отдельности: 1) ознакомление с программой и учебниками; 2) подготовка материальной базы уроков; 3) перспективное планирование работы на учебный год или полугодие; 4) составление плана-конспекта урока.
Рассмотрим эти этапы.
При ознакомлении с учебной программой важно разобраться в ее концептуальных основах, уяснить основной смысл данной учебной дисциплины. Весь этот материал дается в пояснительной записке к программе - ее следует изучить в первую очередь. Программа и учебники вместе дают достаточно четкую информацию о действительных образовательных возможностях, заложенных автором в учебный курс. Как показывает практика, наиболее распространенная ошибка, которую допускают педагоги, - это сосредоточение основного внимания исключительно на конкретных изделиях, помещенных в учебнике: знакомые они или незнакомые, интересные или не очень и т.д. Следует основательно разобраться в том, как учебник позволяет организовать работу: будет ли результатом урока лишь очередная поделка или задания для учащихся программируют настоящую познавательную деятельность, формируют у них новый взгляд на окружающий мир и пр.
Подготовка материальной базы уроков. Этот этап начинается обычно в конце учебного года и в основном завершается к началу следующего. Прежде всего, по согласованию с администрацией школы при необходимости производится ремонт помещения (кабинета или класса) и его оборудования. Пришедшие в негодность инструменты и пособия ликвидируются, и определяется, какие новые материалы и оборудование необходимо приобрести, намечаются возможные пути их пополнения.
Обычно единый процесс планирования подразделяют на два этапа: перспективное планирование и составление календарного плана. Перспективное планирование предполагает разработку общей стратегии на весь учебный год или полугодие. Прежде всего, производится так называемая разноска часов по четвертям: из всего количества программных часов, отведенных на изучение раздела, определяется, сколько часов отводится на каждую четверть.
После этого определяется последовательность прохождения материала в объеме установленного времени.
На основе проведенного таким образом перспективного планирования выполняется календарный план. В календарном плане отражается тема каждого урока и их последовательность с указанием количества часов и точной даты проведения.
Обычно весь описанный объем работы учитель проделывает на основе программ и учебных пособий. Календарный план нужно составлять, руководствуясь следующими соображениями.
Прежде всего, необходимо по календарю сверить точное количество часов, отведенных расписанием в данной учебной четверти на предмет, и сопоставить их с содержанием учебника. Одна и та же тема, представленная в нем, может быть дана более сжато или развернуто и соответственно рассчитываться учителем на то или иное количество уроков. По некоторым темам предусмотрены дополнительные задания. Кроме того, в процессе календарного планирования учитель имеет возможность внести изменения в предусмотренное программой содержание работ. Обычно такая процедура допускается любой программой. Возможность внесения изменений в содержание работы учащихся предусмотрена одним из программных принципов «вариативность содержания и творчество учителя».
Только после всей подобной работы следует начинать составлять непосредственно план-конспект урока труда.