Социометрическая методика

Назначение. Основной целью социометрического метода является изучение неформальной структуры межличностных отношений в малой группе и ее социально-психологического климата.

Возраст. Социометрия предназначена для диагностики различных по возрастному составу групп. Ее классический вариант вполне применим к группам детей 7-8 лет и более старшим возрастным категориям.

Инструкция. При проведении социометрического опроса в рамках педагогической деятельности учащимся может быть предложена следующая инструкция: «Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы, записав свои ответы на отдельном листочке. Его предварительно необходимо подписать. … Кого из своих одноклассников ты бы взял в новый класс, если бы ваш класс решили расформировать? Запиши их фамилии на листочке под номером 1 в порядке предпочтения. … Кого из своих одноклассников ты, наоборот, не взял бы с собой в новый класс? Запиши их под номером 2 в порядке отклонения».

Описание методики. Предлагаемые учащимся вопросы называются социометрическими критериями, а количество ответов, которые мы ожидаем получить, определяется тем, какой вид социометрической процедуры мы применяем: параметрическую социометрию или непараметрическую.

Непараметрическая социометрияпозволяет не ограничивать количество выборов при ответе испытуемых при заполнении социометрической карточки. Теоретически, количество выборов, которые в этом случае может совершить каждый испытуемый, составляет N-1 (где N – количество учеников в классе). Точно такой же формулой описывается и возможное количество выборов, которые он может получить.

Несомненным достоинством непараметрической социометрической процедуры является то, что она позволяет определить так называемую эмоциональную экспансивность членов группы – показатель, важнейший для характеристики ее социально-психологического климата в целом. Однако, у нее есть и существенный недостаток. Эта процедура повышает вероятность случайного выбора, что снижает ее диагностическую ценность. Ответы типа «выбираю всех» могут быть вызваны совершенно разными причинами: от формального отношения к эксперименту, страха самораскрытия, до сверхблагополучия эмоциональной обстановки в классе.

Параметрическая социометрияограничивает испытуемого в количестве возможных выборов, снижая тем самым вероятность случайного выбора. Величины социометрического ограничения («лимит выборов») рассчитывается исходя из формулы:

Р (А) = d / N-1,

где Р (А) – вероятность случайного выбора, d – социометрическое ограничение. При расчете лимита выборов необходимо, чтобы величина Р (А) находилась в пределах, предписанных Дж.Морено: от 0,20 до 0,30.

Помимо того, что параметрическая процедура позволяет снизить вероятность случайного выбора, ее преимуществом является также то, что полученные с ее помощью данные о разных классах можно сопоставлять друг с другом. В то же время, задаваемое ограничение делает социометрию менее информативной, поскольку в этом случае отражаются только наиболее субъективно значимые взаимоотношения.

Обработка полученных результатов начинается с составления социометрической матрицы.

Слева по вертикали и сверху по горизонтали в социометрической матрице перечисляются фамилии учеников в одном и том же порядке. В строках социометрической матрицы знаком «+» отмечаются положительные выборы соответствующего ученика, знаком «-» - отрицательные. Соответствующие знаки проставляются в клетках пересечения строки данного испытуемого со столбцом, где указана фамилия или номер выбираемого им человека. Поскольку по инструкции испытуемые при ответе на вопрос социометрического критерия не могут выбирать сами себя, соответствующие клетки социометрической матрицы, представляющие собой диагональ, исключаются из дальнейшей работы.

Крайние правые столбцы и нижние строки социометрической матрицы являются итоговыми. В них вносят суммарные данные о количестве выборов и отклонений, полученных и сделанных каждым учеником. Подсчет количества «плюсов» в строке каждого ученика показывает, сколько положительных выборов он совершил (они записываются в первый правый столбец матрицы), количество «минусов» фиксирует число сделанных им отвержений (заносится во второй правый столбец матрицы).

Для того, чтобы определить, сколько выборов и отвержений получил каждый ученик, надо посчитать количество «плюсов» и «минусов» в соответствующем столбце матрицы (эти данные фиксируются в нижних строках таблицы). В заключение в нижней строке и крайнем справа столбце устанавливается общая сумма выборов и отвержений, которая должна совпадать «по вертикали» и «по горизонтали».

Данные, представленные в социометрической матрице, можно интерпретировать и количественно, и качественно, но лучше всего использовать оба способа.

Среди персональных социометрических показателей, характеризующих индивидуальные социально-психологические свойства личности учеников, можно назвать, прежде всего, индекс социометрического статуса и индекс эмоциональной экспансивности.

Социометрический статус характеризует положение каждого отдельного ученика в системе межличностных отношений внутри класса. Индекс социометрического статуса (Ci) высчитывается по формуле:

N

Ci = Σ (Ri+ + Ri-) / N-1,

i=1

где Ri+ - количество полученных положительных выборов, Ri- - количество отвержений, Σ – знак алгебраической суммы (т.е. с учетом знака), N – количество учеников в классе, участвовавших в социометрии. Социометрический индекс может быть как положительным, так и отрицательным.

Индекс эмоциональной экспансивности (Ej) характеризует потребность личности в общении. Его расчет целесообразен только в случае непараметрической социометрии:

N

Ej = Σ (Rj+ + Rj-) / N-1,

j=1

где Rj+ - количество сделанных положительных выборов, Rj- - количество сделанных отвержений, Σ – сумма по модулю (без учета знака). В отличие от социометрического индекса, индекс эмоциональной экспансивности всегда положителен.

Групповые социометрические показатели позволяют целостно охарактеризовать конфигурацию межличностных выборов, сделанных учениками. Среди них можно назвать индекс эмоциональной экспансивности группы, индекс психологической взаимности, индекс конфликтности.

Эмоциональная экспансивность группы – это, по сути, усредненная активность группы при решении задач социометрического теста. Индекс эмоциональной экспансивности (Ag) рассчитывается следующим образом:

N

Ag = Σ (Rj+ -) / N,

j =1

где Σ (Rj+ - ) - количество выборов (как положительных, так и отрицательных), сделанных всеми участниками группы. В принципе, этот индекс скорее характеризует заинтересованность детей в исследовании, нежели что-нибудь другое.

Индекс психологической взаимности (G) дает более содержательную с психологической точки зрения информацию. Он рассчитывается на основе количества взаимных положительных выборов, совершенных учащимися в ходе выполнения социометрического теста по формуле:

N

G = Σ (Rij+ ) / N2 – N,

ij =1

где Σ (Rij+ ) - количество взаимных положительных выборов. Минимально возможное значение индекса психологической взаимности равно нулю и означает, что в классе не оказалось ни одного взаимного положительного выбора, то есть ни одной пары учеников, которые, не сговариваясь, выбрали бы друг друга. Понятно, что чем больше показатель G, тем более сплоченный класс мы видим перед собой. Однако эта сплоченность весьма специфична. Вполне вероятно, что большое количество взаимный выборов совершено внутри подгрупп, которые активно конфликтуют между собой или вообще не общаются друг с другом. Поэтому истинное понимание того, что же показывает полученная с помощью этой формулы цифра, возможно только на основе качественного анализа результатов социометрии.

Индекс конфликтности (Ik) характеризует конфликтный потенциал класса. Формула для его расчета выглядит так:

N N

Ik = Σ (Ri- ) / Σ (Rij+ )

i=1 ij =1

Показатели, находящиеся в диапазоне от 0 до 0,65 соответствуют низкому уровню конфликтности класса, значения индекса конфликтности от 0,66 до 1,33 относятся к средним показателям, если же индекс конфликтности равен или выше 1,34, это свидетельствует о высокой конфликтности взаимоотношений в учебной группе.

Качественная обработка предполагает построение социограммы - схемы, отображающей картину межличностных отношений в классе.

Социограммы можно разделить на индивидуальные и групповые. Последние, в свою очередь, могут быть «социограммами-мишенями» и «социограммами-группировками». Социограмма-мишень требует отобразить место каждого ученика в классе в зависимости от количества полученных им предпочтений, для графического выражения которого используется система концентрических окружностей, то есть, по сути, позволяет наглядно увидеть особенности социометрических статусов учащихся. Социограмма-группировка отражает особенности межличностных отношений (прежде всего, микрогруппы внутри класса и характер взаимоотношений между ними) без учета социометрического статуса каждого ребенка.

Индивидуальные социограммы строятся для отдельных учеников с целью уточнить их место в системе межличностных отношений. Как правило, это необходимо, прежде всего, в контексте помощи низкостатусным детям.

В заключение данного параграфа хочется отметить, что изучение межличностных отношений может серьезно эмоционально затронуть участников педагогического процесса, поэтому применение данных методов требует не только безупречного владения технологией их использования, но и неукоснительного соблюдения норм и правил этики психодиагностического обследования. Подобная диагностика работа никогда не должна проводиться ради констатации состояния учебной группы, но должна быть исходным пунктом работы по совершенствованию навыков внутригруппового взаимодействия детей и подростков (см. раздел 3.7).