Реле давления масла

Это реле служит для контроля за давлением масла, смазывающего и охлаждающего детали тепловозного дизеля. По принципу своей работы реле напоминает манометр, но в от­личие от манометра оно не показы­вает давление масла с помощью стрелки, а дает электрический сигнал при достижении определенного дав­ления масла.

В коробке реле на оси установлен якорь (рис. 212). На якоре крепятся подвижный контакт и ограничитель хода. Пружина реле сжата и стремит­ся повернуть якорь так, чтобы кон­такты реле замкнулись. Этому пре­пятствует текстолитовый сухарь дат­чика давления масла. Сухарь может поворачиваться на своей оси и свя­зан стержнем с гофрированной труб­кой (сильфоном) датчика. Полость между корпусом датчика и сильфоном соединена трубкой с масляной систе­мой двигателя. Сильфон сверху на­гружен сжатой пружиной. В верхней части реле против ограничителя хода якоря размещен небольшой постоян­ный магнит.

При отсутствии давления масла
пружина растягивает сильфон, стер­
жень через сухарь поворачивает
якорь, удерживая контакты реле ра­
зомкнутыми. По мере повышения
давления масла сильфон сжимается,
преодолевая нажатие пружины.

Стержень поднимает сухарь, который освобождает якорь реле. Пружина поворачивает якорь, и при заданном давлении масла контакты реле замы­каются. Ограничитель хода притяги­вается постоянным магнитом. Когда давление масла падает, пружина рас­тягивает сильфон, стержень через су­харь поворачивает якорь реле, раз­мыкая контакты.

Постоянный магнит создает до­полнительное усилие, удерживаю-

щее якорь реле, поэтому давление масла в момент отключения пример­но на 0,0098—0,0196 МПа (0,1—0,2 кгс/см2) ниже, чем при срабатывании реле. В результате предотвращаются частые повторные срабатывания реле при давлении масла, близком к дав­лению включения реле (звонковая работа реле).

На тепловозах ТЭЗ, 2ТЭ10Л, 2ТЭ10В установлено на каждом дизе­ле по два реле давления масла. Бло­кировочные контакты первого реле включены в цепь блокировочного маг­нита центробежного регулятора дизе­ля. Реле выключается при снижении давления масла до 0,049—0,059 МПа (0,5—0,6 кгс/см2). Контакты реле размыкаются и разрывают цепь пи­тания блокировочного магнита. Цент­робежный регулятор заставляет топ­ливные насосы прекратить подачу топлива в цилиндры, и дизель оста­навливается. Это реле при работе дизеля действует постоянно. Второе реле давления масла выключается при снижении давления до 0,098— 0,108 МПа (1—1,1 кгс/см2) на тепло­возах 2ТЭ10Л, 2ТЭ10В и до 0,118 МПа (1,2 кгс/см2) на тепловозе ТЭЗ. Контакты реле размыкают цепь пи­тания током катушки контактора воз­буждения тягового генератора, контак­тор выключается и снимает возбужде­ние генератора. Нагрузка с генератора и дизеля снимается. Благодаря этому предупреждается перегрев деталей ди­зеля из-за недостаточной подачи масла.

Второе реле давления масла на теп­ловозах ТЭЗ действует при работе ди­зеля на 9—16-й позициях контроллера, а на тепловозах 2ТЭ10Л и 2ТЭ10В — лишь на 12—15-й позициях контроллера. Ограничение диапазона действия этого реле объясняется невозможно­стью поддерживать достаточно высо­кие давления масла при работе дизеля с пониженной частотой вращения ко­ленчатого вала, так как при этом про­изводительность масляного насоса так­же уменьшается.

Настройка реле производится с помощью регулировочного болта. Так, при ввертывании болта он поворачи­вает рычаг против часовой стрелки, сжимая пружину. Потребуется более высокое давление масла, чтобы пре­одолеть усилие пружины и обеспечить срабатывание реле.

Для упрощения конструкции и технологии изготовления контактной системы реле давления масла ее в последние годы заменили типовым микропереключателем, что не изме­нило принципа работы нового реле РДК-3. При этом достигается также унификация деталей с температур­ным реле типа ТРК-3, примененным на ряде тепловозов.