Контроллер 1 КС-009
(рис. 92) —основной аппарат автоматического управления пуском и электрическим торможением электропоезда ЭР2Р. Он выполняет следующие операции: переключает резисторы в цепи тяговых двигателей как при пуске, так и при реостатном торможении с самовозбуждением; включает параллельно обмоткам возбуждения тяговых двигателей дополнительные резисторы с целью ослабления возбуждения, а затем выводит из шун-. тирующей цепи резисторы для дальнейшего ускорения электропоезда.
Реостатный контроллер представляет собой двухэтажную каркасную конструкцию, состоящую из двух продольных стальных уголков 4 и пяти поперечных литых алюминиевых рам /, 2, 5, 16, 20, в которых вращаются два кулачковых вала квадратного сечения. Три нижние рамы скреплены двумя текстолитовыми рейками //, а две верхние — стальной рейкой 17. Нижний главный кулачковый вал 3 с позиционными кулачковыми шайбами силовых контакторов вращается в шариковых подшипниках, размещенных в двух крайних нижних рамах. Ввиду большой длины главного вала 3 на средней нижней раме закреплена поддерживающая подвеска с тремя подшипниками на игольчатых роликах. Верхний кулачковый вал 15 с изоляционными кулачковыми шайбами контакторов управления вращается в шариковых подшипниках, размещенных в двух верхних рамах, которые в свою очередь закреплены на средней и задней нижних рамах.
По обе стороны главного кулачкового вала на текстолитовых рейках установлены 16 силовых кулачковых контакторов 12 типа КЗ-4Д и один контактор 13 типа КР-9А (с дугогасительной системой). На стальной рейке установлено 13 контакторов управления 19.
Контроллер 1 КС-009:
/, 2, 5, 16, 20 — поперечные рамы; 3 — главный кулачковый вал; 4 — стальной уголок; б — электропневматический вентиль; 7— воздухопровод; 8 — привод; 9 — диск; 10 — герконовый переключатель вентилей; И — текстолитовая рейка; 12 — кулачковый силовой контактор; /3 — кулачковый силовой контактор с дугогашением; 14 — изоляционная перегородка; 15 — кулачковый вал контакторов управления; П — стальная рейка; 18 — скоба; 19 — кулачковый контактор управления; 21 — текстолитовые шестерни.
На средней и задней рамах контроллера над кулачковым валом прикреплена изоляционная перегородка 14, разделяющая противоположные ряды контакторов.
Для управления поворотом вала контроллера применен бесконтактный (герконовый) переключатель вентилей 10, состоящий из диска 9, установленного на валу звезды привода 8, и устройства сгерконом, находящимся на кронштейне в непосредственной близости от ротора. В диск через 60° друг от друга вмонтированы шесть постоянных магнитов. На фиксированных позициях контроллера магниты размещены напротив геркона. Под действием их магнитного поля контакты геркона замкнуты. При переходе контроллера с позиции на позицию геркон оказывается вне действия этого магнитного поля и его контакты разомкнуты.
Кулачковый вал имеет 20 фиксированных позиций и два механических фиксатора, работающих поочередно через одну позицию.
Вращение верхнему кулачковому валу управления передается от главного кулачкового вала посредством пары шестерен 21 с передаточным числом 1 • 1 а поэтому кулачковый вал управления повернется на такой же угол, как и главный. Эти шестерни установлены на кулачковые валы с задней стороны реостатного контроллера.