ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

В достижении и обеспечении нормального функционирования стабильности общества важную роль играют политические технологии, их эффективное применение всеми субъектами политической деятельности.

Политические технологии – это разновидность социальных технологий, представляющих собой совокупность последовательно применяемых процедур, приемов и способов деятельности, направленных на наиболее эффективную реализацию целей и задач конкретного политического субъекта в определенное время и в определенном месте.

Политические технологии занимаются политическим проектированием и организацией практической деятельности институтов власти. Политические технологии как совокупность приемов и процедур целенаправленной деятельности не только упорядочивают средства достижения цели, но и закрепляют очередность действий, выработку соответствующих алгоритмов поведения политического субъекта.

В структуру политических технологий входят, как правило три наиболее значимых элемента: технологические знания; конкретные приемы, процедуры и методика действия, а также технико-ресурсные компоненты.

Ведущую роль среди этих элементов играют технологические знания. Это обусловлено тем, что политические технологии по самой своей сути есть воплощение особых форм отражения действительности, которые направлены на нахождение средств и способов практического решения проблем, возникающих в сфере власти и управления государством.

Поскольку технологическое знание – это научно-прикладное знание, ориентированное на политическое проектирование и организацию практической деятельности субъектов политики, постольку основной ценностью для технологий является не само знание о том, как можно нечто сделать, совершить, а конкретное умение, навыки совершения действий и достижения целей. Содержание таких конкретных навыков и умений, которые выражаются в применении определенных приемов, процедур, техник и методик действий, непосредственно задается конкретными целями или, в конечном счете, особенностями той или иной предметной сферы политики.

Конкретные приемы и способы деятельности непосредственно зависят и от наличия тех или иных кадровых структур, технического оснащения действующих лиц, наличия тех или иных ресурсов, влияющих на содержание политических технологий.

С точки зрения степени организации предметных областей можно выделить следующие виды технологий:

- глобальные – связанные с решением общемировых проблем: поддержанием международной безопасности, охраны окружающей среды и т.п.;

- континентально-региональные, раскрывающие специфические действия государств, международных организаций и институтов по решению проблем в Европейском, Ближневосточном, Среднеазиатском или каком-либо ином регионе;

- национально-государственные, характеризующие процесс осуществления власти и государственного управления в рамках одной страны;

- корпоративные, отражающие властно-управленческие отношения в рамках отдельной организации;

- локальные, фиксирующие специфику деятельности и отношений субъектов в ограниченных точках политического пространства;

- межличностные, характеризующие взаимодействия политических деятелей в сфере властных отношений и государственного управления.

С точки зрения способов осуществления выделяют следующие типы технологий:

- функциональные, предполагающие рационализацию и алгоритмизацию ролевых нагрузок различных субъектов власти и управления;

- инструментальные, иллюстрирующие применение техник, направленных на рационализацию конкретной деятельности, а на самом деле, имеющие совершенно иные «завуалированные» цели.

С точки зрения регламентации способов деятельности, различают нормативные и девиантные технологии.

Нормативные политические технологии – это способы деятельности, приемы и методы, обусловленные существующими в обществе законами, нормами, традициями, обычаями и не выходящие за их рамки.

Девиантные политические технологии – это способы, приемы и методы деятельности, отклоняющиеся от требований, законов, норм, традиций, обычаев.

К нормативным и девиантным политическим технологиям близки явные и теневые способы достижения политических целей. Явные политические технологии выражают публичный характер власти и проявляются в различных формах диалога власти с общественностью. Теневые политические технологии управления и власти осуществляются в различных формах манипулирования властных структур средствами и ресурсами за спиной общественности, способы принятия решений за пределами законно установленных процедур.

Разработка и применение политических технологий суть процесса постепенной рационализации и оптимизации целенаправленной деятельности субъектов в рамках выполнения ими определенных задач. В конечном счете они расширяют возможности этих субъектов в плане контроля и управления той или иной областью политических изменений.

Процесс формирования и функционирования технологий можно рассматривать со структурной, пространственно-временной и процессуальной точек зрения. Первый подход предполагает выявление знаний о проблеме, поиск оптимальных техник ее решения и технического обеспечения. Второй выражает необходимость согласования применяемых средств с конкретными условиями места и времени, в которых решается проблема. Третий раскрывает значение и условия формирования отдельных параметров достижения цели. В последнем случае логика действий по формированию технологий выстраивается вокруг цепочки «анализ – диагностирование и оценка ситуации – прогнозно-проектные операции – выработка целей – определение последовательности действий – формулировка рекомендаций».

В целом технологии могут разрабатываться как применительно к ограниченному числу ситуаций, и прежде всего ситуациям уникальным, так и к более распространенным. При формировании их параметров, как правило, учитываются не только задачи, но и тип и характеристики действующих субъектов, временные и иные важнейшие параметры условий деятельности. При этом технологии могут задаваться «сверху», правящими структурами, а могут формироваться и в результате обобщения и рационализации живого опыта субъектов, постоянно действующих в подобных условиях. Но чаще всего технологии возникают комбинированным способом, когда нормативно-целевые задачи сочетаются с наблюдением и опытом участвующих в практическом решении задач лиц. Одни технологии могут устаревать, утрачивать свою эффективность; может сужаться диапазон их применения. Другие же технологии могут постоянно совершенствоваться, увеличивать свои «управленческие» способности.