ДИНАМИКА ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ И СПОСОБЫ ИХ УРЕГУЛИРОВАНИЯ.

Политический конфликт, как всякий другой конфликт, представляет собойдинамический процесс, который проходит несколько этапов разрастания и разрешения. Обычно в социальном конфликте выделяют четыре стадии: предконфликтную, конфликтную, разрешение конфликта и послеконфликтную. В свою очередь каждая из стадий может подразделяться на ряд фаз.

Первая, предконфликтная стадия разбивается на две фазы. Начальная фаза характеризуется формированием конфликтной ситуации и обострением противоречий в системе межличностных и групповых отношений в силу появившегося расхождения интересов, ценностей и установок субъектов конфликтного взаимодействия.

В отечественной конфликтологии данная фаза характеризуется понятием социальная напряженность. Социальная напряженность – это особое социально-психологическое состояние общественного сознания и поведения индивидов, социальных групп и общества в целом, специфическая ситуация восприятия и оценки событий, характеризующаяся повышенной эмоциональной возбужденностью, нарушением механизмов социальной регуляции и контроля. В политическом конфликте социальная напряженность проявляется в нарастании акций протеста: демонстраций, митингов, забастовок. Эти акции часто носят несанкционированный характер, а организаторы и участники выступлений игнорируют требования власти об их прекращении.

Социальная напряженность возникает когда конфликт еще полностью не оформился, когда еще полностью не проявилось противостояние по линии «мы-они».

Вторая фаза первой стадии начинается с инцидента, т.е. какого-то внешнего события, которое приводит в движение конфликтующие стороны. На этой фазе конфликт переходит из латентной формы в открытую и выражается в различных видах коллективного поведения.

Конфликтное поведение характеризуют вторую, основную стадию развития конфликта. Конфликтное поведение – это действия, направленные на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противоположной стороной ее целей, намерений и интересов.

Формирование установки на борьбу, психологической готовности к ней является задачей первой фазы конфликтного поведения. Конфликт интересов на этой фазе принимает форму острых разногласий, которые индивиды и социальные группы не только не стремятся урегулировать, но и всячески усугубляют, продолжая разрушать прежние структуры нормальных взаимодействий и отношений.

Социальное напряжение на этой стадии может перерасти в политический кризис. Для него характерны всеобщее недовольство и возмущение деятельностью правящих кругов. Политический кризис означает потерю доверия масс к своим политическим государственным лидерам, правительству, правящей партии и т.д.

Первая фаза конфликтного поведения порождает тенденцию к усилению конфликта, но может и стимулировать участников к поиску путей его разрешения. На этой фазе происходит «переоценка ценностей» и выбор дальнейшей тактики поведения. Ход конфликта меняет представления сторон о себе, о противнике и внешней среде, истощает ресурсы.

Конфликтующие стороны могут выбирать следующие программы поведения: продолжение конфликта, вплоть до достижения победы; снижение уровня напряженности, перевод конфликта в скрытую форму за счет частичных уступок противнику; поиск способов разрешения конфликта.

Если выбрана третья программа, наступает третья стадия в развитии конфликта – стадия разрешения. Разрешение конфликта осуществляется как через изменение объективной ситуации, так и через субъективную психологическую перестройку, изменение субъективного образа ситуации, который сложился у враждующих сторон. Возможно частичное или полное разрешение конфликта. Полное разрешение означает прекращение конфликта на объективном и субъективном уровнях. Образ врага трансформируется в образ партнера, а психологическая установка на борьбу сменяется ориентацией на сотрудничество. При частичном разрешении меняется только внешнее конфликтное поведение, но сохраняются внутренние побудительные установки на продолжение противоборства.

Большое значение имеет заключительная послеконфликтная стадия. На этой стадии должны быть предприняты усилия по окончательному устранению противоречий интересов, целей, установок, ликвидирована социально-психологическая напряженность, прекращена любая борьба.

Принципиальная установка на то, что политические конфликты способны выполнять позитивные функции, позволяет прийти к выводу, что в интересах государственной власти чаще всего может быть не подавление формирующихся конфликтов, а их контроль или регулирование.

Политической практикой и теорией выработаны некоторые общие способы предотвращения, регулирования и разрешения политических конфликтов.

Компромисс – определяется как соглашение на основе взаимных уступок. Различают вынужденные и добровольные компромиссы. Вынужденные компромиссы навязываются сложившимися обстоятельствами, а добровольные – заключаются на основе соглашения по определенным вопросам и соответствуют какой-то части политических интересов всех взаимодействующих сил. На основе таких компромиссов создаются многообразные партийные блоки и политические коалиции.

Консенсус – это соглашение значительного большинства людей любого сообщества относительно наиболее важных аспектов его социального порядка, выраженное в действиях.

В разрешении политических противоречий достаточно эффективным способом является привлечение «третьей стороны», т.е. неучаствующих в конфликте лиц или инстанций.

Наиболее мягкой формой участия «третьей стороны» является посредничество, т.е. согласие сторон от случая к случаю выслушивать посредника и рассматривать его предложения.

В случае, если посредничество не дает желаемых результатов необходимо сделать следующий шаг к арбитражу, то есть к тому, что решения «третьей стороны» являются обязательными. Арбитраж переходит от регулирования конфликта к его подавлению. Этот метод иногда может быт необходим, но его постоянное применение может иметь серьезные последствия. Подавленный конфликт – это все равно сохраняющийся конфликт, но только принявший скрытую, а значит, и более опасную форму.

Следует отметить, что конфликты не исчезают путем их регулирования. Там где существует общество, всегда существуют конфликты. Регулируемый конфликт является более смягченным, он протекает в формах, совместимых с непрерывно изменяющейся социальной структурой, он не является гражданской войной или революцией.

Рациональное обуздание политических и социальных конфликтов является одной из задач политики.