Б) Подготовка реферата.
Примерная тематика рефератов:
1. Риторика Древней Руси.
2.Риторика петровского времени.
3. Риторика и власть.
4. Риторика в современном мире.
5. Убеждение как базовая категория риторики и тип речевого воздействия.
6. Национальный риторический идеал: традиции и современность.
7. Моделирование образа оратора в неориторике.
8. Образ адресата в риторике.
9. Основы мастерства спора.
10. Риторика беседы.
11. Риторика комплимента.
12. Риторика светской беседы.
13. Реклама как риторический жанр.
14. Риторика мимики и жеста.
15. Речевая агрессия: область и формы проявления.
В) Пример задания на составление текста публичного выступления:
Познакомьтесь с некоторыми типовыми планами агитационных речей, которые предлагает американский педагог-психолог, писатель и публицист Дейл Карнеги (1888-1955) в книге «Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично» (гл. 3). Подготовьте на основе одного из представленных вариантов диспозиции агитационное выступление на близкую для вас тему (3-5 мин.).
Покойный доктор Рассел Х. Конуэлл, автор знаменитой книги «Акры алмазов», сказал мне однажды, что он строил многие из своих бесчисленных публичных выступлений по следующему принципу:
1. Изложение фактов.
2. Высказывание соображений, вытекающих из них.
3. Призыв к действиям.
Многие считают весьма целесообразным и вдохновляющим такой план:
1. Продемонстрировать нечто плохое.
2. Показать, как исправить это зло.
3. Просить о сотрудничестве.
Или можно представить иначе:
1. Вот положение, которое нужно исправить.
2. Нам следует сделать для этого то-то и то-то.
3. Вы должны помочь по таким-то причинам.
Можно предложить и другой план речи:
1. Добиться интереса и внимания.
2. Завоевать доверие.
3. Изложить ваши факты, разъяснить слушателям достоинства вашего предложения.
4. Привести убедительные мотивы, побуждающие людей действовать.
Г) Зачет (рубежный контроль)
Зачет проводится в форме заслушивания самостоятельно подготовленных речей студентов на свободно выбранную ими тему или в форме риторического разбора «образцовой» речи, предложенной преподавателем.
Поощряется подготовка зачетного мероприятия (дискуссия, круглый стол, деловая игра и др.).
Разработчик:
ПсковГУ Зав. кафедрой литературы, д.ф.н. Вершинина Н.Л.
[1] В соответствии с ФГОС ВПО занятия лекционного типа не могут составлять более 40 % аудиторных занятий.
[2] В соответствии с ФГОС ВПО практические занятия, проводимые в интерактивных формах, должны составлять не менее 20 % аудиторных занятий.