АРХИТЕКТУРА СТРАН ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА 5 страница

Самые известные города-государства майя:

г.Тикаль – древнейший город (VI в. до н.э. – VI в. н.э.). Центральная часть занимает 16 кв. км. и состоит из 9-ти групп зданий на искусственных возвышенностях. Группы связаны широкими мощёными дорогами, идущими по насыпям, облицованным рваным камнем. Такие дороки длиной ло 100 км связывали города. Покрытие дорог – щебень на известковом растворе, выровненный каменным катком. Сооружения ориетированы по странам света. Некоторые дворцы жрецов имели до 5-ти этажей. Помещения очень узкие, перекрытые каменными ложными сводами, без окон. Высота пирамид – до 70 м. Лестницы широкие и очень крутые, высота ступеней – до 60 см., ширина – 25 см. Вверху пирамиды – храм, перекрытый ложными сводами (4 х 0,8 м) без окон. Перемычки дверей – из деревянных брусьев с резьбой. Храм увенчан громадным декоративным гребнем с пустотами.

г. Копан на западе Гондураса ( VIII – IX вв.) пережил 9 перестроек. Расположен в гористой местности. Имеет 16 групп монументальных построек, отдалённых друг от друга до 11 км. Главная группа состоит из «акрополя» высотой 40 м. и более низкой северной части (платформы), сооружения которой расположены вокруг трёх открытых площадок. Ансамбль расположен на берегу реки. Для этого города характерна организация больших пространств с помощью простых геометрических объёмов. Здесь есть большие площади и стадионы со ступенчатыми местами для зрителей, обсерватория. Храмы и святилища имели развитые интерьеры, пирамиды были более низкими, чем в Тикале и не имели гребней. Лестница шириной 90 м. вела на акрополь с нижней платформы. Численность населения Копана могла достигать 200 тысяч человек.

г.Паленке (VII – VIII вв.) в глубине джунглей Чьяпаса (Мексика) был покинут жителями в конце 1 тысячелетия н.э. (X век). Его причудливые белокаменные руины были обнаружены индейцами в 1773 г. В 1839 г. американский исследователь Джон Ллойд Стивенс снарядил экспедицию в этот город. В Паленке были найдены наиболее изящные произведения классического периода культуры майя. Он отличается более свободной планировкой и совершенно иными формами пирамид и храмов, гармоничностью пропорций. Сооружены храмы из щебня, уложенного в известковый раствор, облицованы камнем и покрыты стуком ажурной резной работы. На главный фасад выходит портик с массивными столбами. Храмы были одновременно гробницами жрецов и вождей (посвящались культу умершего). Дворец имел благоустройство – водопровод из подземного акведука, туалет, паровую баню. Башня – тронный зал – перекрыта сводами.

г.Чичен-Ица построен после завоевания майя тольтеками на полуострове Юкатан в XII – XV вв. В XV в. он был покинут. Это один из главных центров культуры майя-тольтеков. В ансамбль культового центра входят: большая пирамида «Кастильо» имеет площадь основания 75х75 м. и высоту – 24 м., двор для культовой игры в мяч, два храма и группа «тысячи колонн – многорядные колоннады протяжённостью до 120 м. Всё подчинено воспитанию религиозного мировоззрения. Колонны иногда оформлялись в виде туловищ пернатых змеев, олицетворяющих бога Кецалькоатля. Главная пирамида «Эль Кастильо», очевидно, была посвящена ему. Пирамида состоит из 9-ти уступов. На каждой её стороне расположена лестница из 91 ступени, окаймлённая балюстрадой. Вершину пирамиды венчает храм. Вцентре дверного проёма храма – две колонны в виде пернатых змеев. Внутри храма – ещё пара таких же колонн. Для архитектуры Чичен-Ица характерно монументальное величие и простота форм. Другое известное сооружение Чичен-Ицы – «Храм Воинов» – получил своё название потому, что на его стенах и в интерьерах имеются многочисленные изображения воинов. Основанием храма служит пирамида, но более низкая, чем «Эль Кастильо» и здесь есть только одна лестница. Внутри храма – 4 ряда колонн, поддерживающих перекрытие. Стены украшены геометрическим орнпментом и горельефными масками Кецалькоатляю У подножия храма расположена обширная колоннада из квадратных в сечении столбов, покрытых рельефом.

В ансамбле построек Чичен-Ицы есть также обсерватория – башня «Караколь» –«улитка» с лестницей, закрученной по спирали. Окна башни ориентированы на важнейшие астрономические объекты.

В городе Ушмаль на полуострове Юкатан находятся: пирамида «Дом Волшебника», дворец правителя, женский монастырь. Стенв украшены «каменной мозаикой» из тщательно подогнанных каменных пластин с тончайшей резьбой. На облицовку дворца пошло более 20-ти тысяч каменных пластин, тщательно подогнанных друг к другу.

 

3. Культурам тольтеков и ацтеков предшествовала культура Теотихуакана (I – VII вв.). Город располагался в высокогорной долине на высоте 2300 м. над уровнем моря в 50 км. от современного Мехико. В середине XX в археологи обнаружили в долине Мехико различные постройки, разбросанные на площади 30 кв. км. Центральная часть имеет размеры 2,5 х 1 км. «Теотихуакан» – «город, где человек превращается в бога» – так назвали его ацтеки, которые захватили город в XV в. С севера на юг его пересекала главная улица длиной 2 км. – «Дорога мёртвых». Это была дорога для религиозных процессий и паломников. Главные сооружения религиозного центра – Пирамида Солнца (высота 64,5 м.) и Пирамида Луны (высота 42 м.). Возле пирамиды Луны – площадь с малыми пирамидами-гробницами. Среди 16-ти основных сооружений особо выделяется храм Кецалькоатля – покровителя культуры и знаний, бога дождя, ветра и воздуха. Само здание разрушено, но сохранилось его каменное основание, состоящее из 6-ти каменных платформ, поставленных друг на друга. Фасад богато украшен скульптурами пернатых змеиных голов и бабочек. 365 изображений голов соответствуют количеству дней в году. Зубы змеиных голов окрашены в белый цвет, а глаза бабочек инкрустированы обсидианом. При закладке храма в жертву приносились большие морские раковины, нефритовые статуэтки богов, кремниевые и обсидиановые кинжалы, человеческие зубы. При открытии храма, возможно, приносились человеческие жертвоприношения пленников. Раскопки проводились в 1955-1966 гг. Л Сежурне. В ходе раскопок были найдены книги-«гармошки» длиной до 11 м. со сведениями по генеалогии, истории, военных событиях, орудиях труда, одежде, погребальный инвентарь, фрески о Кецалькоатле, каменный круглый диск диаметром 3,5 м. - ацтекский календарь (вес 25 тонн). Город имел правильную сеть улиц, все постройки ориентированы по оси «Дороги мёртвых». В толще пирамиды обнаружено более раннее здание пирамиды-храма, а под ним – пещера с высохшим источником. Этот источник, очевидно и был отправной точкой для развития города. Улицы и площади были вымощены твёрдым, как камень известковым раствором. Под улицами проходила семть желобов и водостоков, отводящих дождевую воду в специальные бассейны или каналы. Мусор вывозили за город на специальные свалки. Город занимал 750 га. Он выполнял функции религиозного центра со множеством святилищ и жили в нём жрецы. Простой люд заселял глинобитные хижины, хаходившиеся в отдалённых городских кварталах с узкими улочками и глухими стенами домов. Дома были одноэтажными и не имелм окон. Двери выходили во внутренний дворик. Мёртвых хоронили под полом комнат или во внутренних двориках. В городе процветали ремёсла и торговля, существовали многочисленные рынки на побережье Мексиканского залива. Город погиб в период своего наивысшего расцвета, очевидно, в результате насильственного разрушения. Обнаружены следы пожаров и разграблений гробниц и тайников с ритуальными дарами, разбиты скульптуры. Это случилось в конце VII в. в результате то ли народного восстания, то ли пришествия варварских племён с севера. Культура Теотихуакана оказала большое влияние на культуру тольтеков и ацтеков.

В начале X в. в долину Мехико вторглись племена под предводительством вождя Мишкоатля. Эти племена, ассимилировавшись с местным населением, получили название «тольтеки». Столица тольтеков Толлан или Тула была основана в 980 г. сыном Мишкоатля Се-Акатль Топильцином, который правил 19 лет. Его стали отождествлять с Кецалькоатлем. В период его правления развилась цивилизация тольтеков: они научились обрабатывать драгоценные камни, прясть хлопковые нити и украшать одежду перьями, научились летоисчислению, астрономии и медицине. В Толлане возникло мощное искусство военно-религиозного характера. Среди дошедших до нас памятников преобладант скульптура – изображения пернатых змеев, ягуаров, воинов. Сохранились развалины храма, посвящённого Утренней звезде (Венере). Это шестиэтажная пирамида, стоящая на плите размерои 43 х 42 м., украшенной рельефными изображениями змея в птичьем оперении и орла – символа мужества. Широкий вход в храм был украшен двумя каменными колоннами, которые также были увенчаны изображениями пернатых змеев. Свода святилища поддерживались 8-ю пятиметровыми каменными статуями воинов или жрецов. В архитектуре тольтеков колонны часто делались из монолитного камня в виде змеев, голова которых лежит на земле, а тело поднято вверх. Были обнаружены также каменные статуи бога дождя и бури Чаак-Мооля с отверстиями в животе для жертвенных даров.

 

Культура тольтеков оказала весьма заметное влияние на ацтеков, которые восприняли и развили её традиции. В этой культуре выделяются три периода:

1. Период странствий, который закончился основанием г. Теночтитлана - начало XII в. – 1345 г.

2. Период упрочения государства – 1345- 1428 гг.

3. Период расцвета и завоевания соседних территорий, подчинение большей части территории современной Мексики – 1428 – 1519 гг.

 

На культуру ацтеков также оказала влияние культура сапотеков. В 1930-х гг. в южной части Мексики был раскопан холм Монте-Альбан. Это был древний город сапотеков, культура которых существовала здесь на протяжении 1,5 тысяч лет. Обнаружены остатки храмов, дворцов, гробницы из камня, накрытые каменными плитами, клады художественных ценностей: маски богов, ожерелья из крупного жемчуга, серьги из нефрита, золотые браслеты и ожерелья, состоящие из 900 звеньев, золотые табакерки, украшения из бирюзы, ракушек и серебра, более 150 гробниц, урны и человеческие черепа, высеченые из горного хрусталя. Позже этот город был завоёван ацтеками и они его назвали Митла – “Жилище смерти”. Сюда приходили паломники со всей Мексики, чтобы дождаться тут своей смерти. Здесь были построены “дворцы колонн” (северный и южный). Они были богато украшены фризами, мозаиками из белого камня, настенными рисунками.

Район солёного озера Тескоко славился своим хорошим климатом, изобилием рыбы и птицы. Ацтеки пришли сюда с севера и начали создавать “плавучие сады” – тростниковые платформы, покрытые слоем ила. Они выращивали кукурузу, бобы, перец, томаты, корнеплоды. Поклонялись ацтеки богу войны – Уицилопочтли. В 1345 г. на двух островах они основали город Теночтитлан – “Место плодов кактуса”, осушили болота и объединили острова. Город существовал около 200 лет. До прихода испанцев. Теперь здесь находится столица Мексики – г. Мехико – самый большой город мира.первоначально город делился на 4 района, образованных 2-мя пересекающимися улицами, ориентированными по странам света. На месте пересечения улиц находился священный участок с Главным храмом и тремя деревянными дворцами. Главная площадь имела размеры 320 х 275 м. Пирамида 100 х 100 м. в основании и 30 м. высотой имела два святилища на вершине (бога войны и бога земли). В ансамбль входили также храм Кецалькоатля, стадионы для ритуальной игры в каучуковый мяч, дома знатных вельмож, которые были поставлены на платформы. Их стены из сырцового кирпича облицовывались камнем и покрывались окрашенным стуком красного и белого цветов. Территория города делилась на три зоны.

Первая зона – центральная – включала ритуальные и гражданские здания, жилища элиты, дома без приусадебных участков. Вторая – состояла из жилых домов с участками или плавучими садами. Третья – периферийная – заселялась сельским населением с большими участками. Бедные жилища перестраивались каждые 10-12 лет. Архитектура жилищ различалась по социальному признаку. Жилища простых общинников были прямоугольной формы с плоской крышей, крытой соломой и строились из сырцового кирпича.Сверху стены обмазывались смесью глины и извести, пол покрывался измельчённой вулканической породой. Снаружи стены белились, иногда разрисовывались орнаментом. В городе было множество паровых бань – низких глинобитных зданий с печами внутри. В каждом квартале имелся свой храмовый комплекс и находилось специальное здание, в котором обитал глава данного квартала. Вся жизнь была тесно связана с религией. В городе насчитывалось 70 больших и малых храмов, а всего в государстве ацтеков было около 40 тысяч храмов, посвящённых более чем 2000 богов . Каждое божество имело связь с определённым днём сельскохозяйственного календаря. Жрецы были главными идеологами общества. В главном храме Теночтитлана испанцы нашли 130 тысяч черепов принесённых в жертву людей, в основном это были пленные воины. Священный календарь жрецов имел 52-летний цикл, каждый гол делился на 260 дней (по 13 месяцев и 20 дней в году). Через каждые 52 года обновлялись все постройки, увеличивались размеры пирамид. Архитектура ацтеков заимствовала основные формы у тольтеков. Для строительства применялись земля, известняк, кирпич-сырец, обожженный кирпич, камень, раствор извести и песка, для отделки дворцов – кедр и сосна. Остров соединялся с материком несколькими дамбами, сооруженными из дерева и земли с учётом разлива озера. Параллельно были устроены дамбы-акведуки с каналами пресной воды. Территория города составляла 12 кв. км., население – около 500 тысяч.

 

4. На западном побережье Южной Америки на береговой линии шириной 30-50 км. также существовали несколько культур с IV в. до н. э. До X в. Это культуры Мочика, Лима, Наска, культура Чиму (XIII – XV вв.), культура инков (XII – XVI вв.). Культура города Тиауанаку на о.Титикака существовала в VIII – XI вв. и определила стиль дальнейших построек. Город находился на высоте 3825 м. над уровнем моря, его центр состоял из трёх групп зданий, ориентированных на восток. Здания стояли на земляных платформах, облицованных камнем и были окружены рвом шириной 50 м., сообщающимся с рекой. Центр города представлялся как центр мира. В строительстве использовались каменные блоки весом до 200 тонн, скреплявшиеся между собой каменными шипами и бронзовыми скобами.

В XII в. образовалось государство инков. Эта цивилизация не имела письменности, но достигла больших успехов в строительстве в условиях горного ландшафта.С 1470 г. инки звоевали территории всех местных культур и создали империю, которая была захвачена испанцами в 1533 г. население империи инков насчитывало до 10 млн. человек во главе с Верховным Инкой. В государстве господствовала система натурального хозяйства с обеспечением населения по принципу “инкского социализма”. Частной собственности не было. Всё население делилось на 10 категорий. Выращивали картофель, кукурузу, создавали общественные склады запасов. В горах строили подпорные стены, террасы, приспосабливая склоны гор под строительство общинных (семейных) жилищ-крепостей с запутанной планировкой. Пирамиды строили редко (высота до 30 м.). Архитектура империи инков развивалась преимущественно в Центральных Андах (Перу) и на Боливийском плато. Их столица – г. Куско – находился на высоте 3300 м. над уровнем моря и был окружён мощной крепостью. Столица была связана с окраинами сетью мощёных пешеходных дорог (до 10000 км.), строились каменные мосты, постоялые дворы, лестницы в горах, террасы и крепостные стены – все было подчинено военным целям. Дома знати имели также укреплённый характер. Цепи крепостей связывались огневой сигнализацией, прокладывались каналы с питьевой водой. Город Куско – резиденция верховного инки – имел регулярную планировку и был разбит на кварталы – родовые комплексы, окружённые высокой каменной стеной с воротами. Жильё – покрытые соломой одноэтажные здания с дверями, обращёнными во дворы. Главный храм – храм Солнца – был покрыт соломой и имел апсиду. Внутри храма был большой золотой диск, золотые и серебряные статуи бодеств, стены были покрыты золотыми поастинами. Через массивные ворота направленные солнечные лучи отражались в диске Вдоль стен храма сидели мумии умерших правителей на золотых тронах, поставленных на золототканый ковёр. Храм Луны был отделан серебром и в нём находились мумии жён правителей. В комплекс входили также святилища грома, молнии, радуги, Венеры. Рядом с храмом Солнца был “золотой сад”, где деревья, животные, насекомые и птицы были сделаны из золота и серебра. Вблизи главной площади был “дом знаний”, где юноши обучались управлению государством, философии, экономике. Запасы золота в госудпрстве инков составляли до 100 тысяч тонн. Всё это богатство было разграблено испанцами в 1532 – 36 гг. Только с храма Солнца испанцы сняли 700 золотых пластин. “Золотой сад” инков был уникальным собранием произведений искусства, не имевшим аналогов в мире.

Известны и другие города инков - Кахамарка, Мачу-Пикчу, Чан-Чан.

Мачу-Пикчу – город-крепость в горах на высоте 2520 м. над уровнем моря. Дома были сложены из бута на глине или из отёсанных камней без раствора. Террасы соединялись лестницами. В комплекс главной площади входили священные скалы и камни. Жилые дома группировались вокруг дворов или выстраивались в цепочки. Каменные 2-х – этажные дворцы имели симметричные фасады и очень толстые стены, комнаты не имели окон, ложные ниши изображали окна и двери. Храм с открытой кверху башнеобразной частью заключал в себя священную скалу. Для архитектуры инков характерны суровые, величественные формы. В отличие от Центральной Америки в Андах были известны бронза, ткачество хлопковых и шерстяных тканей. Керамика сосудов антропоморфного и зооморфного характра отливалась в гипсовых формах и раскрашивалась в яркие контрастные цвета, золото часто применялось для изготовления погребальной утвари и масок.

 

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ:

 

1. Месоамерика

2. Ольмеки

4. Тольтеки

5. Ацтеки

6. Майя

7. Империя Инков

8. Культура Наска

9. Культура Мочика (Моче)

10. Культура Чиму

11. Кецалькоатль

12. Уицилопочтли

13. Теотихуакан

14. Толлан

15. Теночтитлан

16. Копан

17. Паленке

18. Тикаль

19. Шпухиль

20. Ушмаль

21. Чичен-Ица

22. Тиауанаку

23. Куско

24. Мачу-Пикчу

АРХИТЕКТУРА СТРАН ИСЛАМСКОГО МИРА.

 

ЛЕКЦИЯ N1: АРАБСКИЙ МИР.

 

Вопросы для подготовки:

 

1. Доисламский период развития культуры арабов. Основание ислама. Первые арабские государства - Омейядский и Аббасидский халифаты. Историческая периодизация.

 

2. Архитектура и искусство ранних арабских царств и искусство Аравийского полуострова.

 

 

1. Архитектура арабских стран представляет собой один из ценнейших и по-своему уникальных вкладов в сокровищницу мирового зодчества. Она впитала в себя, ассимилировала богатое наследие народов, издревле населявших Аравийский полуостров и Двуречье, а также архитектурно-строительный опыт цивилизаций Юго-восточного Средиземноморья, Юго-западной Азии и Северной Африки, наследие эллинистически-римской культуры.

Эпоха арабского средневековья охватывает почти 15 веков – с III по XVIII. Эта эпоха, насыщенная важнейшими историческими событиями, считается одним из значительных хронологических рубежей всемирной истории. Арабские и другие страны исламского мира занимают огромную территорию Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, Аравийского полуострова, в прежние времена – часть Пиренейского полуострова. Предки арабов и евреев – древние семиты – жили в Двуречье. Ещё во времена Древнего Египта семиты разделились на арабскую и еврейскую ветви, часть их двинулась на северо- запад, а часть – в Аравию как кочевники. Земледельцы населяли только южные районы Аравии, где были плодородные почвы (территория Йемена, Хадрамаута, Омана). Здесь существовали ранние арабские царства: Минейское, Сабейское, Химьяритское, города Маин, Мариб (V-III вв. до н.э. – III – V вв. н.э.). Племена Центральной Аравии сохраняли полную независимость от кого бы то ни было. Первое упоминание об арабах можно найти в Вавилонских хрониках Нововавилонского царства (около 598 г. до н.э.). Об арабах писал и древнегреческий историк Геродот в V в. до н.э. Аравийский полуостров во все времена пересекали важные торговые пути – через Южную и Западную Аравию шла торговля Дальнего Востока и Средиземноморья, особо оживлявшаяся. Когда войны прерывали сухопутный Великий шёлковый путь, проходивший через оазисы Аравии. Западная Аравия являлась узлом сухопутных дорог между Индией, Ираном, Эфиопией, Сирией и Палестиной. Караваны перевозили благовония и ткани из Южной Аравии, золотой песок, слоновую кость и рабов из Африки, оружие, зерно, растительные масла из Сирии, шёлк из Китая, жемчуг с побережья Персидскогол залива. Вдоль караванных путей возникали поселения со складами товаров, которые нужно было охранять и постоялыми дворами. Здесь же велась местная торговля и селились ремесленники. Кочевники снабжали караваны верблюдами и проводниками, вооружённой охраной, взимая с них налоги за проход по своей территории, продавали шерсть, кожу и скот. Постепенно возникали посёлки и города, кочевники становились торговцами, ремесленниками. Одним из первых городов была Мекка (VI – VII вв.), где была перевалочная база на караванном пути. Здесь в древние времена упал с неба метеорит и его считали священным камнем (он имел круглую форму). В месте падения метеорита арабы построили храм «Кааба» («куб») и поставили вокруг него идолов всех арабских племён – более 360.

Арабы стали наиболее многочисленной народностью средневекового Ближнего Востока. К VII – VIII вв. арабы с поразительной быстротой расселились на огромной территории - от Испании до Северной Африки и Индии. Этому способствовало появление религии ислама, которую основал с 611 г. пророк Мухаммед. По преданию Мухамммед происходил от родоначальника арабов – Исмаила, сына библейского патриарха Авраама. Дед Мухаммеда Абд аль-Мутталлиб был старейшиной племени курайшитов. Мухаммед родился 29 августа 570 г. на окраине г. Мекки недалеко от Каабы. Его отец Абдаллах вскоре умер, и Мухаммед остался сиротой. В одну из ночей месяца рамадана 610 г., когда Мухаммеду было 40 лет, в пещере на горе Хира ему во сне явился некто могучий и страшный и приказал читать какой-то свиток. Когда Мухаммед отказался, так как читать не умел, явившийся дух (ангел Джибраил) сам прочёл пять строк этого свитка и приказал повторить их. Затем ангел являлся Мухаммеду 24000 раз и тем самым было положено начало Корану - священной книге, точной копии небесного подлинника. Особой любовью мусульман пользуются изображения, воспроизводящие тексты из Корана.

В 622 г. Мухаммед и 75 его сподвижников основали в оазисе Ятриб в 350 км. от Мекки город Медину («город Пророка»). В январе 630 г. они захватили Мекку и, разрушив языческих идолов, превращают Каабу в «Дом Бога». После смерти Мухаммеда в 632 г. его родственники Абу Бекр – отец жены Мухаммеда, Омар из рода Омейя, Осман и Али – дядя Мухаммеда поочерёдно становятся халифами и ведут захватнические войны, обращая население новых территорий в ислам. С 661 г. Али был убит. Второй халиф после Османа - Муавия, бывший наместник Сирии, перенёс столицу из Медины в Дамаск. Установилось господство династии халифов Омейядов. Они захватили Персию, Сирию, Аравию, Палестину Египет, Ирак, Магриб. Границы Омейядского халифата простирались от Пиренеев до Инда, от Сахары до Аральского моря. Первая мечеть была построена в Иерусалиме на вершине горы Мориа по велению халифа Аль Малика в 692 г., затем была построена мечатт халифа Валида в Дамаске в 705 – 715 гг.

В середине VIII в. в Хорассане (Иран) усилились Хашимиты из рода Али – дяди пророка Мухаммеда. Абу-аль-Аббас сверг Омейядов в Дамаске и с 750 г. начался период династии Аббасидов – потомков пророка Мухаммеда (Аббасидский халифат). Только один из 80-ти царевичей-Омейядов – Абдаррахман - уцелел. Он положил начало Кордовскому халифату в Андалусии (Испания) В 756 г. Его столица г. Кордова соперничала с Багдадом: там была школа мыслителей, философов, учёных, развивалось искусство дворцов и парков. Династия Аббасидов правила 500 лет. В 762 г. халиф Джафар аль Мансур в 762 г. основал новую столицу – Багдад. Этот город стал столицей искусств и науки. Он имел форму круга, разделёенного на 4 части, имел 4 ворот. В центре был дворец и большая мечеть. Самый известный из аббасидских халифов – Харун-ар-Рашид (786 – 809 гг.) превратил Багдад в один из самых больших и культурных городов мира, стремился заключить союз с королём Карлом Великим. В этот период был создан самый известный шедевр персидско-арабской культуры – «Сказки тысяча и одной ночи». Сын Харуна-ар-Рашида – аль Мамун (813 – 833 гг.) основал «Дом мудрости» в Багдаде. Население Багдада достигло 1-1,5 млн. человек, в то время, как в Европе население городов достигало не более 10000. В Багдаде работали известные учёные арабского мира: Аль Бируни – астроном, математик, врач, Аль-Хорезми – автор основ алгебры и алгоритмов, Аль-Батани – геометр, вычисливший окружность Земли, Ар-Рези – открывший больницы и аптеки, Ибн-Сина – автор трактата по медицине. Началось строительство новых городов – Самарры, Бухары, Самарканда, Каира. В этот период были присоединены к халифату северо-африканское побережье, Пиренейский п-ов. Началось оживление торговли, расцвет экономики, наук, искусств, ремесел. В архитектуре развиваются древние арабские традиции, а также традиции Ирана, эллинистически-римского мира, Византии.

В 833 г. халиф Мутассим перенёс столицу в Самарру севернее Багдада. Грандиозные дворцы, обширные мечети и жилые дома этого города были богато декорированы резным стуком и мрамором, живописью, стеклянной мозаикой. Активизировалась торговля благодаря строительству портов (Тир, Триполи, Александрия, Палермо, Тунис, Альмерия, Басра). В IX – X вв. начинается расцвет культуры арабо-исламского мира: литературы, поэзии, филологии, освоение технологии производства шёлка, окраски хлопчатобумажных тканей, производство бумаги. В 842 г. столица была вновь возвращена в Багдад. В VIII в. арабский Восток в своём развитии опережал Европу. В то же время, в Багдаде, как и повсюду на Востоке, изысканная роскошь соседствовала с вопиющей нищетой.

В 868 г. эмир Египта Ахмед ибн Тулун создал самостоятельное государство и расширил его границы до Средиземного моря, подчинил Сирию. г. Каир становится столицей Египта, там строится мечеть. В 909 г. складывается халифат Фатимидов в Тунисе и Алжире, они захватывают Геную, нападают на Корсику, Сардинию, Прованс. В 831 г. – захватывают Сицилию. Постепенно образуются отдельные арабские государства. Основные правяшие династии: Омейяды Испании, Фатимиды Северной Африки и Египта, Зириды Туниса, Альморавиды Северной Африки, Испании, Альмохады Северной Африки, Испании. К концу IX в. некоторые области Ирана получили самостоятельность. В IX-X вв. образовалось в Средней Азии государство Саманидов со столицей в Бухаре. Во 2-й половине XI в. Малая Азия и византийские владения были захвачены турками-сельджуками. С XIII в. в строительстве распространяются иранские, византийские, армянские технологии (тёсаный камень, резной камень, керамические изразцы.). В 1258 г. монгольский хан Хульгу уничтожил Багдад. В 1453 г. турки-османы захватили Константинополь и основали Османскую империю.

Таким образом, в истории раннего исламского мира можно выделить такие основные периоды:

 

1. Доисламский (царский) период южной части Аравийского п-ова – V в. до н.э. – 611 - 661гг.

2. Период ранних халифатов (столицы Мекка и Медина) – 632-661 гг.

3. Омейядский халифат – 661 – 750 гг. (столица Дамаск).

4. Аббасидский халифат – 750 – 1258 гг.

Столицы: 750 г. – Куфа

762 г. – Багдад

836 г. – Самарра

893 г. - Багдад

 

3. Античные авторы делили территорию Аравийского полуострова на три части:

1. Южная часть – Счастливая Аравия – район древней земледельческой цивилизации (Йемен, Оман, Эфиопия, Хадрамаут,) Минейское и Сабейское царства, города Маин и Мариб, Химьяритское царство (III – VI вв.).

2. Центральная часть – Каменистая Аравия (плоскогорье Эль Неджд). Набатейское царство – на территории современной Иордании, Сирия, Палестина. Здесь были Римские центры культуры Петра и Пальмира.

3. Лахмидское царство в районе устья рек Тигр и Евфрат, VI в. (г. Хира).

 

Доисламские религии в этих регионах – культы Солнца, Луны, звёзд, быка, барана. Строились культовые здания в честь этих богов вблизи городов.

Счастливая Аравия в V вв. до н.э. – III в. н.э. состояла из многочисленных мелких племенных владений во главе с муккарибами. Города – по плану прямоугольные или овальные - со свободной планировкой улиц. Некоторые города имели также и регулярную уличную сеть, крепостные стены. Главные храмы и ирригационные сооружения находились за чертой города. В городе кроме жилищ горожан находились дворцы правителей и знати, а также небольшие храмы. Примерами городов могут служить Мариб, Маин, Иасиль-Баракиш.

Дворцы правителей представляли собой многоэтажные комплексы с террасами и защитными башнями. Стены нижних этажей возводились из тёсаных каменных блоков, уложенных насухо.

Жилище для простых людей возводилось из глины и сырцового кирпича и часто окружалось стенами из того же материала.

Ирригационные сооружения были необходимы для искусственного орошения почвы. В речных долинах (вади) строились плотины и каналы, некоторые просуществовали более 1000 лет. Цистерны для сбора воды, прямоугольного и круглого плана строились в Химьяритском царстве у стен дворцов и храмов.

Культовые здания Счастливой Аравии строились в честь богов, главными из которых были божества Луны, Венеры и Солнца. В пантеоне богов видное место отводилось животным – барану, быку и др. Главные храмы возводились в нескольких километрах от городов. По планировке их можно разделить не несколько типов: