АРХИТЕКТУРА СТРАН ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА 4 страница

 

9. Момояма – 1573-1615 гг. В XVI в в Японию впервые попали европейцы. Вместе с ними проникает христианство, науки и ремёсла – астрономия, медицина, металлургия, печатное дело. Появляется огнестрельное оружие. Ведётся активное строительство феодальных замков, развивается интерьерная монументальная живопись школ Тоса и Кано. Расцвет керамики и чайного ритуала. Складываются типы жилых усадеб «синдэн-дзукури», «сёин-дзукури». В архитектуре утверждается ценность внутреннего пространства. Искусство приобретает мирской характер.

 

10. Токугава (Эдо) – 1615 – 1868 гг. Сёгун Хидэёси покровительствует европейцам, способствует проникновению в Японию христианства. В 1615 г. он был свергнут могущественным феоджальным родом Токугава, приверженцами национальной японской культуры. Они проводят политику изоляции страны. Для европейцев Япония была закрыта более чем на 200 лет и устанавливается режим феодального абсолютизма Токугава. В это врямя складывается городская культура в новой столице Эдо (Токио). Развивается жпнт поэзии хайку, театр Кабуки. Расцветает жанр классической японской гравюры «Укиё-э», развивается прикладное искусство и художественные ремёсла. Постепенно в Японии назрел общественно-политический кризис феодальной системы и произошла буржуазная революция Мэйцзи в 1868 г., ликвидировавшая сёгунат и установившая конституционную монархию.

 

2. Япония расположена на островах вулканического происхождения, поэтому часто случаются землетрясения, ураганы, цунами. Сложные климатические условия оказали заметное влияние на национальный характер японцев и отразились также в особенностях японской архитектуры и искусства. Движение, неустойчивость, беспрестанное становление окружающего мира и жизни человека, способность быстро менять место жительства и не сожалеть об утраченном сформировали мировоззрение японцев, отличное от европейского. В формировании архитектурного пространства они стали видеть одно из средств воплощения идеи “дао” – части пространства связаны и взаимно перетекают, отсутствуют чёткие разграничения внешнего и внутреннего пространств. Композиция разворачивается во времени, фрагмент за фрагментом, как смена эпизодов (кадров). Конец и начапло неопределенны, внимание сосредоточено на непрерывном развитии темы. Божества – силы природы – в Японии не старались персонифицировать, его образом служило само место обитания. Поэтому сами пространства имели символическое значение.В этом пространственном понимании архитектуры японцы на много столетий опередили Европу и Америку, где такой подход появился только в начале XX века, и то не без влияния японской архитектуры. Архитектурная концепция модернизма строилась во многом на базе принципов именно японской национальной архитектуры. Провозвестником этих идей стал известный американский архитектор Френк Ллойд Райт.

Национальная японская религия – Синто («путь богов») зародилась ещё в эпоху неолита и окончательно сложилась в государстве Ямато (II – III вв.). Древняя мифология отражена в рукописях «Кодзики» и «Нихонги» (VIII в.). Героями мифов віступают боги-“ками”, которые делятся на высших (небесных), земных и ками-духов, проявляющихся в предметах и явлениях природы. Пятое поколение богов – Идзанаки и Идзанами – обращают жидкую землю, плавающую по морским волнам, в острова, составляющие Японию. Их старшая дочь Аматэрасу становится богиней солнца, покровительницей земледелия, её брат Цукиёми – богом Луны. Реки, колодцы, Пруды, моря, водопады, леса были также населены богами. В священных местах ставились бронзовые зеркала, затнм на этих местах стали возникать синтоистские святилища. Посредниками между небесными божествами, духами и человеком были женщины-медиумы – “мико”. Синтоистские храмы имели вид небольшой свайной постройки, напоминавшей по своим формам древний деревянный амбар для хранения зерна с высокой скатной крышей. Храмы посвящплись обычно богине солнца Аматэрасу или богине злаков Тоёукэ, территория ограждалась несколькими прямоугольными деревянными оградами. Храмы перестраивались через каждые 20 лет, для перестройки храма делалась вторая площадка, подобная первой. Храм менял своё местоположение через каждые 20 лет. Таким образом до наших дней дошли в первозданном виде два наиболее почитаемых синтоистских святилища в Исэ и в Идзумо. Они решены в стиле, близком к народной архитектуре V – VII вв.: это свайные постройки, окружённые небольшой галереей. Высокая двускатная крыша с коньковым брусом, опирающимся на столбы, покрыта толстым слоем прессованной соломы. Коньковый брус сверху пригружен 9-ю поперечными брёвнами – «кацуоги». На фасаде крыши – перекрещивающиеся декоративные элементы – «тиги». Вход в храмик смещён от центральной оси вправо из-за наличия центрального опорного столба. Современные синтостские храмы приобрели больше декора: столбы окрашиваются в красный цвет, детали – в чёрный и жёлтый, в качестве декоративных элементов применяются бронзовые накладки.

Древнейшие типы храмов и жилых построек – свайных хижин «такаюка» – оказали большое влияние на дальнейшее развитие японского национального архитектурного стиля: в архитектурном решении фасада чётко разделяютяся несущие и несомые элементы конструкции, подчёркиваются природные цвета и фактуры материалов, декор очень незначителен или вовсе отсутствует.

 

3. В период Асука принц Сётоку Тайси вводит буддизм в качестве государственной религии Яонии. В это время усиливается влияние Китая на развитие японской культуры. В обществе появляется «культурный слой» – люди, получившие образование в Китае, возникает сословие чиновников, делящееся на 12 рангов по китайскому образцу. Япония воспринимает китайскую письменность, литературу, философию. Строится новая столица Нара по прямоугольному плану. Главная улица делила его на две части. В северной части города располагался императорский дворец. Здесь строятся комплекся буддийских монастырей по китайскому образцу. Строитель прибывают из Китая и Кореи. Главный из них – монастырь Тодайдзи («Великий Храм Востока»). Здесь находится самое большое деревянное сооружение в мире – павильон Дайбуцудэн («Павильон Большого Будды»). Длина его фасада 90 м., высота – 50 м. Дорога процессий вела к двухэтажным воротам Нандаймон. Вход в монастырь обозначали две 100-метровых пагоды. Сокровищница Сёсоин выполнена в стиле «амбарного зодчества». В зале Дайбуцудэн находится самая большая в мире бронзовая 16-ти метровая фигура Будды – «Дайбуцу», реставрированная в XVIII в. На её изготовление пошло 520 тонн меди и 450 кг золота, статуя выполнена с применением техник литья, ковки, чеканки и возводилась несколькими поколениями мастеров.

Монастырь Хорюдзи построен в VI – VII вв. Главные сооркжения этого монастяря – Золотой Зал (Кондо) размером 10,5 х 14 м и пятиярусная пагода Годзюното высотой 32 м. В интерьерах этого храма есть настенные росписи, в цоколь пагоды вмонтированы редьефы на сюжет оплакивания Будды учениками. Деревянные пагоды Японии имеют интересную конструктивную систему: в качестве центрального опорного столба применяется ствол лиственницы, древесина которой обладает гибкостью и долговечностью. Все деревянные конструкции гибко соединены так, что при частых в Японии землетрясениях сооружение колеблется, но не разрушается.

 

4. С IX в. представители рода Фудзивара перенесли столицу в Киото (Хэйян) на 400 лет. Этот период известен как пери од расцвета национальной японской культуры. Для него характерно поэтическое восприятие мира, расцвет литературно-художественного творчества при дворе императора в Киото. В религии появляются секты эзотерического буддизма, буддизм сливается с синтоизмом, популярными становятся культы поклонения природе, проповеди отшельничества. В отдалённых от столицы местах строится множество монастырей (Мироудзи, Энрякудзи, Конгобудзи). Для архитектуры этого периода характерно отсутствие строгой симметрии, присутствие элементов живой природы. Группы построек свободно располагаются по склонам гор, не имея чёткого плана, возникает живое взаимодействие природы и архитектуры, пейзажность. Поэтичность. Пагода среди леса- это скромное здание, покрытое древесной корой. В планировке дворцовых комплексов также появляются чисто японские черты. Популярным становится стиль «синдэн-дзукури» – жилище, состоящее из павильонов, расположенных несимметрично и ориентированных на пейзажный сад. Главный павильон – синдэн – покрывается древесной корой и имеет единое внутреннее пространство.

В этот период был построен комплекс императорского дворца в Киото, где официальная часть решена в китайских традициях, а жилая – в японских. Главный павильон Сисиндэн («Большой спальный павильон») решён в традициях синто. Жилой комплекс Сейрёдэн включает пейзажный сад с водоёмами. Картинность садово-паркового стиля оказала влияние и на храмовую архитектуру. Распространение культа Будды Амида (владыки райских земель) повлекло за собой строительство храмов Амиды, воплощающих представление о «райской земле». Появились ландшафтные сады, семейные храмы-мавзолеи аристократов. Примером такого храма может служить храм Феникса (Хоодо) монастыря Бёдоин в Удзи близ Киото (1053 г.).. Храм переоборудован из загородного дворцового павильона. Он находится на берегу озера с островками т отражается в воде. В интерьерах храма присутствует идея могущества природных стихий и разнообразия их проявлений, представлено множество божеств, демонов, духов, многоруких и многоголовых, отождествляющихся с изобилием или жестокостью природы. Главным элементом является деревянная позолоченная статуя Амиды в окружении деревянных фигурок небесных музыкантов. На внутренних дверях написаны пейзажи.

С IX в. появляются первые изображения синтоистских богов, статуи бодхисатвы Каннон – символа богатства и счастья, исполнения желаний, статуи «очистителя Вселенной» Фудомёо в виде демона с клыками, мечом и верёвкой. Для скульптуры характерна выразительность жестов и лиц. Скульптура из дерева покрывается лаком, позолотой.

Японская национальная школа живописи («Ямато-э») начинается в эпоху Хэйян картинами-свитками (эмакимоно), иллюстрирующими литературное произведение «Гэндзи-моногатари». Художник Фудзивара Такаёси создаёт цикл живописных свитков, где преобладает условная точка зрения «сверху», изображения выразительны и динамичны, цветовая гамма раскрывает настроение. Краски создаются на основе естественной природной палитры с блёстками золота и серебра.

 

5. В конце XII в. борьба феодальных кланов привела к возникновению новой столицы Камакура. Император сохранил только титул и функции верховного жреца синто. Развивается феодально-рыцарское мировоззрение. Самураи предпочитают в архитектуре строгость и благородную простоту, близкую национальному духу Японии. Кроме того популярным становится дзен-буддизм. Строятся дзенские монастыри, где храмы напоминают сельские хижины с земляными полами, обнажёнными стропилами (монастырь Энгакудзи, Сяридэн – хранилище реликвий). Пагоды отсутствуют. Крыши становятся очень высокими. Обожествляются деятели церкви и военачальники, развивается портретный жанр в искусстве. Появляется техника лепки по левкасу – мелованному грунту, нанесенному на дерево), глаза инкрустируются камешками. Статуи буддийских проповедников и военачальников ставятся в храмах. Художник Фудзивара Таканобу создаёт портрет первого сёгуна Японии Минамото Ёритомо в парадном чёрном однянии. Для стиля этого периода характерна строгость и лаконизм форм, выразительность силуэта, классическая чёрно-красно-белая цветовая палитра. Всё это призвано выразить стойкость и волевой характер сёгуна. В отличие от китайского портрета, где фигура изображается фронтально, здесь фигура расположена в пол-оборота.

В 1333 г. феодалы Асикага завоевали власть и перенесли столицу вновь в Киото в район Муромати. Сёгуны покровительствовали искусствам, поэзии. Их привлекает старина, «патина времени» на вещах. В жилище преобладает стиль «Сёин-дзукури», для которого характерна большая связь с природой, простота, утилитарность. Внешние и внутренние перегородки (сёдзи и фусума) раздвигаются, создавая вариабельность решения пространства. Жилой дом состоит из разноуровневых пространств. На самом высоком уровне находится кабинет хозяина - «сёин», в который могут входить только равные ему по социальному статусу люди. Объёмы соединены в единую пластическую композицию, сблокированы, врезаны друг в друга. В интерьерах появляется монументальная живопись на ткани, натянутой на перегородки. Вместо алтаря Будды появляется ниша «токонома» с живописным свитком и букетом «икэбана». Создаются видовые точки из дома в сад и из сада на дом – «картины живой природы», павильоны в саду для занятий музыкой и поэзией. Примерами такоготипа павильонов могут служить Золотой павильон в монастыре Рокуондзи в Киото и Серебряный павильоны дворца сёгунов Асикага. Золотой павильон (Кинкакудзи), позже превращённый в храм, покрыт тонким слоем листового золота. Трёхъярксный павильон отражается в воде и является органической частью большого тенистого сада и озёрно-островного ландшафта. Серебряный павильон сочетал в себе святилище и кабинет. Он положил начало «чайным домикам». Культовое зодчество сблизилось со светским. Ярусный стиль распространился в жилищном и замковом строительстве.

 

6. В Японии сложилось несколько типов жилищ соответственно социальным группам населения:

 

1.Нородное жилище «минка» – деревянный каркасный одноэтажный дом, для которого характрно «топологическое пространство», имеющее определённую условность. Зонирование интерьера осуществляется с помощью группировки отдельных элементов, создающих «зону» внутри больших пространств. Покрытия полов имеют символическое и функциональное значение. Интерьер начинается с сада, пространство постепенно «перетеркает» снаружи внутрь. Отсутствие симметрии является выражением природной реальности. Пространство – это среда, в которой протекают события жизни, «туннель», олицетворяющий время. События и люди сменяют друг друга. Дом окружён верандами. Физические членения пространства отсутствуют, непрерывность нарушается только в момент конкретных действий: осуществляется трансформация пространства. Конструкция дома предполагает возможность разборки и сборки, все конструктивные элементы пронумерованы. Пространство структурируется при помощи предметов. В центре пространства находится алтарь Будды и кухня с земляным полом с отдельным входом из сада.

3. Жилище- городская усадьба «синдэн-дзукури» состоит из отдельных павильонов («дэн»), соединённых между собой галереями. Главный павильон «синдэн» – самый большой по размерам – располагается в центре композиции. По разные стороны от него располагаются более мелкие павильоны для всех членов семьи. Павильоны расположены несимметрично с возможность достройки новых павильонов. Павильоны были расположены так, чтобы из них открывался вид на пейзажный сад с водоёмом. В саду находился павильон-беседка, соединённый переходом с галереями дома.

4. Жилище типа «сёин-дзукури» получило распространение в период Асикага (Муромати) в среде образованных феодалов. Для него характерна утилитарность и простота в сочетании с изысканностью стиля. Павильоны блокировались со сдвижкой углов, в жилище было 5 уровней пола. Главное помещение – кабинет- библиотека «сёин» хозяина дома. Дом располагался посреди тенистого сада, оформленного по всем правилам японского салово-паркового искусства. Харктерным примером такого жилища может служить дворец Кацура близ Киото – загородная резиденция, построенная принцем Тосихито, поклонником классической японской культуры эпохи Хэйян. В саду на берегу реки Кацура мастером Энсю был построен «Павильон среди дынного поля». Основной идеей была гармония, слияние с природой. Пруд с выступающими из воды насыпными островами позднее был окружён 5-ю павильонами для поэтических вечеров и чайных церемоний. Из каждого павильона открывался интересный вид на природу. главное большое одноэтажное здание в плане напоминает разветвлённое дерево и ориентировано главным фасадом ступенчатой формы на живописное озеро с каменными островками и мостиками. Геометрическая строгость линий усиливается ритмическим чередованием белых сёдзи и тёмно-коричневых деревянных стен. Передние части фасадов опираются на тонкие сваи, что создаёт впечатление «парения» здания в воздухе. Один зал окружён галереей «верандой лунного света».

5. Феодальные замки появились в Японии в период Момояма, когда феодальные кланы воинов буси (самураев) постоянно воевали за власть в стране. В это время произошли первые контакты Японии с европейцами, и, очевидно архитектура замков испытала влияние европейской архитектуры, хотя некоторые исследователи считают, что японские замки – это чисто национальноеи явление в архитектуре. Они строились из дерева на высоком каменном основании на вершине горы и были окружены целой системой подпорных и оборонительных стен и жилищами вассалов. Замки в основном были резиденциями крупных военных феодалов и сёгунов. Известны замки Адзути на о. Бива – резиденция диктатора Ода Набунага, замок Нидзё сёгунаТокугава в Эдо, замок Белой Цапли (Химедзи-дзё) близ Киото,замок в Мацумото. Сохранилось 12 замков. Замок Химедзи был заново отстроен с применением железобетонных конструкций, так как секрет строительства XVII в. утрачен. Планы были запутанными, внутренние помещения располагались на пяти уровнях вокруг главных покоевЮ реальные этажи не соответствовали фасаду. Для укрепления замка использовались водные преграды, рельеф, концентрические запутанные по планировке стены, в которывх было11 неприступных ворот. Подземные ходы заканчивались невидимыми люками. Жилые помещения замков украшали росписи по золотому фону: изображения деревьев, скал, птиц

 

 

7.В эпоху Момояма происходит возрождение национальной японской культуры. Художник Таварая Сотацу и каллиграф ханами Коэцу в XVI в. сформировали новую школу во главе с Тоса Мицуёси (1536-1613) при поддержке придворной академии живописи. Она просуществовала до XIX в. Художники этой школы черпали вдохновение в свитках «эмаки» эпохи Хэйян и принялись возрождать «дух Ямато». Эта школа использует традиции японского художественного ремесла, лаковой живописи, в которой декоративный узор сочетается с предметной формой. Основное здесь – материал, фактура, открытый, яркий цвет, ритмическая организация плоскости, нефиксированная точка зрения. Параллельно ей существовала другая школа – Кано, основоположником которой был Кано Мотонобу, который, следуя китайской традиции, взял за образец живопись тушью. Основные сьжеты – цветы, птицы, деревья на золотом фоне. Кано Эйтоку в середине XVI в. объединил обе манеры. Художники школы Кано Расписывали ширмы во дворцах и замках. Росписи этой школы расчитаны на фиксированную точку восприятия, для неё характерны мягкие переходы цвета, главное средство выразительности – линия, росписи масштабны человеку. Позднее появляются суперграфические мотивы, «ломающие» поверхность ширм. Создающие иллюзорное пространство. В XVII в. этот стиль развил художник Огатата Корин. Он расписывал ширмы, веера, лаковые шкатулки, гребни, сочетал с живописью золото, свинец, перламутр.

Учение дзен говорило о том, что любой ручной или умственный труд может помочь человеку выйти из состояния пассивности на «путь пробуждения». Монахи занимались искусством. Их искусство передаёт течение жизни, пойманный моментнастроение, колорит. Пустой фон понимается как беспредельное пространство, космос, в котором нет пустоты. Наше сознание само должно связать воедино все элементы за пределами зримого. Монахи-художники совершенствовали своё искусство в Китае. Художник Сэссю создал студию, где преподавал искусство рисунка тушью. Художник Фугай создал портреты выдающихся деятелей дзен-буддизма.

Среди военного сословия особо почиталось искусство каллиграфии (со). Из него черпалась энергия жизни, стремление к нравственному пробуждению, самообладание и благонравие в повседневной жизни. Внутреннее совершенство выражалось в уверенном и мгновенном движении руки при начертании каллиграфических знаков. Создавались картины из каллиграфического письма путём наложения идеограмм на темы буддийских сутр – получался эффект «непрерывного чтения». Для японской манеры характерна более изломанная линия в сочетании с точечной графикой, большая степень стилтзации.

В период Токугава получил большое распространение жанр ксилографии – гравюры на дереве. Основная школа её называлась «Укиё –э» - «образы быстротекущего мира». Растущему городскому населению были недоступны дорогие работы мастеров живописи, а гравюра могла многократно тиражироваться, что делало её относительно дешёвой. Популярные образы городского быта, городские виды, портреты известных актёров и гейш – вот основные сюжеты гравюр. Вначале они были чёрно-белыми, затем стали цветнами. Для каждого цвета или оттенка требовалась отдельная доска. Основоположником жанра считается Хисикава Моронобу (1618-1694). Судзуки Харунобу создал в гравюре образ японской женщины-горожанки. Тесюсай Сяраку работал в жанре портрета, изображая известных актёров. Китагава Утамаро (1753-1806) создавал цветные гравюры, используя до 10-ти досок. Основная тематика его гравюр – портреты красавиц, актёров. Кацусика Хокусай (1760 – 1849) – пожалуй, наиболее известный мастер японской гравюра. Он создал цикл «100 видов Фудзи», самые известные гравюры этого цикла «Волна», «Красная Фудзи». Также он создал цикл «Путешествие по водопадам различных провинций», гравюры на темы легенд.

Андо Хиросигэ (1787 – 1858) был мастером городского пейзажа. Он создал известные циклы «100 видов Эдо», «53 станции Токайдо».

 

 

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

 

1. Дзёмон

2. Яёй

3. Кофун

4. Асука

5. Нара

6. Хэйян

7. Камакура

8. Асикага (Муромати)

9. Момояма

10. Токугава (Эдо)

11. Синто

12. Ямато

13. Аматэрасу

14. Цукиёми

15. Тоёуке

16. Ками

17. Каннон

18. Бэнтэн

19. Святилище в Исэ

20. Святилище в Идзумо

21. Тиги

22. Кацуоги

23. Такаюка

24. Нара

25. Киото (Хэйян)

26. Комплекс дворца Дайдари в Киото

27. Храм Феникса (Хоодо) в Удзи

28. Монастырь Хорюдзи

29. Монастырь Трдайдзи

30. Дайбуцу

31. Дайбуцудэн

32. Кондо

33. Кадо

34. Пагода Годзюното монастыря Хорюдзи

35. Пагода Якусидзи

36. Минка

37. Синдэн-дзукури

38. Сёин-дзукури

39. Японский феодальный замок

40. Замок Химедзи-дзё близ Киото

41. Школа Тоса

42. Школа Кано

43. Кано Мотонобу

44. Кано Эйтоку

45. «Укиё-э»

46. «Золотой павильон»

47. «Серебряный павильон»

48. Чайный домик

49. Огата Корин

50. Таварая Сотацу

51. Хисикава Моронобу

52. Андо Хиросигэ

53. Кацусика Хокусай

54. Китагава Утамаро

 

ЛЕКЦИЯ N 7: АРХИТЕКТУРА И ИСКУССТВО ДОКОЛУМБОВОЙ АМЕРИКИ.

 

Вопросы для подготовки:

 

1. Основные цивилизации Месоамерики, их историческая периодизация. Строительные материалы, конструкции, типы сооружений.

2. Культура народа майя. Основные города-государства майя, стилистические отличия их архитектуры. Особенности архитектуры сооружений и ансамблей.

3. Культура тольтеков и ацтеков. Города Теотиуакан, Теночтитлан, основные сооружения и ансамбли.

4. Культуры западного побережья Южной Америки. Архитектура и искусство империи Инков.

 

1. Человек появился на Американском континенте около 40000 лет назад. Основные пути его проникновения – Берингия ледникового периода, северо-восточная Азия. Течением Ойя-Сиво иногда заносило рыбачьи лодки в Америку. С островов Полинезии доплывали люди до побережья Перу. Возможно, что греки и финикийцы достигали Америки в VII в. до н.э. В XI – XII вв. в Америке побывали викинги. Известный учёный-путешественник Тур Хейердал пытался доказать, что египтяне могли достичь Америки. В октябре 1492 г. Христофор Колумб, пытаясь найти новый морской путь в Индию, случайно попал в Америку. В 1506 г. Флорентийский мореплаватель Америго Веспуччи совершил путешествия к берегам Америки и в 1503 г. высказал предположение о том, что открыт новый континент. В 1519 г. Началась колонизация Америки Испанией («конкиста»). Конкистадоры варварски разграбили Америку, уничтожили её культуру, превратили местное население в рабов, сожгли все рукописи. В результате этого очень мало известно о подлинной истории Америки, т.к. большинство населения было неграмотно, а тонкий культурный слой теократических обществ американских цивилизаций был уничтожен. Кроме того, население уничтожалось болезнями, в частности, оспой, туберкулёзом.

Самой населённой частью Американского континента была в древности Месоамерика (территория современных Мексики, Гватемалы) – побережье Мексиканского залива и Западное побережье Южной Америки (отроги гор Кордильер). В развитии доколумбовых цивилизаций условно выледяются 4 периода:

 

1. Архаика – XV – VIII вв. до н.э. Это период первобытно-общинного строя, начала освоения земледелия.

2. Начало культурного развития – VIII – I вв. до н.э. начинается классовое расслоение общества. Появляется искусственное орошение земли, строятся первые пирамиды, появляется монументальная скульптура, архитектурная орнаментика.

3. Классический период – I-IX вв. Появляются мощные теократические города-государства. Строятся грандиозные ансамбли архитектурных сооружений в центрах этих городов. Появляются скульптупные фризы, стелы, живопись по стуку.

4. Постклассический (период упадка) – IX – XV вв. Социальные потрясения, войны, передвижения племён. Некоторые города заброшены населением. Возрастает могущество военной знати. Почти прекращается строительство пирамид, создаются новые рабовладельческие города-государства. В Центральной Америке распространяется тольтекская культура, в Андах – инкская. Культура ацтеков достигает расцвета к началу XVI в. Развитие этих культур было прервано вторжением испанцев в 1519 г.

 

Сложные климатические условия (тропический климат, джунгли) повлияли на то, что сложившиеся цивилизации носили деспотический и теократический характер. В таких условиях необходимо было организовывать большие массы людей на строительство оросительных систем, дамб, каналов, борьбу с джунглями. Земледелие велось на территориях, отвоёванных у джунглей, почвы быстро истощались. В VIII – I вв. до н.э. начали создаваться религиозные центры городов-государств и сформировался правящий слой общества – теократия. Цари-жрецы имели абсолютную власть. Большинство населения было нищим и неграмотным, в обществе не было «среднего слоя». Поэтому после завоевания испанцами эти народы быстро деградировали до первобытного уровня.

С IV в. начинаетяс период «социальных потрясений», постоянные войны между городами-государствами Месоамерики, переселение народов на новые территории, вместе с этим – взаимное влияние культур, формируется общий пантеон богов.

Самой древней культурой считается культура ольмеков, живших на территории восточного побережья Мескики во II тысячелетии до н.э. Они оставили скульптурные памятники из базальта – гигантские головы, отличающиеся реалистическими и в то же время индивидуальными чертами.

Ольмеки доставляли базальт для изготовления голов, алтарей, саркофагов и стел из чрезвычайно отдалённых пунктов, не имея повозок и не зная колеса. Они вырубали базальтовые блоки весом от 20-ти до 60-ти тонн из массы застывшего вулкана, удалённого от мест проведения ритуалов на 125 км. Скульптурные головы имеют высоту до 2,5 м. и вес до 30 тонн. Алтари - украшенные рельефом монолиты – служили площадкой для жертвоприношений. В ходе раскопок было также обнаружено множество мелких фигурок, изготовленных из нефрита, жадеита, серпентина. Характерной чертой этих изделий является непропорционально крупная голова с большим ртом, напоминающим пасть ягуара. Очевидно, ягуар был главным персонажем культа ольмеков.

2. Культура народа майя начала развиваться с VII в. до н.э. и достигла расцвета в VIII – IX вв. культура этого народа является одним из величайших достижений человечества в древности. Их цивилизация просуществовала почти тысячу лет. Майя занимали обширную территорию. В её пределах вылеляются три географических области: северная область – плоская известняковая равнина с кустарниковой растительностью, пересекающаяся цепями невысоких каменистых холмов, засушливая местность; южная область, включающая в себя горные районы и Тихоокеанское побережье Южной Мексики и Гватемалы, также не очень благоприятная для жизни. Более выгодной по своим природным условиям была центральная область, охватывавшая северную часть Гватемалы и территории мексиканских штатов Чьяпас, Табаско и Кампече - холмистая известняковая низменность, покрытая влажными тропическими лесами, чередующимися с саваннами и болотистыми низинами.Здесь ингдейцы майя строили хижины из дерева и глины, покрытые соломой, выращивали кукурузу и тыкву, позже появились каменные большие города. Орудия труда были крайне примитивными: из дерева, кости, камня. Но при этом майя сумели достичь поразительного совершенства в архитектуре, скульптуре, живописи. керамике. К концу VIII в. майя достигли высокой степени культурного развития. Майя возвели гигантские дороги-дамбы, храмы, пирамиды, дворцы – целые архитектурные ансамбли сооружений во множестве городов-государств. Искусные скульпторы создавали громадные каменные стелы с ликами правителей и богов и украшали их вычурными иероглифами. Наиболее ранний город майя – Чальчуапу (конец I т.л. до н.э.) – имел ряд каменных храмов на вершинах ступенчатых пирамид. Ранние пирамиды были круглыми в плане, имели 4 ступени, диаметр их основания – 135 м., высота – около 20 м. Конструкция ранних пирамид – уложенные в глину крупные валуны. Дома, плантации и кладбища устраивались на насыпях, предохраняющих от наводнений. Пирамиды были окружены широкими мощёными площадями и множеством каменных скульптур. Характерным отличием архитектуры майя является несоответствие огромных монументальных форм храмов и пирамид и малые размеры внутренних помещений, перекрытых ложными сводами остроконечных очертаний. Каменные «дворцы» также были примитивными – это прямоугольные дворы на каменной платформе, окружённые одинаковыми узкими помещениями без окон с дверным проёмом, перекпытым также ложным сводом. Пирамиды Классического периода сооружались из щебня и земли, залитых известковым раствором. Сверху делалась облицовка из камня или толстого слоя стука, окрашенная в белый или красный цвет. В IX-X веке произошла какая-то катастрофа, в результате которой строительство в городах майя прекратилось и многие города опустели. Они быстро заросли джунглями и были скрыты от людских глаз. К XVI в. о древней цивилизации майя забыли даже их потомки.