АРХИТЕКТУРА СТРАН ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА 3 страница

Особое отношение к природе в культуре Китая основано на понимании природы как выразительнице космических сил в религии Дао. Архитектура, человек и природа всегда мыслились как единая социально-вселенская общность. Поэтому пейзаж и пейзажный парк всегда включались в архитектурный ансамбль. Искусство паркостроения было очень развито в средневековом Китае. При разбивке парка учитывались все естественные составляющие данного ландшафта использовались лучшие из них. Появились определённые принципы создания садово-парковых ансамблей. Основой композиции парка являются отдельные естественные по виду уголки, разнообразные, но объединённые в единое целое. Все элементы паркового ландшафта создаются искусственно, но им придаётся естественный вид. Создаются скалы, водопады, озёра, острова, подбирается растительность, цветущая в разное время года, различные декоративные породы деревьев. Распределяются массы света и тени. Определяются основные точки восприятия композиций в пространстве и в этих точках устанавливаются беседки «тин» или павильоны, прогулочные галереи «лан» делались часто крытыми для защиты от солнца и дождя. Особенно декоративными элементами парка были мосты или маленькие декоративные мостики «горбатой» формы. Скульптуры животных и ворота «пай-лоу» тоже часто были элементами паркового ансамбля.

Самые известные парковые ансамбли Китая – парк Бэйхай в Императорском городе Пекина (период Мин), парк Ихэюань близ Пекина (период Цин). Европейцы появились в Китае впервые в XVI в. и были поражены красотой его архитектуры и искусства. В XVII – XVIII веках «китайский стиль» стал очень популярен в Европе.В царских дворцах создавались интерьеры в «китайском стиле», в парках устраивались «китайские уголки», из Китая привозились предметы декоративно-прикладного искусства, создавались коллекции фарфора. В Китае были изобретены бумага, книгопечатание, фарфор, порох, прибор для предсказания землетрясений и многое другое. Принципы китайского паркостроения были также использованы европейцами.

 

СПИСОК ТЕРМИНОВ

 

1. Культура Яншао

2. Культура Луншань

3. Период Шан (Инь)

4. Период Чжоу

5. Период Цинь

6. Период Хань

7. Период Тан

8. Период Сун

9. Период Мин

10. Даосизм

11. Конфуцианство

12. Трактат Чжоу-Ли

13. Система Доу-гун

14. г. Лоян (Ло-и)

15. г. Чанъань

16. г. Пекин (Бейцзин)

17. Дянь

18. Тай

19. Тин

20. Лоу (гэ)

21. Лан

22. Пай-лоу

23. Система «Фын-Шуй» (Фэн-Шуй)

24. Пагода

25. Сунъюэсы (пагода)

26. Даяньта (пагода)

27. Железная пагода в Тянъани

28. Мост Аньцзицяо близ Лояна

29. Храм Дадянь в Фогуансы

30. Храм Конфуция в Цюй

31. Храм Неба в Пекине

32. Запретный Город в Пекине

33. Парк Бэйхай в Пекине

34. Комплекс погребений династии Мин близ Пекина

35. Парк Ихэюань

36. Ворота Тяньаньмынь

37. Зал Тайхэдянь

 

 

Лекция N 6: ИСКУССТВО КИТАЯ

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ:

 

1. Историческое развитие жанров и изобразительных форм китайского

Искусства.

2. Школы и жанры китайской живописи.

 

 

1. Фундамент китайского искусства был заложен в глубокой древности. Ещё в эпоху неолита (IV – III т.л. до н.э.) в Китае изготавливалась расписная керамика «Яншао» с геометрическим орнаментом и чёрные керамические сосуды «Луншань» в форме треножников, сосуды и блюда для ритуальных действий. Обращает на себя внимание выразительность силуэта и совершенство форм и орнаментики этих сосудов Для росписи применялись минеральные краски красного, белого и черного цветов. Орнаменты представляют собою символы сил природы, пиктограммы. В период Шан-Инь появляется бронзовое литьё: ритуальные сосуды сложных форм с объёмным орнаментом, инкрустированное оружие. Древнейшими культами в Китае, как и в других странах, были культ мёртвых и культ земледелия. Искусство ранних периодов в основном и обслуживало эти культы. В этот период складывается символика изображений, цвета и формы. Керамические и бронзовые сосуды были предназначены для варки жертвенной пищи и вина. Изображения на них носили чисто символический характер. Например, животные символизировали различные стихии ил иявления: птицы – небо, дракон – воду, цикада – урожай, бык и баран – благополучие. Иногда сами сосуды делались в виде фигур животных, неся функцию охранной магии.

В периоды Чжоу и Чжаньго (V – III вв. до н.э.) появляются железные орудия. Большое влияние на развитие искусства оказали национальные китайские философско-религиозные системы – даосизм и конфуцианство. Философия Дао с её идеей вечной изменчивости мира учит следовать законам природы и относиться к ней, как выразительнице божественных сил. «Великая Пустота» ассоциируется в китайской культуре с проявлением истока существования мира – Дао. Культурными героями были мудрецы, художники, литераторы, учёные, создававшие гуманитарную культуру Китая. Возникает образ «совершенномудрого» (цзюнь-цзы), который стал впоследствии основой для портретного образа. Считалось, что Дао проявляется и в большом, и в малом. Существует взаимосвязь общего и конкретного, когда общее скрыто и распознаётся не сразу, проявляясь в конкретном и определяя его характер. Поэтому жанры искусств Китая уделяют внимание как макромиру так и микромиру, видя их единство. Человек является неотъемлемой частью мироздания и должен обрести в нём своё предназначение, выявить данное ему Дао – Путь. Это он может сделать созерцая природу, глубоко чувствуя её язык, обретая гармоничное единство с ней.

В период Цинь появляются настенные рельефы и росписи в погребениях. Далее, в период Хань, погребения становятся ещё более роскошными. Они состоят из множества помещений, где находятся мебель, Утварь, ткани, терракотовые модели усадеб и домов. Стены покрыты рельефами по кирпичу и камню на мифологические и исторические сюжеты. В погребениях находятся также глиняные и деревянные фигуры воинов, музыкантов, танцовщиц, служанок. Таким образом, керамика и скульптура были наиболее ранними видами искусства Китая.

В период раннего феодализма (IV – VI вв.) появляются в искусстве новые темы и образы, что связано с проникновением из Индии буддизма. Основным средоточием искусства стали буддийские монастыри, где архитектура существовала в неразрывном союзе со скульптурой и живописью. Здесь основными видами искусства были буддийская скульптура, рельеф, монументальная живопись на сюжеты из жизни Будды. В этот же период появляется станковая живопись на шёлке и бумаге. В основном это бытовые сцены или иллюстрации к стихам, поэмам известных в то время авторов. Картины приобретают вид горизонтальных или вертикальных свитков. В этот период появился первый теоретический труд по живописи – трактат художника Се Хэ «Шесть законов живописи». Появляется самый устойчивый жанр китайской живописи «Шан-Шуй» – «Горы – Воды».

В периоды Тан и Сун (VII – XIII вв.) наступает расцвет китайского искусства и, в то же время, в Китай проникают иноземные влияния и формы. Буддизм приобретает национальные черты. Сюжетное многообразие буддийского искусства перерастает в некоторую манерность, перегруженность форм декором, в особенности в скульптуре. Развивается жанр портрета – это в основном заупокойные портреты вельмож и чиновников. Пейзажная живопись развивается под влиянием Чань (Дзен)-буддизма. Это учение связано с культом Будды Вайрочана, культом созерцания и покоя, достижения гармонии человека и природы. Появляется трактат художника Го Си «О высокой сути лесов и потоков». Складываются новые изобразительные формы в связи с изменением эстетических воззрений, новые представления о социальном статусе художника и человеческой личности. Возникает «творчество образованных людей». Складываются жанры камерного пейзажа, «растения-насекомые», «цветы-птицы». Живопись и поэзия составляют симбиоз в творчестве учёных, поэтов и даже императоров. Занятие искусством считается благородным, свидетельствующим о высоком уровне гуманитарного образования человека. Художники стремятся познать скрытый смысл явлений.

С XIII в. пейзаж становится более светским, приближённым к человеку. Развивается декоративно-прикладное искусство, фарфор, керамика, малая пластика.

В монгольский период Юань художники Ни Цзань, Ван Мэн, Чжао Мэнфу создают монохромные графические пейзажи с высокой линией горизонта и тонкой модуляцией тона. Стихотворные надписи создают определённое настроение.

В периоды Мин и Цин живописные приёмы канонизируются, схематизируются. Развиваются новые жанры графики – лубок, гравюра на дереве, книжная иллюстрация. В XIV – XIX вв. активно развивается прикладное искусство: многоцветный фарфор с подглазурной и надглазурной росписью, перегородчатая эмаль, изделия из резного лака, резьба по камню и слоновой кости.

 

2. Начало жанровой живописи Китая относится к периоду раннего феодализма, когда окончательно утвердилась буддийская религия. Появляются росписи в скальных храмах и монастырях. Проникнув в Китай, буддизм приспосабливается к местным особенностям культуры, скульптуры и живописи. Пещеры были заполнены полихромными скульптурами из глины, изображавшими бодхисатв или божеств буддийского и даосского пантеонов. С этих фигур цвет переходит в роспись стен и потолков. Яркая палитра включала в основном красный и изумрудно-зелёный цвета с включением жёлтого, белого, позолоты. Потолки были покрыты изображениями небесных музыкантов и танцовщиц, в нишах – сцены из жизни Будды и его учеников, сложная орнаментика.

Наряду с храмовыми росписями развивается жанр повествовательной картины, особенно на юге Китая. Картины оформляются в виде горизонтальных свитков, где изображения перемежались каллиграфическими надписями. Одним из самых известных художников IV – V вв. был Гу Кай Чжи. Его картина «Наставления придворным дамам» представляет собой свиток на шёлке, где представлены 9 сцен-иллюстраций к поэме Чжан Хуа. Характерно полное отсутствие фона, фигуры свободно размещены на золотистом фоне шёлка. Тонкие фигуры, окутанные струящимися складками тканей, словно парят на волнах длинных шлейфов. Линии предельно выразительны, цветовая гамма нюансна и условна (красно-чёрная, желтоватая). Уже в то время “Пустота” занимала основное поле картины, заставляя зрителя “домысливать” её. “Пустота” органично включается в структуру изображения, прочитывается в сюжете по-разному: как атмосферное явление, водная гладь, используется для соединения различных частей изображаемого мира.

Теоретические приёмы и правила живописи были обобщены в V в. в трактате «Гохуа Пинь Лу» - «Шесть законов живописи» художником Се Хэ. Эти законы стали основой живописной эстетики Китая на 1500 лет. Главным в живописи считалась передача «внутреннего духа» – сущности явлений. Эти законы звучат приблизительно так:

 

1. Отзвук духа – движение жизни.

2. Структурный метод в пользовании кистью.

3. Соответствие формы характеру реальных вещей.

4. Следование красок роду предмета (цвет как символ той или иной стихии).

5. Пропорциональное расположение и планирование.

6. Обучение на работах старых мастеров.

 

В тесном симбиозе с живописью развивались каллиграфия, которая связывала живопись и поэзию. Для живописи и в поэзии характерна лаконичность: «одна линия передаёт мысль, две – настроение». Образ живёт вне изображения, оно даёт лишь толчок, привлекая зрителя к соучастию в творческом процессе, пробуждая различные ассоциации при помощи языка символов и знаков. Любое изображение несло в себе символику: небо символизировало энергию ян, ци, луна и вода – инь, камень – ян, птицы- добродетельных супругов, дракон – полёт в бескрайних просторах вселенной, поток – Дао, горы – незыблемость, постоянство, бамбук – стойкость, мужество, хризантема – долголетие, чистоту сосна – долголетие и мудрость, саранча – многочисленный род и т.п. Цвета также несли символику: синий – цвет неба (ян), зеленый – цвет дерева, жёлтый – цвет земли (инь). Цвет обозначал одну из форм воплощения вещи, происходящую в её функционировании, был индикатором её «наличного бытия». В монохромной живописи секты Чань коричневый цвет туши считался несущим в себе «все краски мира». Времена года всегда ассоциируются с движением жизни, с возрастом человека.

На развитие выразительного языка искусства оказало влияние учение буддизма о бренности всего сущего: человек должен избавиться от страстей, приобщиться к вечному, ощутить себя астицей природы. Поэтому художники сами часто уходили от мира в монастырь или подолгу жили среди природы, чтобы проникнуться её духом, почувствовать себя наедине с «Великой Глыбой мироздания». Так складывается самый устойчивый жанр китайской живописи – «Шан-Шуй» – «Горы-Воды». Это жанр пейзажа, который появился в Китае на 1000 лет раньше, чем в Европе и был наполнен глубоким философским и символическим смыслом. В нём эскизность, незавершённость, недосказанность превращаются в художественный приём, при помощи которого решаются философские проблемы пространства и времени. Сознательное нарушение масштаба, применение «рассеянной перспективы», придают картине некий мистицизм, сказочность, фантастичность. Выбор точки восприятия «с птичьего полёта» раскрывает далёкие горизонты и картина как бы вбирает в себя весь необъятный мир. Фигуры людей органически включаются в пейзаж и очень малы, как часть природы, находящаяся в гармоничном единстве с ней.

Основные шедевры классической китайской живописи были созданы в периоды Тан и Сун (VII – XIII вв.). Наиболее выдающиеся художники этого времени – Го Си, Ван Вэй, Чжоу Фан, Лян Кай, Му Ци, Ма Юань, Ли Чэн.

Большие города стали центрами научной и художественной жизни, создаются библиотеки, учебные заведения, университеты. В XI в. появляется книгопечатание. Каждій образованній человек умел сочинять стихи, заниматься живописью и каллиграфией. В X в. при императорском дворе была создана Академия живописи, живопись становится важнейшим видом искусства. Появляются новые жанры живописи: композиции на веерах, сцены городской жизни и домашнего быта. Живопись эпохи Тан имеет яркие, нарядные тона и строится в основном по принципу горизонтального свитка. В период Сун многоцветие сменяется нюансными оттенками, часто используется монохромная живопись тушью .

В XI в. художник Го Си пишет трактат « О высокой сути лесов и

потоков». Красоту природы он видит в её изменчивости. Состояние природы постоянно влияет на человека. Го Си сформулировал принцип «трёх далей» – пространственного построения пейзажа:

1. «высокая даль» - стоя у основания горы видеть вершину.

2. «глубокая даль» – видеть основание горы.

3. «ровная даль» – стоя рядом с горой видеть горы вдалеке.

 

Художник Хань Чжао в XII в. охорактеризовал три способа пространственной композиции в пейзажной живописи:

1.“ широкая даль” (го) – берег на первом плане, широкая водная гладь и силуєті гор на заднем плане.

2.“ даль, в которой всё теряется” (ми) – горі на заднем плане скрываются туманом и водные глади и равнины не изображаются.

4. “едва ощутимая даль” ( юй) – формы внешнего мира предельно обобщены и без деталей.

Разнообразие живописных штрихов определяет стиль пейзажа. Контурной линией изображаются стволы деревьев и силуэты камней и гор, складками – передаётся структура гор и изображаются человеческие фигуры, точками – листва деревьев и моделировка камней, разливами туши – атмосферные явления, границы между горам, изображения гор вдали. Все элементы пейзажа взаимно дополняют друг друга: горы, вода, пустота. Человек и т.д. Они воспринимаются как составные части мироздания.

В XII в. в эпоху Сун появляется жанр камерного пейзажа (школа Ма Ся). Этот жанр передаёт различные варианты среды, в которой пребывает человек-созерцатель. Этот человек обычно изображается в пол-оборота или со спины, и с ним ассоциирует себя зритель, которому передаётся определённое настроение. В этом жанре работал художник Ма Юань. Стремление человека найти своё место в устройстве мира передаётся в его картине “Одинокий рыбак на зимнем озере”. Человек как бы вылавливает из “Пустоты” подтверждение своего присутствия в мире. “Пустота” – потенциальная возможность всего. Состояние человека-“созерцателя”, ощущающего единство с природой хорошо передано в стихах поэта Ли Бо:

 

Плывут облака

Отдыхать после знойного дня.

 

Стремительныз птиц

Улетела последняя стая.

 

Гляжу я на горы,

И горы глядят на меня.

 

И долго глядим мы,

Друг другу не надоедая.

 

 

Ко времени зрелого средневековья окончательно складываются две основных манеры в живописи. «Сё И» (живопись идей) – эскизная, лёгкая

манера, способная в нескольких штрихах передать идею произведения. “Гун Би” (прилежная кисть) – манера скрупулёзного выписывания деталей и подробностей картины. Мастера манеры Сё И – художники, творившие свои произведения под влиянием идеологии Чань (дзен)-буддизма – Лян Кай и Му Ци. Известным примером этой манеры служит портрет поэта Ли Тай Бо (художник Лян Кай), сделанный “одним взмахом кисти” (стиль и-пинь). Под влиянием чаньского учения работал также художние Ван Вэй в жанре философского монохромного пейзажа. Для него характерна тема зимы, холодной природы, самодостаточной и замкнутой, в которой человек ищет своё место в предельном напряжении своих духовных и физических сил (“Просветление после снегопада”).

В эпоху Тан сложились также жанры “Животные”, “Цветы-Птицы”, “Растения-Насекомые”. Обращение к “микромиру” с целью постижения связей конкретного и общего, Природа служит зримым воплощением мироздания. Жанр “Цветы-Птицы” предполагал пять уровней символического прочтения, художественного преломления общих мировоззренческих идей. Этот жанр связан с представлениями о строении мира, с передачей состояния внутреннего мира человека. Здесь применяется устойчивый арсенал символических значений – знаков неизображённого человека, его личности.Такие картины часто преподносились в качестве подарков с определённым смыслом. Примером может служить известная картина эпохи Сун “Иволга на гранатовом дереве”, где изображается осеннее дерево, с листьями, изъеденными червями и иволга, которая поеда ет этих червей. Это может быть символом больного человека и его излечения.

Жанр портрета появляется в Китае довольно поздно – в XIV – XVI вв. Это были, в основном заупокойные портреты знати. Появляется трактат художника Ван И «О портрете», в котором правила портретной живописи основаны на применении принципов физиогномики – учения о соответствии характера человека и черт его лица. Каждая часть лица трактуется как элемент природной среды: лоб – «южная гора», нос – «средняя гора», левый глаз – «солнце», правый глаз – «луна» и т.д. Показываются различные типы элементов лица, из которых можно составить портрет человека, расшифровывая их, как знаки, определяющие черты его характера. Портреты в результате такого подхода носили идеализированный и стилизованный характер, всегда были фронтальными. Человек изображался в парадной одежде, показывающей его высокое социальное положение. Были также групповые и семейные портреты, портреты на фоне пейзажа, портреты буддийских патриархов. В более поздние эпохи появились менее официальные портреты, изображающие человека за любимым занятием, портреты императорских наложниц эпохи Цин.

Живопись Китая имела дело с символической реальностью, искала в жизни воплощение “духовной силы” (шэнь) жизни. Для неё характерно не внешнее подобие, а проникновение в сущность вещей. Предмет живописи – “мысль о вещах” (сы), сводящая воедино форму и содержание. К XII в. появились классификации типов вещей (30 конфигураций и 20 состояний водной стихии, множество разновидностей деревьев, облаков, выделение главных и второстепенных элементов и т.д.). Идея живописи – передача творческой силы мироздания, в котором человек должен проявить свою истинную природу (син).

 

«Художник – великий мудрец, ибо он вмещает в себя то, что не охватят небо и земля, и выявляет то, что не осветят солнце и луна. С кончика его кисти сходит вся тьма вещей, а пространство его сердца вбирает в себя просторы в тысячи ли.» (Чжоу Цзинсюань).

 

Живопись Китая представляет собой яркое и самобытное явление в истории мирового искусства и оказала большое влияние на развитие искусство Японии и других стран дальневосточного региона. Своими идеями, композиционными приёмами и технические находками искусство Китая во многом предвосхитило искусство Европы XX в. и архитектурную графику.

 

СПИСОК СЛАЙДОВ

 

1. Неолитическая керамика Яншао

2. Неолитическая керамика Луншань

3. Бронзовые сосуды из погребений периода Шан-Инь

4. Бронзовые сосуды в виде фигурок животных периода Чжоу

5. Терракотовые фигуры воинов из «керамической армии» императора Цинь Ши Хуанди

6. Роспись «Небесные музыканты» из пещерного монастыря Цяньфодун, IV – V вв.

7. “Рыбаки на озере”. Роспись из пещерного храма Цяньфодун, V – VI вв.

8. Гу Кай Чжи. “Наставления придворным дамам”. Свиток на шёлке, V в.

9. Гу Кай Чжи. “Фея реки Ло”. Свиток на шёлке, V в.

10. Голова Будды. Мрамор, VII в.

11. Торс бодхисатвы. Мрамор, VII в.

12. Буддийская полихромная скульптура в интерьере скального храма.

13. Ли Чжаодао. «Путешествие императора Мин Ши Хуана в Шу», VII – VIII вв.

14. Чжоу Фан. «Ян Гуйфэй после купания», VIII в.

15. Чжоу Фан. «Знатные дамы на прогулке», VIII в.

16. Керамическая статуэтка «Ревущий верблюд», VII – VIII вв.

17. Лев из «Аллеи Духов» комплекса погребений императора Гао Цзуня, VIII в. Эпоха Тан

18. Погребальная статуэтка служанки. Эпоха Тан.

19. Бронзовая статуэтка «Девушка со светильником»ю Эпоха Тан.

20. Ли Чэн. «Буддийский храм в горах». Свиток, тушь, X в.

21. Гу Хунчжун. «Ночное пиршество у Хань Си Цзая, X в.

22. «Иволга на гранатовом дереве». Эпоха Сун, X – XII вв.

23. Го Си. «Ранняя весна». Шёлк, тушь, XI в., эпоха Сун.

24. Го Си. «Осень в долине Жёлтой реки»,XI в.

25. Фигура богини из провинции Юнань. Фарфор, X – XIII вв., эпоха Сун.

26. Яо Юэхуа. Миниатюра на веере, XI – XII вв.

27. «Играющие дети», X – XIII вв.

28. Ма Юань. “Утки, скала и мэйхуа”, XII – XIII вв.

29. Лян Кай. «Портрет поэта Ли Тай Бо», XIII в., эпоха Сун.

30. Му Ци. “Обезьяна с детёнышем”, XIII в., эпоха Сун.

31. Ни Цзань. Пейзаж, XIII в., Монгольский период (Юань).

32. Сюй Вэй. “Бамбук”, XVI в., эпоха Мин.

33. Юнь Шоупин. «Пион», XVII в.

34. “Портрет патриарха Чан Мэй Лао Цзы, XVII в.

35. «Стена девяти драконов». Пекин, парк Бэйхай, XVIII в., эпоха Цин.

36. Ци Бай Ши. «Лотос и стрекоза», XX в.

 

Лекция N7: АРХИТЕКТУРА И ИСКУССТВО ЯПОНИИ.

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ:

 

1. Особенности культуры и религии Японии в древности. Историческая периодизация

2. Природные условия, материалы, конструкции. Основные типы сооружений в древнейшие периоды японской истории.

3. Буддийская архитектура периода Нара. Японские пагоды, их отличие от китайских.

4. Архитектура и искусство периода Хэйян. Дворцовый комплекс в Киото, зарождение японского садово-паркового искусства.

5. Особенности архитектуры и искусства периодов Камакура, Асикага.)

6. Особенности жилой архитектуры Японии. Усадьбы типа “синдэн-дзукури” и “сёин-дзукури”. Архитектура феодальных замков (периоды Момояма и Токугава).

7. Особенности пейзажной и портретной живописи. Монументальная живопись школ Тоса и Кано. Прикладное искусство Японии. Японская классическая гравюра. Творчество Хисикава Миронобу, Судзуки Харунобу, Андо Хиросигэ, Кацусика Хокусая, Китагава Утамаро.

 

 

1. Япония – это одна из древнейших стран Дальнего Востока, создавшая интересную и самобытную культуру. На становление этой культуры оказало влияние во-первых, то, что это государство расположено на островах, во-вторых – своеобразный климат. Япония занимает территорию 4-х островов в Тихом океане: Хоккайдо, Хонсю, Кюсю и Сикоку и множества малых. В древнейшие времена их населяли племена айнов, жившие родовыми общинами и занимавшиеся охотой и рыболовством. Они сейчас сохранились на северо-востоке страны. Это племена, пришедшие из Сибири, их язык относится к тунгусской языковой группе. С IV – III вв. до н.э. их начали вытеснять новые переселенцы с материка (из Кореи, Китая), которые начали заниматься земледелием и животноводством.

В истории Японии выделяют 10 периодов:

1. Дзёмон – VIII – IV т.л. до н.э. Неолитическая культура, известная керамикой пластических форм, декорированной узором «след верёвки» – «дзёмон».

 

2. Яёй – III в. до н.э.- ок. 300 г. н.э. Сложение родоплеменных союзов на о.Кюсю и в центральной Японии. Появление жилищ – землянок и свайных – «такаюка», бронзовых колоколов «дотаку», керамики Яёй, суэ, хадзи.

3. Кофун – III – IV вв. н.э. Создание первого государства Ямато. Появление синтоистской мифолонгии, культа предков, гробниц-курганов («кофун»), ритуальной скульптуры «ханива».

 

4. Асука – 552- 645 гг. Начало феодализма. Введение буддизма в качестве государственной религии. Строение общества по китайскому образцу (деление на 12 рангов), появление чиновничества, изучение китайской культуры, освоение китайской письменности. Дипломатические отношения с Китаем. В 645 г. – переворот Тайка – ограничение власти феодальных родов, введение системы государственных чинов, появление чиновной аристрократии, устранение подневольного крестьянства. Государственное строительство дорог, каналов, дамб.

 

5. Нара – 645 – 794 гг. Раннефеодальное централизованное государство. Строительство новой столицы Нара по образцу Китайской столицы Чанъань. Развитие литературы, поэзии, истории. Строительство храмовых комплексов-монастырей Тодайдзи, Якусидзи, Тосёдайдзи в Нара, развитие буддийской скульптуры, фресковой живописи, скульптурных портретов, масок «гигаку», Появление сборника песен и стихов «Манъёсю», поэтических жанров «нагаута» и «танка».

 

6. Хэйян (Киото) – 794 – 1185 гг. Выделение поместной знати. Фактическая власть рода Фудзивара под титулами регентов и канцлеров. Появление религиозных сект Тэндай и Сингон (монастыри Энрякудзи и Конгобудзи. Разные направления религиозно-философской мысли. Религиозные общины отделяются от государства экономически и организационно, появляются монастырские владения, настоятелями монастырей стали члены знатных фамилий. Развитие искусства в монастырях. Появление новых божеств-бодхисатв, в которых воплощаются местные древние божества: богини Бэнтэн, Каннон. Появление лунного календаря и исторической хронологии. Отделение столичной культуры г. Киото от народной. Прекращение посольств в Китай, развитие национального начала. Изысканность придворной культуры, поэзии. Появление поэтических антологий и романов «Гендзи-моногатари», Исэ-моногатари», авторами которых были женщины: Сей Сёнагон, Мурасаки-сикибу, Идзуми-сикибу. Появление японского слогового письма. В связи с популярность культа Будды-Амида развивается садово-парковое искусство. Формируется ансамбль монастыря Бёдоин в Киото, в котором находятся храм Феникса (Хоодо) со статуей Будды Амида. (1053 г.). Начало японской национальной живописи Ямато, картин-свитков «эмакимоно», выполненных цветной и чёрной тушью на сюжеты поэзии и моногатари. Развитие театра «Бугаку» – придворных представлений в масках.

 

7. Камакура – 1185-1333 гг. Монастыри стали опорой императорской власти («инсэй» – власть монастырей). С 1192 г. власть фактически перешла в руки сёгунов – высшего военного сословия. Выделяются владельцы крупных феодальных владений и их вассалы. Большие феодальные кланы обладают военной силой и стремятся захватить власть. В середине XII в. власть захватил клан Тайра, в конце XII в.- клан Минамото. Минамото Ёритомо – первый сёгун Японии построил свою резиденцию Камакура в 1185 г. Формируется класс самураев – военных феодалов. В искусстве развивается портретная живопись, иллюстрации к военным эпопеям ("гу«ки"),появление «Хэйдзи Моногатари» – серии повествований о борьбе родов Тайра и Минамото. Строгость и простота военного быта отразилась в искусстве. Входит в моду народный стиль. Здания лишаются декора («благородная простота»). В 1274 г. была попытка нападения на Японию монголо-китайского флота, захвата о. Цусима и Ики, но тайфун уничтожил флот противника. В 1281 г. вновь тайфуном были уничтожены армады Кореи и Китая.

 

8. Асикага (Муромати) - 1334 – 1572 гг. «Второй сёгунат» дома Асикага появился после попытки императора Годайго вернуть себе престол в Киото. В 1336 г. могущественный феодал Асикага Такаудзи занял столицу своими войсками и стал сёгуном. Император, бежавший из Киото в Ёсино, образовал своё правительство и в стране появилось два лагеря: северный и южный. В 1392 г. южный лагерь распался и императорские рагалии были переданы императору в Киото, не имевшему реальной власти. В этот период интенсивно рвзвивается сельское хозяйство, растут города. Города образуются на пересечении торговых путей о вокруг монастырей и феодальных замков. Идёт постоянная борьба между местными князьями. Города превращаются в самостоятельную силу. Лучшими произведениями архитектуры стали феодальные замки. Храмы напоминают большие парковые павильоны. Развиается пейзажная живопись и садово-парковое искусство. В религии развивается направление дзен-буддизма, проповедовавшее самосовершенствование личности. В атмосфере этого учения искусство приобреиает новые черты: главным его предметом становится человек. В это время появляются в Киото Золотой и Серебряный павильоны, построенные в китайском ярусном стиле, сочетающие в себе изысканную простоту и соразмерность, гармоничность форм. Ярусный стиль распространяется в жилищном и замковом строительстве. Появляются чайные павильоны площадью 4,5 татами (7 кв. м.), где господствуют полумрак и тишина. С XVI в чайные домики появляются в усадьбах горожан. В храмах главное место занимали портреты наиболее уважаемых деятелей дзен-буддизма ( портреты «тинсо»). В лицах этих людей выражалась степень достигнутого ими духовного прозрения. Портреты сопровождались надписями- завещаниями учителей своим ученикам. Другой вид дзенского искусства – сумиэ – картины тушью на плотной бумаге. Главный принцип дзенского искусства – передать «ки» – таящуюся в предметах силу.