АРХИТЕКТУРА СТРАН ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА 1 страница

 

 

ЛЕКЦИЯ N 1

 

КУЛЬТУРА ИНДИИ

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ:

 

1. Историческая периодизация, особенности культуры, религии и мироввоззрения Древней Индии.

 

2. Градостроительство Древнебрахманского периода. Города Мохенджо-Даро и Хараппа. Строительные материалы и конструкции. Системы строительных канонов Древнебрахманского периода.

 

3. Архитектура Буддийского периода. Ступа, чайтья и вихара как основные типы буддийских культовых сооружений. Ступа в Санчи, хамы в Аджанте. Конструктивные и композиционные особенности сооружений.

 

 

1. На полуострове Индостан в долине реки Инд ещё в III тысячелетии до н.э. зародился один из древнейших очагов культуры человечества Сохранившиеся остатки более чем ста населённых пунктов в этом регионе свидетельствуют о высоком уровне существовавшей здесь цивилизации. Её экономической основой были земледелие и торговля ремесленными изделиями. Лучше всего сохранились руины города в местности, которую современное население этих мест называет «Мохенджо-Даро» – «Долина Духов». Другой крупный город назывался Хараппа. Очевидно, эти города были центрами обширных территорий, населённых племенами, этнически близкими современным дравидам. Начиная примерно с 1800 г. до н.э. цивилизация в долине реки Инд приходит в упадок, очевидно, по причине изменения климата, частых наводнений и засоления почв. Около 1500 г. до н.э. в этот район приходят с севера племена ариев (арийцев) из района Гималаев, которые постепенно заселили всю северную часть Индии, включая долину реки Ганг, где с VI в. до н.э. сложился основной центр их культуры.

Постепенно на основе смешения существовавших местных культов и религиозных воззрений ариев сформировалась религия –индуизм (или брахманизм), в соответствии с которой древнейший период развития индийской культуры получил название Древнебрахманского ( III т.л. до н.э. – середина III в. до н.э.). До I в. до н.э. существовал так называемый ведический брахманизм. Основы этой религии изложены в рукописных книгах – ведах на языке ариев санскрите в виде мифологизированиих исторических сказаний, поэм и религиозных гимнов. В конце I т.л. до н.э. индуизм окончательно оформился как религия. Появилась эпическая мифология, изложенная в книгах Махабхарата и Рамаяна. Демиургом (творцом) Вселенной считался Брахма. Вселенная представлялась в виде Трилоки – яйца, состоявшего из трёх частей: неба, земли и подземного мира. Брахму изображали, имеющим 4 лица, 4 тела, 8 рук. Он обитал на горе Меру и устанавливал дхарму – священный закон, по которому общество делилось на 4 сословия (варны) и над ним утверждалась царская власть. Божества также делились на высшие и низшие ранги. Среди высших божеств особо почтались Индра – бог войны и грозы, Варуна – бог порядка во Вселенной, Яма – бог смерти и подземного мира, Ганеша – бог с головой слона, покровитель наук и искусств. Основные верховные божества представляли триаду: Брахма, Шива, Вишну. Шива – бог, приводящий в движение магическое колесо Вселенной, которая периодически разрушается и вновь возрождается. Эта идея легла в основу веры в реинкарнацию – переселение души после смерти в новое тело. Последующая судьба человека (карма) складывалась в зависимости от его деяний в предыдущих воплощениях. Бог Вишну – воплощение Мировой Души, энергии, благоустраивающей Космос, ассоциирующийся с весенним расцветом, сохраняющий гармонию мира. Божественная триада позже объединялась в единое трёхликое божество – Тримурти («Три Лица»).

В VI в. до н.э. в Индии возникает новое религиозное течение, со временем оформившееся в религиозно-этическую систему – буддизм. В дальнейшем буддизм стал одной из ведущих мировых религий. Его основоположником считается проповедник Шакьямуни (принц Сиддхартха Гаутама из племени шакья). Основная концепция буддизма – достижение духовного совершенства с целью стать Буддой – «Пробуждённым, «Просветлённым») и достичь полного блаженства – нирваны, выйдя из бесконечного цикла перерождений (колеса Сансары). На пути к состоянию Будды находятся бодхисатвы – «существа, стремящиеся к просветлению», помогающие другим живым существам спастись от оков Сансары.

В VI-IV вв. до н.э. в районе нижнего течения реки Ганг достигло большого культурного расцвета государство Магадха. Первые каменные сооружения культового назначения появились во время правления династии Маурьев. В III в. до н.э. при царе Ашоке III из династии Маурьев буддизм принимается в Индии в качестве государственной религии. Поэтому период развития индийской культуры с III в. до н.э. до середины VIII в. н.э. называется Буддийским.

Империя Маурьев распалась около 300 г.н.э. На северо-западе Индии появляются индо-греческие царства, из которых самым могущественным стала Бактрия, покорившая Кабул и Пенджаб. В искусстве появляются эллинистические черты. Постоянные набеги кочевых племён из Центральной Азии приводят к разорению этих эллинизированных государств. Северо-западная часть Индии была захвачена кушанами – выходцами из Китая. Царь Канишка создаёт огромную империю со столицей Пурушапура. Завязываются тесные отношения с Центральной Азией и Китаем, Римом, Индия поставляет китайские товары в Рим, ремёсла и торговля процветают. Буддизм распространяется через купцов на больших территориях, в то же время испытывая влияние греческой, персидской, тибетской культур и претерпевает изменения. Появляются два направления буддизма: элитарное (хинаяна) и открытое для всех (махаяна).

Буддизм в Индии никогда не вытеснял сосуществующий с ним брахманизм, часто смешиваясь с ним. В период Средневековья аскетическая доктрина буддизма потеряла свою популярность среди широких слоёв населения. К VI в. на севере Индии складываются феодальные отношения, развивается система кастового разделения общества. В 485 г. крупная держава Северной Индии – империя Гуптов – распадается под натиском кочевников на ряд отдельных феодальных государств: Харша, Хойсала, государство Чалукьев, Паллавов, Раштракутов. Центр культуры переносится на юг Индии. В этот период (сер. VIII – XIII вв.) большую популярность получает вновь религия брахманизма. Поэтому этот период получил название Новобрахманский.

С XI в. на севере Индии начинается распространение ислама. Возникло несколько феодальных госудпрств, во главе которых стояли мусульманские династии завоевателей, пришедших из Средней Азии и Афганистана, усилился приток переселенцев из мусульманских стран. Центром новой культуры стали города Дели и Агра. Город Дели в течение 600 лет был столицей мусульманских династий. В 1206 г. образуется Делийский султанат. С середины XIII в. на Индию совершают набеги войска Чингисхана.Наивысшего расцвета мусульманская культура достигла при империи Великих Моголов в XVI в.

2. Дерево, глина и кирпич были основными строительными материалами северной Индии уже в III тысячелетии до н.э. Руины города Мохенджо-Даро достаточно хорошо сохранились, потому что этот город был полностью выстроен из кирпича. Его план представляет собою прямоугольник, близкий по пропорциям к квавдрату ( 1100 х 1250 м.). По периметру город был окружён стеной из кирпича и ориентирован, как и города Месопотемии, по углу юго- восток - северо-запад. Многие исследователи считают, что цивилизация долины Инда испытала на себе значительное влияние культуры Месопотамии, с которой имела торговые и культурные связи. План города был регулярным: с северо-востока на юго-запад были проложены 3 почти прямых улицы, с северо-запада на юго-восток – 2. Ширина улиц – около 8 м. Соответственно улицам стены имели 10 ворот Средний квартал, примыкавший к северо-западной стене, занимала цитадель, расположенная на искусственной возвышенности. Здесь, очевидно, находились дворец правителя, зернохранилище, бассейн и храм. Город был застроен преимущественно двухэтажными, плотно примыкавшими друг к другу зданиями с внутренними дворами размером около 5х5 м. Некоторые дома имели два двора (парадный и на женской половине). В углу двора на приподнятом основании была устроена кухня. Первые этажи были выложены из обожжённого кирпича. Здесь располагались хозяйственные помещения, лавки, мастерские. Верхний этаж занимали жилые помещения с балконами. Дома имели плоские кровли в виде террас. Уровень благоустройства города был очень высоким для тех времён: улицы вымощены кирпичом, под ними обнаружены остатки сиситемы водоснабжения по керамическим трубам и бассейны, канализационные каналы, сложенные из кирпича.

На протяжении II тысячелетия до н.э. в Индии развивалось деревянное зодчество, материалами для которого служили бамбук, тик, кедр, дуб, сосна, сандаловое, чёрное и красное дерево. Основной конструктивной системой была стоечно-балочная: каркасные стены с заполнением глиной и кирпичом. Встречались также дома на сваях и землянки, перекрытые сводом из гнутых стволов бамбука с покрытием из толстого слоя тростника. Эта хижина аборигенов в районах джунглей называлась «тода». В селениях встречались хижины круглые в плане с полусферическим деревянным перекрытием.

После принятия буддизма в качестве государственной религии появились культовые сооружения из блочного камня и монолита, разнообразные конструкции ложных сводов.

Передаваемые из поколения в поколение навыки, секреты и правила строительного искусства постепенно были записаны в трактатах Шильпашастра и Манасара ( IV – V вв. н.э.). Представляют интерес канонизированные планы селений, представлявшие собою в плане симметричные фигуры: прямоугольник со скруглёнными углами, восьмиугольник, центрические многолепестковые фигуры, радиальные, трёхлучевые секторальные и другие. Все эти геометрические формы, безусловно, имели религиозно-космогонический и сакральный смысл, коренящийся в культуре древних ариев. Явно выражено стремление к рациональности и симметрии плана, к выявлению главных улиц, центра, площадей для храмов и рынков. Населению предписывалось расселяться в строгом соответствии с социальным положением (варной). Посёлки окружались наружной защитной стеной с воротами, верхняя часть которых имела вид опускаемой решётки. Эти ворота послужили прототипом каменных ворот "торана" в буддийских сооружениях. Город или поселение мыслился как единая система, иерархически построенный организм, по своей структуре отражающий понимание Вселенной, миропорядка. Надо сказать, что эти планировочные схемы в действительности охватили почти все развившиеся в дальнейшем в мировой архитектуре градостроительные идеи.

 

4. После принятия буддизма в качестве государственной религии начинается активное строительство каменных сооружений, связанных с этой религией. Все гражданские сооружения строились из дерева и поэтому не сохранились. Значительные события, связанные с принятием буддизма, увековечивались постановкой каменных столбов – «стамбха». Они имели капители в виде различных фигур животных. Наиболее известна так называемая «Львиная капитель» из Сарнатха высотой более 2 м., завершающаяся четырьмя полуфигурами львов, обращёнными на 4 стороны света. Эта капитель высечена из монолитного блока камня-песчаника. С буддийским религиозным учением связано появление нового типа комплексов построек – монастырей, куда удалялись наиболее ортодоксальные последователи учения Будды с целью удаления от мирской жизни, самосовершенствования и изучения священных текстов. Монастыри обычно строились в специально выбранных для этой цели местах вдали от гороов и имели в основе плана прямоугольный двор, окружённый монашескими кельями. Кроме келий там располагались залы для собраний и хозяйственные постройки. В центре двора размещалось священное сооружение – ступа. Она представляла собою круглое в плане полусферической или параболлической формы хранилище реликвий: святых мощей, урн с пеплом и других ценных предметов, увековечивающих какие-либо события, связанные с религиозным культом. Прототипом ступы была погребальная камера или надмогильный холм, делавшийся в форме полусферической тростниковой хижины.

Со времён царя Ашоки III сохранилась ступа в Санчи, построенная около 250 г. до н.э. и позже увеличенная. Её высота 16,5 м., диаметр основания 36,6 м. В основании её лежит постамент в виде барабана, создающий обходную круговую площадку, на которую ведут две направленные навстречу друг другу лестницы. На вершине ступы – круглая площадка, на которой стоит квадратный в плане символический павильон, увенчанный стержнем с буддийскими «зонтиками» – символами ступеней самосовершенствования и восхождения к нирване. Ступа окружена каменной оградой, имеющей 4 ворот, ориентированных на 4 стороны света. Эти ворота (торана) высотой 10 м. покрыты скульптурой и рельефом, изображающими сцены из жизни Будды а также множество мелких божеств индуистского пантеона, слонов, львов и других животных. Сферическая форма ступа достигается за счёт вспомогательных внутренних конструкций – системы концентрических стен и перегородок между ними. Ложный свод выложен горизонтальными рядами кирпича и облицовай сверху красным песчаником. Внутреннее пространство ступы не используется.

В эпоху расцвета буддийской религии в индии сложился новый тип храма – скальный храм «чайтья». В VI – V вв. до н.э., когда буддизм только зарождался, монахи устраивали храмы в пещерах естественного происхождения. Постепенно интерьеры пещер стали оформлять по образцу существовавших в то время деревянных храмов. Целый комплекс буддийских храмов и скальных монастырей – вихара – сложился с конца III в. до н.э. в местности Аджанта на обрывистом берегу реки. Снаружи чайтья предшествовала вырубленная в скале высокая ниша, оформленная рельефами и скульптурой. В верхней части стены делалось большое окно подковообразной формы для освещения интерьера храма. В храм вели три проёма: один большой (центральный) и два более узких боковых. Над входом устраивался портик, опирающийся на колонны. План чайтья имеет форму вытянутого прямоугольника с полукруглым завершением, где находится небольшая монолиная ступа. Два ряда колонн делят интерьер на три нефа, центральный из которых значительно шире боковых. Пространство боковых нефов имеет более низкий потолок и благодаря малому расстоянию между колоннами сильно затенено. Центральный неф имеет потолок в виде цилиндрического свода, покрытого высеченными в камне выступающими рёбрами, имитирующими конструкцию деревянного покрытия из гибких стволов бамбука. Такого же типа рёбра –“ложные брусья”- выходят наружу, обрамляя подковообразный оконный проём. Такая конструкиця в деревянном варианте сложилась ещё в эпоху неолита в хижинах “тода”и позже применялась в сельских домах для народных собраний. В каменном зодчестве, в основном, воспроизводились формы, сложившиеся в деревянном зодчестве.

Некоторые чайтья достигают очень больших размеров. Например, Чайтья в Карли имеет длину 37,8 м., ширину 14,2 м. и высоту 13, 7 м. Колонны в интерьере чайтья покрыты рельефами, потолки были расписаны. Богатая пластика интерьера рассчитана на игру света и тени, границы внутреннего пространства постепенно теряются в полутьме пещеры. Монолитные формы индийского храма создаются скульптурными методами, здесь отсутствует понятие несущих и несомых конструкций. Конструкция во многом лишь изображается, элементы конструкции превращаются в декор и сохраняют полную аналогию с деревянным прототипом.

В комплексе Аджанты высечены в скале также и вихара – общежития монахов. Они имеют в плане форму квадратного зала, окружённого колоннадой, за которой расположены жилые ячейки – кельи монахов.Снаружи вихара имеет открытую колоннаду и стену с проёмами и глубокую нишу, нависающую над входом. В древние времена вихара иногда строили из дерева как многоэтажное сооружение. В плане это был квадрат, ориентированный по странас света. Количество деревянных колонн нв каждом этажее уменьшалось на 1 ряд с каждой стороны. Поэтому сооружение приобретало форму уступчатой пирамиды. Крыша увенчивалась декоративными павильонами с завершениями сферической или килевидной формы.

 

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

 

1. Доарийский период

2. Древнебрахманский период

3. Буддийский период

4. Новобрахманский период

5. Мусульманский период

6. Мохенджо-Даро

7. Хараппа

8. Индуизм (брахманизм)

9. Веды

10. Брахма

11. Шива

12. Тримурти

13. Вишну

14. Индра

15. Варуна

16. Яма

17. Ганеша

18. Трилока

19. Шильпашастра

20. Манасара

21. Буддизм

22. Будда

23. Бодхисатва

24. Государство Магадха

25. Бактрия

26. Кушанское царство

27. Империя Гуптов

28. Делийский султанат

29. Империя Великих Моголов

30. Тода

31. Торана

32. Стамбха

33. Ступа

34. Чайтья

35. Вихара

36. Комплекс храмов в Аджанте

37. Чайтья в Карли

38. Ступа в санчи

39. “Львиная капитель” из Сарнатха

 

ЛЕКЦИЯ N 2

 

АРХИТЕКТУРА И ИСКУССТВО ИНДИИ ПЕРИОДА РАСЦВЕТА

(ЗРЕЛОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ)

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ:

 

1. Особенности архитектуры Новобрахманского периода. Материалы и конструкции, основные типы сооружений.

2. Структура индуистского храма, особенности объёмно-пространственной композиции и форм храмов Новобрахманского периода. Основные сооружения Индии этого периода.

3. Искусство Новобрахманского периода.

 

 

Династия Гуптов (320-535 гг.) объединила северную и часть центральной Индии. Это период расцвета индийской культуры. Чайтья в Аджанте оформляются скульптурой и росписями. В V в. появились наземные храмы с портиками. На стилистике архитектуры и скульптуры заметно сказалось влияние эллинистического мира. Вторжение гуннов привело к ослаблению империи Гуптов. Постепенно она распадается на ряд княжеств. С VI в. развиваются феодальные отношения, появляется кастовая система. В этот период на территории Индии появляется ряд государств: государство Чалукьев, Раштракутов, Хойсала, Харша, государство Паллавов. На плоскогорье Декан – могущественная держава Чолов. Центр культуры перемещается на юг, где большую популярность получает брахманизм. Начинается строительство крупных брахманских храмов и храмовых комплексов из тёсаного камня. Под влиянием местных особенностей деревянного зодчества складывается два архитектурных стиля индийской архитектуры: северный и южный. Традиционные строительные материалы Индии – дерево, бамбук, кирпич, глина, тростник, конструкции перекрытий – балочные по столбам и сводчатые из бамбука. В камне архитектура воспроизводила формы, сложившиеся в этих традиционных материалах и конструкциях. На юге Индии деревянные вихара имели вид многояруснях квадратных в плане пирамидальных сооружений с плоскими балочными перекрытиями по столбам высотой 60-90 м. Эта форма легла в основу южного типа индуистского храма, сложенного из блоков камня и малых храмиков – ратх – высекавшихся из монолита. Ратхи посвящались малым божествам: Индре, Ганеше, Арджуне и др. В северной Индии, где климат тропический и влажный башни храмов имели форму, в целом близкую к параболлической с преобладанием вертикальных членений, напоминавшую плоды тропических растений. Башни храмов высотой до 35, 5 м. воздвигались из каменных блоков над перекрытиями из монолитных каменных плит или конструкциями ложных сводов. При этом толщина несущих стен доходила до 4 м. с уширением к низу. Швы между каменными блоками маскировались внешним рельефом и скульптурой и создавалась иллюзия монолитного сооружения. Скульптура с изображением сложных религиозно-мифологических сюжетов покрывает все поверхности храма, в особенности его башни, располагаясь горизонтальными ярусами на консольных выступах. Башни северного типа называются “нагара шикхара”, башни южного типа – “дравида шикхара”.

 

2. Характерными примерами северного типа храмов могут служить храм Лингараджа в Бхубанешваре (VII в.) и храм Кандарья Махадэва в Кхаджурахо (X в.). Композиция индуистского храма построена по принципу осевой симметрии и имеет ряд последовательно расположенных частей:

1. ардхамантамам – навес над входной частью

2. мантапам – входная часть (малый зал)

3. антарала – зал для молящихся

4. гарбхахриха – святилище

 

Над каждой из частей храма возводилась башня – шикхара. Самой высокой была башня над святилищем. В храме Кандарья Махадэва все башни столь тесно сливаются друг с другом, что создаётся впечатление единой пластически сложной композиции, соподчинённой главному объёму. Кроме того этот храм имеет цоколь высотой 10 м и высокую крутую лестницу, имитирующую подъём по каменным уступам горных склонов. В целом, очевидно, создаётся образ мифологической горы Меру – обители божества, у поднижия которой на многочисленных ярусах расположены тысячи скульптурных композиций с изображениями мифологических сюжетов. В основе плана всех сооружений лежит геометрия мандалы – древнего символа строения мира, включающая концентрические окружности и квадраты – символы иррационального и рационального начал.

В VII – VIII в. строятся крупные комплексы индуистских святилищ, в состав которых входят залы, галереи, большие и малые храмы, бассейны для омовения, подсобные помещения. Большой храм ставится внутри прямоугольного двора «пракарам». По периметру двора иногда делали крытую галерею или сомкнутые в ряд павильоны. Комплекс окружался каменой стеной (или системой стен и воротами а надвратными башнями «гопурам». Входы в храмы ориентировались на восток. Главное святилище в центре комплекса называется «вимана» – символ Вселенной. Вокруг главного святилища сооружались второстепенные, посвящённые богам 2-го ранга. Наиболее богатые храмы с пышным декором появились в X в. Позже, в период Позднего Средневековья (XVI-XVIII вв.) храмовые комплексы на юге Индии становятся ещё крупнее, напоминая целые города-крепости. Башни храмов достигают высоты более 60 м., скульптура окрашивается в яркие цвета.

На юге Индии в VIII в. было создано уникальное в мире сооружение из каменного монолита - храмовый комплекс Кайласанатха в Эллоре. Главный храм этого комплекса имеет длину 61 м., высоту 30, 5 м., ширину 30,5 м. Монолитный блок под сооружение был образован выемкой рвов вокруг него и процесс ваяния начинался с верхних частей здания. Комплекс состоит из двух больших храмов: двухэтажного храма Брахмы и главного храма со святилищем с восьмигранным куполом. Кроме того, имеется пять малых храмов – ратх. Главный храм опоясан у основания статуями слонов, как бы несущими на спинах основной объём.

Известен также комплекс храмов в Мамаллапураме с прибрежным храмом Шивы. Этот храм – классический пример южного храма с башней «дравида шикхара». В этом комплексе устроен искусственный водопад «Нисхождение Ганги», иллюстрирующий мифологический сюжет нисхождения божества-реки Ганги с небес. Дождевая вода собирается в каменной цистерне в горах и периодически сбрасывается вниз между двух скал, покытых рельефами с изображением слонов и мелких божеств, приветствующих богиню.

В комплексе буддийских хамов в Аджанте между 400 и 642 гг. появляются 20 пещерных залов – вихара – нового типа. Это залы с колоннами по периметру и плоским перекрытием, окружённые с трёх сторон монашескими кельями и открывающиеся портиками на фасад. Потолок был оформлен живописными изображениями кессонов, заполненных геометрическим и растительным орнаментом, наподобие эллинистически-римских образцов.

Скульптура и росписи с изображением божеств индуистского пантеона начинают появляться также и в буддийских скальных храмах. Они предназначаются для наставления верующих путём изображения различных религиозных и мифологических сюжетов. Появляются также и бытовые сюжеты, сюжеты литературных и драматических произведений.

С XI в. на севере Индии начинают появляться новые государства во главе с мусульманскими правителями, пришедшими из Средней Азии и Афганистана и вместе с новой религией – исламом – происходят коренные изменения в архитектуре и искусстве этих северных областей.

 

4. В индийской культуре Новобрахманского периода происходит полное слияние архитектуры и скульптуры. Скульпторы «вардахи» работали вместе с зодчими. Множество древних божест-повелителей сил природы изображались на всех архитектурных элементах храмов. Ранние буддийские постройки не имели изображений Будды. Изображались только его символы: священной дерево Бодхи, «колесо закона», животные –«границы света». Позже появляются изображения сцен из жизни Будды в виде рельефов на оградах ступ и воротах «торана». В первых веках нашей эры появляются изображения Будды. Под влиянием эллинистической культуры формируется стиль греко-буддийского искусства: образ Будды как прекрасного и гармоничного человека. Портретного искусства в Индии не было.

В Новобрахманский период стали популярны мифологические и эпические сюжеты, появляются изображения Шивы, Индры, Ганеши, Вишну. На стенах храмов – скульптурные панно, многофигурные композиции. Складываются канонические изображения определённых поз (мудра) и движений рук. Декоративизм в архитектуре всё больше заслоняет конструкцию. В буддийких храмах Аджанты появляется монументальная живопись. Основная тематика росписей – джатаки – предания и жизни Будды, бытовые сцены, растительная орнаментика в рельефе и живописи (V – VII вв.).

 

 

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ:

 

1. Ратха

2. Нагара шикхара

3. Дравида шикхара

4. Мандала

5. Ардхамантапам

6. Мантапам

7. Антарала

8. Гарбхагриха

9. Пракарам

10. Гопурам

11. Вимана

12. Комплекс храмов в Бхубанешваре

13. Храм Кандарья Махадэва в Кхаджурахо

14. Кайласанатха в Эллоре (Элуре)

15. Комплекс храмов в Мамаллапураме

 

 

ЛЕКЦИЯ N 3

 

АРХИТЕКТУРА И ИСКУССТВО ИНДИИ МУСУЛЬМАНСКОГО ПЕРИОДА.

 

Начиная с X в. мусульмане совершают набеги на территорию северной Индии. Около 1000 г. Махмуд из княжества Газни (территория Афганистана) срвершил 17 набегов на Индию. Союз индусских князей не смог ему противостоять (в армии использовались слоны). Мусульмане разрушали и грабии индуистские храмы. После смерти Махмуда в 1030 г. Индия более полутора веков проживает в мире, однако она не подготовилась к будущим нашествиям.

В XII в. тюркская династия Гуридов из Газни захватила север Индии и образовала Делийский султанат. Усиливается поток переселенцев в Индию из соседних мусульманских стран и распространяется ислам. Последовательно сменились несколько мусульманских династий: Газневидов, Гуридов, Гулямов, Хальджи. С 1229 г. на территорию Индии совершали набеги войска Чингисхана. В 1236 г. при правителе Ильтутмыше строится минарет Кутб Минар высотой 72 м. Идёт борьба кланов, они пытаются дать отпор монголам. С XII – XIII вв. мусульмане господствуют на всей территории северной Индии.

С XVI в. завоеватель Захиреддин Мухаммед Бобур из Ферганы (потомок Тимура и Чингисхана) решил завоевать Делийский султанат, используя огнестрельное оружие афганцев, артиллерию, заимствованную у персов и кавалерию турок. Он был основателем династии Великих Моголов.

Могольские монархи оказывают покровительство искусству и литературе. В г. Агра Бабур создал сад в персидском стиле. Появляются новые типы сооружений, характерные для религии ислам: мечети, мавзолеи, крепости- форты, минареты, дворцы, медресе, садово-парковые павильоны. Их формы становятся более строгими и гармоничными. В архитектуре прослеживаются персидские и среднеазиатские влияния. Постепенно индийские и мусульманские элементы соединяются в единый стиль.

В это же время на юге Индии существовали независимые королевства. С 1345 г. правители Декана создают династию Бахманидов для сопротивления власти Делийского султаната. Город Виджаянагар («Город Победы») с 1343 г. стал столицей могущественного государства на юге Индии, где происходит возрождение индуистской культуры. Жрецы стали господствующей кастой. Строятся огромные религиозные комплексы, имеющие общественное и оборонное значение. Зодчество индуизма наполняется драматическим содержанием, обогащается скульптурой, выражающей метафизические идеи индуизма. Храмы превращаются в грандиозные комплексы с концентрическими стенами – оградами, число которых иногда доходит до 7-ми, многоярусные композиции храмовых башен достигают огромной высоты и покрываются раскрашенной терракотовой скульптурой. Наиболее известные из таких комплексов: Танджор, Мадураи, Шрирангам.

В XIII – XVIII вв. святилище помещается в центре внутренней ограды. На центральной оси каждой ограды возвышаются башни-ворота («гопурам»), покрытые раскрашенной скульптурой из терракоты. Высота башен храмов достигала более 60 м., длина внешней ограды – 880 м., ширина – 760 м. Перекрытия делались из одной огромной монолитной плиты весом в несколько сотен тонн.

Храмовый комплекс в Мадуре (Мадураи), окончательно сформировавшийся в 1645 г., имеет несколько оград и 9 входных ворот-гопурам. Во внешней ограде гопурам выше, чем во внутренних. В комлекс входят храмы, галереи с колоннадами, Пруд золотых лотосов и другие здания. Вне ограды находится отдельно стоящий многоколонный зал – «мантапам». Колонны покрыты сложной скульптурой. Это последний крупный комплекс, построенный перед колонизацией Индии.

 

Основные центры мусульманской культуры Индии - города Дели и Агра. Город Дели стал столицей мусульманских правителей на 6 веков. Мусульманская архитектура северной Индии коренным образом отличалась от индуистской архитектуры юга. Поскольку ислам не используетизображений живых существ, широкое распространение получила геометрическая, растительная, эпиграграфическая орнаментика. Для мусульманской архитектуры Индии характерна чистота форм и богатство цвета. Цветовыя гамма сооружений зависела от применявшихся местных строительных материалов. В основном – это красный песчаник, инкрустированный белым мрамором. Строительство велось при участии индийских мастеров, основной специализацией которых традиционно была резьба по камню. Появляются новые для Индии строительные технологии и конструктивные системы: кладка на растворе, арочно-сводчатые конструкции, паруса, портально-купольные композиции в мавзолеях и мечетях. В отделке используются мраморная облицовка, инкрустация поверхности одного камня другим. Несмотря на то, что мусульманская архитектура Индии испытала влияние архитектуры Ирана, Средней Азии, Афганистана, она по своей стилистике отличается от них, так как испытала активное влияние национального индийского зодчества, ремесленного способа строительного производства, характерного для Индии. Главными видами искусства в Индии всегда оставались скульптура и прикладное искусство, что и отразилось в архитектуре. Меньшее внимание уделялось пропорциям, тектонике. Больше всего традиционных форм сохранилось в гражданском и крепостном зодчестве. Культовые здания отличаются величием замысла, огромными размерами, изяществом и разнообразием форм.