Симптомы кредитного риска

 

Ключевая функция управления кредитами заключается в выявлении клиентов с высокой степенью риска. Безнадежные долги наиболее часто закладываются в периоды устойчивого экономического положения, когда компании прибыльны, имеют определенные перспективы в будущем и ищут займы для расширения бизнеса. Оценивая компании по их текущей рентабельности и оправдан­ности оптимизма относительно будущего, банки идут на расширение кредитов. Однако, когда в экономике начинается спад, то оптимизм исчезает, прибыли сокращаются, и компании борются за выполнение своих обязательств по кредитам. Но к этому моменту ссуды уже выданы, и безнадежных долгов трудно избежать. Задача банков заключается в том, чтобы в периоды высокой рентабельности решить, будет ли данной компании присущ высокий кредитный риск в случае спада ее деловой активности.

Напротив, когда экономика находится в самой низкой точке спада или в состоянии рецессии, то кредитный риск при принятии решения о кредитовании значительно меньше. Если компания получает прибыли в условиях рецессии, то, по всей видимости, в перспективе, когда экономические условия улучшатся, она выживет и будет процветать. Поэтому неверные решения о предоставлении кредитов в период рецессии принимаются гораздо реже, чем в годы экономического роста.

Можно выделить семь причин вынесения неправильных решений о кредитовании:

— превышение заемщиком нормального объема продаж;

— неблагоприятные для заемщика торговые операции;

— недостаток денежных средств;

— чрезмерные для заемщика обязательства инвестиционного характера;

— неудачный анализ кредитоспособности, проведенный кредитором;

— "изобретательный" бухгалтерский учет заемщика, скрывающий истинное финансовое положение;

— намеренная фальсификация данных заемщиком.

Первые три причины могут возникать вследствие изменения условий деловой активности заемщика уже после принятия первоначального решения о предоставлении кредита. Но даже в этом случае симптомы риска могут быть очевидными с самого начала.

Четвертая причина — чрезмерные для заемщика обязательства инвестиционного характера — может возникнуть почти внезапно без симптомов для банка-кредитора. Остальные три причины не являются результатом изменения условий деятельности заемщика, а в основном обусловлены просчетами банка при принятии решений о кредитовании.

Чрезмерный объем продаж (овертрейдинг)

Чрезмерный объем продаж возникает в случае, когда компания очень высоко оценивает свои ресурсы и пытается поддержать слишком большой объем деловой активности при недостаточных источниках финансирования. Типичным симптомом овертрейдинга является увеличение исполь­зуемых фирмой коммерческого кредита и банковского овердрафта для поддержания быстрого роста складских запасов и дебиторской задолженности. Предприятие, которое все больше зависит от краткосрочных кредитов, оттягивая сроки платежей поставщикам по налоговым счетам и наращи­вая свою задолженность по овердрафту, в конце концов может испытать кризис притока денежных средств. Не получившие оплаты кредиторы могут потребовать немедленного погашения долгов, а банк — аннулировать овердрафт.