Становление алхимических знаний.
До завоевания Египта жрецы, знавшие химические операции держали их в глубочайшей тайне. После покорения этой страны многие тайны жрецов стали известны древнегреческим учёным, которые считали, что имитация драгоценных металлов есть настоящее «превращение» одних веществ в другие, соответствующее законам природы. Словом, в эллинистическом Египте произошло соединение представлений античных философов и традиционной обрядности жрецов - то, что впоследствии было названо алхимией.
В основу алхимии легли следующие идеи:
1.Вселенная представляет собой единство. Основа единства и порядка -первоматерия, вещество, которое остается неизменным при всем разнообразии.
2.Вселенная создана Богом из первоматерии. Первичная материя, находится везде и всюду, но загрязнена различными примесями. Удаляя примеси от первичной материи, можно получить пятый элемент, «квинтэссенцию», «философский камень», который превращает неблагородные металлы в благородные, исцеляет все болезни, удручающие человечество, возвращает молодость старикам и продлевает жизнь.
3. Четыре элемента - огонь, воздух, земля и вода - были получены из первоматерии первыми. Все создано из этих четырех элементов, и различия между предметами и материалами объясняются разницей в пропорциях, в которых эти элементы сочетаются в них.
4. Возможна трансмутация металлов, т. е. превращение их друг в друга. Все металлы могут быть превращены в золото и серебро.
4.Греко-египетский период развития алхимии.
Первым значительным представителем Греко-египетского периода или эллинистического периода, имя которого дошло до нас, был Болос из Менде (ок.200 г.до н.э.). Основные идеи Болоса заключались в следующем:1)нет различия между живой и неживой природой, так как все состоит из первоэлементов; 2)вся материя и все металлы содержат дух, который отождествлялся с ртутью, видимо благодаря ее блеску и жидкому состоянию; 3) металл рождается, как и любой живой организм, в недрах земли и его можно зародить и вырастить как и ребенка.
Другой крупнейший представитель эллинистического периода –египтянин Зосима (300 г. н.э.). Он написал энциклопедию -28 книг, которые охватывали все знания по химии, собранные за предыдущие 5-6 веков.
5.Арабский период развития алхимии.
Среди арабских алхимиков одним из виднейших был Джабир ибн Гайян (ок. 721-815), известный в Европе под именем Гебер. Гебер считал, что металлы состоят из двух основных частей (элементов): серы, являющейся носителем горючести и изменчивости и мужского начала, и ртути – «души» металлов, носителя металличности (блеска, твёрдости, плавкости), женского начала, а основными химическими процессами являются горение и плавление. Самыми благородными металлами являются золото и серебро, в состав которых входят сера и ртуть в наичистейшим виде и в самой оптимальной пропорции. Изучал Гебер и свойства, а также способы приготовления многих солей: купоросов, квасцов, селитры и др.; знал получение кислот: азотной, серной, уксусной; при проведении опытов прибегал к перегонке, обжигу, возгонке, кристаллизации. Труды Гебера («Книга семидесяти», «Книга ядов», «сумма совершенств», «Книга о печах») изучалось много веков.
Учеником прославленного Гебера считал себя крупнейший арабский алхимик Абу Бакр Мухаммед ибн Закарийа ар-Рази (865-925), автор «Книги тайн» и «Книги тайны тайн». Он занимался медициной и алхимией и был первым, кто описал методику наложения гипсовой повязки для фиксации сломанной кости. Он первый провёл классификацию известных в то время веществ, разделив их на три класса: землистые (минеральные), растительные и животные и описал кальцинацию (обжиг) металлов и других веществ, растворение, возгонку, плавление, дистилляцию, альгамирование, сгущение и т.п.
Ар-Рази признавал трансмутацию неблагородных металлов в благородные, признавал элементы металлов – серу и ртуть, но, не ограничиваясь этим, ввёл дополнительный третий – элемент «соляной природы», являющийся носителем твёрдости и растворимости. Это учение о трёх элементах (сера, ртуть, соль) широко распространилось среди европейских алхимиков.