Типы бизнес-плана
В рыночной экономике существует множество версий бизнес-планов по форме, содержанию, структуре и т.д.
Классификация бизнес-планов по объектам бизнеса представлена на рисунке 1. Возможны и другие классификации типов бизнес-планов, например, по компонентам менеджмента. Бизнес-планы согласно приведенной типологии разрабатываются в различных модификациях в зависимости от назначения: по бизнес-линиям (продукция, работы, услуги, технические решения), по предприятию в целом (новому или действующему).
Рисунок 1. Классификация бизнес-планов по объектам бизнеса
По структуре и содержательному наполнению существуют множество модификаций бизнес-плана. Определяющим фактором здесь служит назначение бизнес-плана. Бизнес-план может разрабатываться как в целом по предприятию, так и по отдельным его структурным подразделениям. Наиболее детальную проработку имеет бизнес-план создания нового предприятия.
К факторам, определяющим объем, состав и структуру бизнес-плана, степень его детализации можно также отнести:
1. специфику вида предпринимательской деятельности;
2. размеры предприятия;
3. цель составления бизнес-плана;
4. общую стратегию предприятия;
5. перспективы роста создаваемого предприятия;
6. размер предполагаемого рынка сбыта;
7. наличие конкурентов.
Структура бизнес-плана предприятия:
1. Концепция бизнеса (резюме);
2. характеристика предприятия и отрасли;
3. характеристика услуг и продукции;
4. исследование и анализ рынка сбыта;
5. конкуренция и конкурентное преимущество (SWOT-анализ);
6. план маркетинга;
7. план производства;
8. организационный план;
9. финансовый план;
10. финансовая стратегия;
11. потенциальные риски.