Типы бизнес-плана

В рыночной экономике существует множество версий бизнес-планов по форме, содержанию, структуре и т.д.

Классификация бизнес-планов по объектам бизнеса представлена на рисунке 1. Возможны и другие классификации типов бизнес-планов, например, по компонентам менеджмента. Бизнес-планы согласно приведенной типологии разрабатываются в различных модификациях в зависимости от назначения: по бизнес-линиям (продукция, работы, услуги, технические решения), по предприятию в целом (новому или действующему).

 


Рисунок 1. Классификация бизнес-планов по объектам бизнеса

По структуре и содержательному наполнению существуют множество модификаций бизнес-плана. Определяющим фактором здесь служит назначение бизнес-плана. Бизнес-план может разрабатываться как в целом по предприятию, так и по отдельным его структурным подразделениям. Наиболее детальную проработку имеет бизнес-план создания нового предприятия.

К факторам, определяющим объем, состав и структуру бизнес-плана, степень его детализации можно также отнести:

1. специфику вида предпринимательской деятельности;

2. размеры предприятия;

3. цель составления бизнес-плана;

4. общую стратегию предприятия;

5. перспективы роста создаваемого предприятия;

6. размер предполагаемого рынка сбыта;

7. наличие конкурентов.

Структура бизнес-плана предприятия:

1. Концепция бизнеса (резюме);

2. характеристика предприятия и отрасли;

3. характеристика услуг и продукции;

4. исследование и анализ рынка сбыта;

5. конкуренция и конкурентное преимущество (SWOT-анализ);

6. план маркетинга;

7. план производства;

8. организационный план;

9. финансовый план;

10. финансовая стратегия;

11. потенциальные риски.