Железнодорожный транспорт

 

Железнодорожный транспорт - основной вид магистрального транспорта, обеспечивающий межрайонные перевозки массовых видов грузов. Ему принадлежит ведущее место по грузообороту среди универсальных видов транспорта (32,4 %) и второе место среди всех видов транспорта, после трубопроводного (52,5 %).. По объему перевозимых грузов - 10,6 % (2 место). Кроме того, он занимает 1 место по пассажирообороту (63,6 % - в междугородних перевозках и 60,3 % в пригородном сообщении), а также 2 место после автомобильного транспорта по перевозкам пассажиров (междугородние перевозки - 33,5 %, пригородное сообщение - 32 %).

Железнодорожный транспорт имеет целый ряд преимуществ, что определяет его ведущее место в грузообороте и пассажирообороте России. Данный вид транспорта характеризуется относительно свободным размещением, надежностью, регулярностью, универсальностью, независимостью от времени года, суток, климатических условий. При этом железнодорожный транспорт особенно эффективен при перевозках на дальние расстояния. Протяженность железных дорог - 87 тыс. км (3 место после США и Канады;).

Размещается железнодорожный транспорт неравномерно. Густой и разветвленной железнодорожной сетью характеризуется (обладает) европейская часть страны. В восточной части страны железнодорожная сеть имеет ярко выраженное широтное направление с малой разветвленностью.

Важнейшей магистралью, связывающей Центральные районы европейской части страны с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком, является трансконтинентальная железная дорога: Москва - Рязань - Сызрань - Самара - Уфа - Челябинск - Иркутск - Чита - Хабаровск - Владивосток, длиной более 9332 км. Большое значение имеют БАМ, Южно-Сибирская и Среднесибирская железнодорожные магистрали. В меридиональном направлении - Тюмень - Сургут - Уренгой. Плотность железнодорожной сети РФ мала - 5 км на 1000 км.

Ведущее значение данного вида транспорта обусловлено двумя факторами: технико-экономическими преимуществами над большинством других видов транспорта и совпадением направления и мощности, основных транспортно-экономических межрайонных и межгосударственных (в границах СНГ) связей России с конфигурацией и пропускной способностью железнодорожных магистралей (в отличие от речного и морского транспорта).

При этом железнодорожный транспорт отличают:

– универсальность (способность перевозить практически все виды грузов);

– высокая провозная и пропускная способность (двухпутная электрифицированная железная дорога может пропустить в сутки 130 ¸ 200 пар поездов и обеспечить перевозку более 100 млн. т грузов в каждом направлении);

– сравнительно невысокая себестоимость перевозок (в отличие от воздушного и автомобильного транспорта);

– независимость от природных условий (строительство железных дорог практически на любой территории, возможность ритмично осуществлять перевозки во все времена года);

– сравнительно высокая скорость движения и др.

Размещение железнодорожной сети по территории России сложилось крайне неравномерно. Это связано:

а) с огромной территорией страны;

б) большой территориальной дифференциацией в ее заселении, уровне и типе хозяйственного освоения.

Общая протяженность железнодорожных путей составляет 152 тыс. км (87 тыс. км - дороги общего пользования, а 65 тыс. км - ведомственные).

Наиболее густая и разветвленная сеть железных дорог (радиально-кольцевая) расположена в европейской части страны, где показатель плотности железных дорог общего пользования в несколько раз выше среднеевропейского уровня (51 км на 10000 кв. км). Исключение составляет густота (плотность) железных дорог общего пользования Северного экономического района (Волго-Вятский экономический район - 136 км; Центрально-Черноземный - 276 км на 10000 кв. км).

Для Восточной Сибири и Дальнего Востока характерны не только низкая плотность железных дорог (21 км и 14 км на 10000 кв. км), но и их исключительное расположение в южных, наиболее освоенных районах. В Западной Сибири плотность ж/д = 36 км на 10000 км.

В структуре перевозимых железнодорожным транспортом грузов резко выделяются каменный уголь и кокс (1 место в грузообороте и 2 место по объему перевозок) и минеральные строительные материалы (1 - по объему перевозок и 2 - по грузообороту). На 3 месте идут нефтяные грузы (мазут и светлые нефтепродукты).

Значительную долю занимают: руда (90 %), черные металлы (75 %), лес (60 %), хлебные грузы (50 %), минеральные удобрения (90 %). На долю указанных 8 видов массовых грузов приходится почти 9/10 всей грузовой работы железнодорожного транспорта.

При этом основная нагрузка ж/д транспорта приходится на относительно небольшую протяженность железнодорожной сети. Половина всего грузооборота выполняется 1/6 частью железных дорог. При средней грузонапряженности железнодорожной сети России 27 млн.т·км на 1 км эксплуатационной длины они имеют грузонапряженность в 2 раза большую. К наиболее грузонапряженным линиям относится Транссибирская магистраль, особенно ее участок от Омска до Новосибирска (наиболее грузонапряженный участок железной дороги в мире - более 100 млн.т·км на 1 км длины) - в основном за счет перевозки кузнецкого угля.

 

Таблица 6.

СТРУКТУРА ГРУЗО - И ПАССАЖИРООБОРОТА РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТРАНСПОРТА РОССИИ

Транспорт V перевозимых грузов (%) Грузооборот (%) Среднее расстояние перевозки 1точно(км)
1) Ж/д 10,6 32,4
2) Авто 4,2
3) Морской 0,7 8,4
4) Речной 1,6 2,5
5) Трубопроводный 52,5
6) Воздушный 0,01 0,04
 
  Пассажирооборот Перевозки пассажиров
  Междугородние
1) Ж/д 63,6 33,5
2) Авто 11,8
3) Морской 0,02 0,02
4) Речной 0,4 0,7
5) Воздушный 24,2 4,8
  Пригородные
1) Ж/д 60,3
2) Морской 0,1 0,1
3) Автобус 39,4 67,7
4) Речной 0,2 0,2