Автомобильный транспорт

В России, в отличие от США и европейских стран, автомобильный транспорт выполняет в основном грузовые и пассажирские перевозки на короткие и средние расстояния.

Среднее расстояние перевозки 1 т груза составляет 24 км (min из всех видов транспорта). Это связано с высокими удельной энергоемкостью и себестоимостью грузовых перевозок, что связано не только с малой грузоподъемностью автомобиля как единицы подвижного состава (в сравнении с грузоподъемностью грузового поезда, морского и речного судна), но в связи с отсутствием развитой сети автодорог высокого технического класса (связанный с этим повышенный износ автомашин, расход топлива и т.д.) и рациональной структуры автопарка (не хватает автомобилей малой и большой грузоподъемности). Поэтому в грузообороте России автомобильный транспорт занимает 4 место (4,2 %).

В тоже время сфера применения автомобильного транспорта чрезвычайно широка:

а) автомобили выполняют большую часть городских, пригородных и внутрирайонных грузовых перевозок (» 80 % от общего объема перевозимых грузов);

б) автомобильный транспорт осуществляет дальние межрайонные перевозки в тех случаях, когда пропускная способность других видов транспорта недостаточна (или они отсутствуют), либо грузы относятся к ценным или скоропортящимся;

в) высокая маневренность автотранспортных средств, позволяющая осуществлять перевозку грузов и пассажиров "от двери до двери" без промежуточных погрузочно-разгрузочных операций;

г) автомобильный транспорт (автобусы) выполняет основной объем пассажирских перевозок (» 90 % от всех перевозок пассажиров основными видами магистрального транспорта).

Территориальная дифференциация в размещении автодорожной сети в России весьма не рациональна.

В центральных районах европейской части страны конфигурация автодорог имеет радиально-кольцевой рисунок: крупнейшие магистрали (12 дорог) лучами расходятся от Москвы: 1) к Санкт-Петербургу (Ленинградское шоссе); 2) Риге; 3) Минску; 4) Киеву; 5) Симферополю и т.д., а на некотором удалении от Москвы они соединяются кольцевыми и хордовыми структурами. В восточных районах (Сибирь и Дальний Восток) число дорог резко сокращается. До настоящего времени не построена сквозная автодорога в широтном направлении, соединяющая западные и восточные районы страны.

Средняя густота автодорог России 365 км на 10000 кв. км. Протяженность автодорог России - 945 тыс. км (общего пользования и ведомственные). При этом автодороги общего пользования составляют » 53 %. Дороги с твердым покрытием составляют 3/4 автодорожной сети. Однако протяженность автодорог соответствующего современным требованиям технического уровня составляет лишь несколько десятков тысяч км.