Тяжелое машиностроение

 

a)Производство металлургического оборудования размещается в основном вблизи металлургических баз и в районах потребления готовой продукции, что связано с большой металлоемкостью продукции и сложностью транспортировки. Основные районы размещения: Урал (Екатеринбург, Орск); Восточно-Сибирский экономический район (Иркутск); Дальневосточный экономический район (Комсомольск- на-Амуре); Центральный экономический район (Электросталь).

b)Производство горно-шахтного оборудования размещается, как правило, вблизи потребителя продукции и металлургических баз. Крупные центры производства горно-шахтного оборудования созданы: в Западной Сибири - (Новокузнецк, Прокопьевск, Кемерово, Новосибирск, Томск); Восточная Сибирь (Красноярск - производство тяжелых экскаваторов для Канско-Ачинского месторождения); Уральский экономический район (Екатеринбург, Пермь, Уфа).

c)Производство крупного энергетического оборудования (мощных паровых турбин, генераторов, гидротурбин и паровых котлов). Развивается преимущественно в крупных центрах развитого машиностроения при наличии высококвалифицированных кадров. Основные районы размещения: Северо-Западный экономический район (Санкт-Петербург), Центральный экономический район (Подольск), Ценрально-Черноземный экономический район (Воронеж, Белгород), Уральский (Екатеринбург), Западно-Сибирский (Барнаул, Бийск), Северо-Кавказский экономический район (Таганрог, Волгодонск).

d)Производство тяжелых станков кузнечно-прессового оборудования размещается в развитых центрах машиностроения, например, Коломна (Центральный экономический район), Воронеж (Центрально-Черноземный), Новосибирск (Западно-Сибирский экономический район).

e)Судостроительная промышленность (морское и речное судостроение) тяготеет в своем размещении к морским побережьям и речным портам. Основные центры морского судостроения России сформировались на побережьях Балтийского моря (Санкт-Петербург, Выборг), на Белом море (Архангельск), на Баренцовом море (Мурманск), на Каспийском море (Астрахань), на Дальнем Востоке - во Владивостоке. Речное судостроение представлено верфями на крупнейших речных магистралях: Волги, Оби, Енисее, Амуре. Один из крупнейших речных центров судостроения является Нижний Новгород (Волго-Вятский экономический район(АО "Красное Сормово")). Здесь выпускают суда различного класса: пассажирские лайнеры, теплоходы типа "река-море". Речные суда производят также в Волгограде (Поволжский экономический район), в Тюмени и Тобольске (Западно-Сибирский экономический район), г. Качуг (Восточная Сибирь), Благовещенск (Дальний Восток).

f). Железнодорожное машиностроение. Современные тепловозы, электровозы, пассажирские и специальные грузовые вагоны являются материалоемкой продукцией, а также трудоемкими изделиями, что связано с оснащением их сложным оборудованием (холодильные установки, пневматические установки и т.п.). В связи с указанным железнодорожное машиностроение размещается вблизи металлургических баз, потребителя, а также связано с близостью смежников, наличием древесного сырья (вагоностроение). Пассажирские и маневровые тепловозы производят в центральном районе (Коломна, Муром, Людиново, Брянск), электровозы в Новочеркасске (Северо-Кавказский экономический район). Производство вагонов: Уральский экономический район (Нижний Тагил, Усть-Катав),Западно-Сибирский экономический район (Новоалтайск), Центральный экономический район (Брянск, Тверь),Северо-Западный экономический район (Санкт-Петербург (вагоны для метро)), в Восточной Сибири - Абакан.