Генетическая психология
Научные интересы Ж. Пиаже, автора генетической психологии, фокусировались на исследовании развития интеллекта ребенка. В процессе разработки проблемы его взгляды претерпели существенные изменения.
- Исходные положения ранних взглядов автора:
- в психологии все должно изучаться с позиций развития, включая и познавательные процессы (интеллект, в частности);
- основным методом должен быть метод беседы с ребенком;
- в основе развития лежит взаимодействие целостного индивида (а не только его сознания) с окружающей средой;
- развитие происходит по этапам;
- интеллект - свойство живого организма, которое формируется в процессе непосредственных контактов с окружающей материальной средой.
Формирование «сенсомоторного интеллекта» у детей увязывается с понятиями «схема», «аккомодация», «ассимиляция», «эгоцентризм».
Схема по своему содержанию охватывает семейство родственных действий. Если говорят, что «он действовал по такой-то схеме», значит, что из целого семейства схожих (родственных) действий были выбраны отдельные из них, наиболее подходящие в текущей ситуации. Так, к одной и той же схеме может принадлежать несколько разновидностей действий хватания, но хватание мяча и палки выполняется различными движениями пальцев. В отличие от рефлекса схема не задает жесткой связи между стимулом и реакцией.
Аккомодация связана с перестройкой схем действий под специфику окружающей среды. При ассимиляции, наоборот, человек накладывает на среду свои схемы действий без изменения.
Эгоцентризм связан с неспособностью ребенка критически оценить себя, встать на точку зрения другого человека, различать реальное и переживаемое.
Особенности взаимодействия этих понятий позволяют выделить шесть этапов развития сенсомоторного интеллекта ребенка (табл. 5.1).
Дальнейшее развитие интеллекта связывается с использованием символов, и прежде всего слов, речевого общения с людьми.
- Исходные положения поздних взглядов Ж. Пиаже:
- развитие интеллекта обусловлено не столько общением Ребенка с другими людьми, сколько выработкой логических схем решения задач, т. н. «операций» (выработкой логико-математической «хватки» у ребенка);
- изучение процесса развития необходимо осуществлять через наблюдение умозаключений, которые ребенок делает при решении логических задач различной структурной сложности (в этом идея структурного анализа, введенного автором):
- контроль процесса развития интеллекта осуществляется методом срезов, суть которого заключена в сравнении результатов решения одной и той же задачи детьми разных возрастов или одним и тем же ребенком, но в разные возрастные периоды.
Таблица 5.1