Денежная и кредитная системы США

2.2.1. История зарождения денежно-кредитной системы

Формирование денежно-кредитной системы на территории современных США проходило задолго до создания широко известной Федеральной резервной системы. В 1690 г. Колония Массачусетсского залива первая выпустила бумажные краткосрочные обязательства (Short bills) – нечто среднее между банкнотами и краткосрочными обязательствами правительства, чтобы финансировать военную экспедицию в Канаду. Но это была одиночная попытка и в обращении продолжали использоваться преимущественно английские фунты стерлингов и испанские серебряные доллары. Американский доллар как национальная денежная единица был введен конгрессом в 1785 г. После войны за независимость (1775 – 1783) конгресс США от лица Соединенных колоний (штатов) принял решение об образовании Первого банка Соединенных Штатов (The First Bank of United States) и санкционировал первый, теперь уже федеральный, выпуск национальных денег. Был создан первый собственный монетный двор (в Филадельфии), который должен был чеканить серебряные доллары и медные центы по весу испанских серебряных монет. В 1792 г. в США была введена система биметаллизма: доллар мог параллельно чеканиться как из серебра, так и из золота. Законодательно был установлен монетный паритет на уровне 15:1, что завышало стоимость серебряных монет по сравнению со стоимостным соотношением двух металлов (15,5:1) на мировом рынке и в некоторых западноевропейских странах. В этих условиях было выгодно вывозить золото и обменивать его на серебро с последующей перечеканкой в монету для внутреннего обращения. Поэтому в течение последующих десятилетий золото было тезаврировано и по существу исчезло из оборота. В 1834 г. монетный паритет был законодательно изменен на 16:1 путем снижения металлического содержания золотого доллара при неизменном содержании серебряного доллара. В результате началась утечка серебра из страны, а в обращение во все возрастающих масштабах поступало золото.

При основании Первого банка Соединенных Штатов в 1791 г. федеральное правительство подписалось на значительную часть уставного капитала и пообещало в течение 20 лет не выдавать чартер – документ, совмещающий функции банковского устава и лицензии, никакому другому банку. Когда в 1811 г. встал вопрос о продлении чартера, это встретило мощное сопротивление оппозиции, требовавшей увеличения количества банков. Первый банк Соединенных Штатов был ликвидирован. Мгновенно число банков выросло до 88, а за три следующих года было выдано 120 новых чартеров.

Серьезной проблемой функционирования банков в период с 1812 г. вплоть до создания Федеральной резервной системы в 1913 г. было отсутствие клиринга – взаимного погашения банкнот различных банков. До закрытия эту функцию частично выполнял Первый банк. Возникла необходимость его аналога, и в 1816 г. министр финансов Джеймс Даллас предложил создать Второй банк США (The Second Bank of the USA). Главным новшеством нового банка стало право учреждать свои отделения в штатах без согласования с их правительствами. Это вызвало волну политических негодований, усилившуюся после банковского кризиса 1819 г., вызванного выпуском огромного количества банкнот.

Относительная стабильность в денежно-кредитной сфере сохранялась до 1836 г., когда закончился чартер Второго банка США. Это вновь привело к увеличению числа банков. Кроме того, как следствие чрезмерной доступности кредита усилилась спекуляция федеральными (государственными) землями. Кризис затянулся до 1840 г. и привел к необходимости каждому штату самостоятельно справляться с кредитными проблемами. Главной из них была задача противостоять избыточной эмиссии. Проблема усложнялась тем, что банк эмитировал банкноты с расчетом, что их не сразу и не все предъявят к погашению. Чтобы усложнить доставку банкнот для погашения эмитировавшему их банку, сознательно не вводился механизм сбора банкнот, а некоторые банки специально располагались в труднодоступных районах. Примером может служить Саффолкский банк Массачусетса (Suffolk Bank of Massachusetts). В результате в 1859г. в обращении находилось 5400 видов банкнот.

Решением проблемы стало образование системы Саффолкских банков Бостона. Провинциальные банки должны были внести в Саффолкский банк постоянный депозит в размере 5 000 дол. плюс сумму, достаточную для погашения банкнот, попадавших в Бостон. Взамен Саффолкский банк обязался принимать банкноты банков системы по номиналу, в то время как банкноты не пожелавших присоединиться банков должны были доставляться для погашения непосредственно в банк-эмитент. Кроме того, Саффолкский банк отказывался принимать в свое клиринговое агентство банки, чья добросовестность вызывала хоть малейшие сомнения.

Радикальные изменения в системе денежно-кредитных отношений произошли во время Гражданской войны 1861 – 1865 гг., когда банки Юга прервали контакты с северными банками. Соломон Чейз, секретарь казначейства, разработал и реализовал в 1864 г. общенациональный банковский закон, согласно которому разрешалось учреждение банков с количеством пайщиков не менее пяти и капиталом не менее 50 000 дол. Условием создания банков было обеспечение ими своих эмиссий через депонирование в казначействе зарегистрированных облигаций правительства США, причем депонируемая сумма не должна была превышать 90 % рыночной стоимости депонированных облигаций и 100% их номинальной стоимости. Для всех банков эмиссионное право ограничивалось 300 млн дол.

С 1873 г. США перешли к золотому монометаллизму, отменив чеканку серебра. Однако под нажимом владельцев серебряных рудников казначейство возобновило покупку серебра для монетарных нужд. Де-факто введение золотого доллара с содержанием 1,50463 г произошло с момента издания в 1900 г. акта о золотом стандарте.

Проблема координации и централизации регулирования денежно-кредитных отношений в США стала особенно актуальной после банковского кризиса и биржевой паники 1907 г. Этот кризис побил многие прежние рекорды и оставался самым острым до событий 1929 – 1933 гг. Провинциальные банки под натиском вкладчиков обратились в нью-йоркские крупные банки за изъятием депозитов, что привело к банкротству некоторых кредитных учреждений. Неэластичность денежно-кредитной системы и ее слабая реакция на запросы экономики делали необходимым реформирование и разработку закона о центральном банке США.