Административная ответственность за информационные правонарушения.

В информационной сфере действующим законодательством предусмотрен значительный перечень мер административного характера, применяемых к правонарушителям. Административно-правовые санкции, связанные непосредственно с информацией определены в ст. 13.11-13.23 КоАП РФ.

Другие административные правонарушения в информационной сфере, встречаются практически во всей Особенной части КоАП РФ: посягающие на права граждан (ст. 5.1, 5.3-5.5, 5.8-5.14, 5.17, 5.29, 5.36, 5.39, 5.53-5.56); в области охраны окружающей природной среды (8.5); в сельском хозяйстве (10.7); в области связи (13.1-13.10, 13.24); в области предпринимательской деятельности (14.3); в области финансов, налогов и сборов (15.6, 15.19, 15.21, 15.24); посягающие на институты государственной власти (17.6, 17.13); против порядка управления (19.7, 19.8, 19.10, 19.18, 19.23); посягающие на общественный порядок и общественную безопасность (20.23); в области воинского учета (21.4, 21.7).

При административном судопроизводстве могут быть наложены следующие виды административных взысканий: предупреждение; административный штраф; возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права; административный арест; административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация; административное приостановление деятельности.

 

4.Понятие компьютерных преступлений.

Уголовный кодекс Российской Федерации включает в себя нормы, сосредоточенные в главе 28 "Преступления в сфере компьютерной информации", предусматривающие три самостоятельных состава преступления:

статья 272 - "Неправомерный доступ к компьютерной информации";

статья 273 - "Создание, использование и распространение вредоносных программ для

ЭВМ";

статья 274 - "Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ и их сети".

Предварительное следствие по уголовным делам, предусмотренным этими статьями, в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством проводится следователями органов прокуратуры, внутренних дел и Федеральной службы безопасности РФ.

Непосредственным объектом любого компьютерного преступления является чужая собственность на информацию, технические и программные средства компьютеризации информационных процессов.

Объективная сторона большинства компьютерных преступлений выражается в тех или иных действиях. Неправомерное проникновение в компьютерную систему, нелегальное копирование программного обеспечения, баз данных, распространение «вирусных» программ требует определенных физических усилий, и лишь такое преступление, как нарушение правил эксплуатации ЭВМ может быть осуществлено в форме бездействия.

Субъектом любого из рассматриваемых преступлений может быть вменяемое лицо не моложе 16 лет. По данным исследований основную массу компьютерных преступлений совершают лица в возрасте от 14 до 45 лет, главным образом мужчины.

С субъективной стороны компьютерные преступления являются умышленными. В процессе юридической квалификации следует различать отношение субъекта к уголовно наказуемому действию или бездействию и вызванным им последствиям. Здесь существует форма двойной вины: умышленной, например, по отношению к проникновению в компьютерную систему, и неосторожной относительно вредных последствий преступной акции.

Компьютерные преступления подразделяются на два вида: в первом случае компоненты компьютерной техники являются предметами преступных посягательств, а во втором - они играют роль орудий, с помощью которых осуществляются хищения и мошенничество.

Существуют статьи, которые тоже применяются, помимо главы 28, в судебном делопроизводстве при компьютерных преступлениях, а именно статьи главы 21 "Преступления против собственности" Уголовного кодекса РФ; статьи 138, 158, 159, 165, 140, 237, 287 УК РФ.