Взаимодействие и взаимоотношения бухгалтерской службы с внешними и внутренними пользователями бухгалтерской информацией.
Современную систему управления организацией отличает довольно сложная информационная система. Это связано, прежде всего, с обилием внешних и внутренних информационных потоков, разнообразием видов информации, циркулирующей в системе управления. По оценкам специалистов, в общей совокупности экономической информации этой системы более половины всего ее объема составляют данные бухгалтерского учета.
Специфической особенностью бухгалтерской информации по сравнению с другими видами экономической информации является разнообразие ее пользователей.
Бухгалтерская информация в зависимости от того, кому она предназначена, может носить характер:
- информационный;
- контрольный;
- аналитический.
Бухгалтерская информационная система представляет собой подсистему комплексной информационной системы управления предприятием и занимает в ней центральное место.
Место и роль бухгалтерской информационной системы в системе управления обусловлены следующим:
- обязательность ведения бухгалтерского учета для всех предприятий независимо от их вида, формы собственности и подчиненности;
- обязанность предприятий регулярно и своевременно предоставлять бухгалтерскую отчетность в налоговые органы;
- бухгалтерский учет - наиболее формализованная задача в системе управления предприятием;
- относительная простота создания алгоритмов, описывающих процессы бухгалтерского учета.
Бухгалтерская информационная система в соответствии с определенным выше составом пользователей ее информации взаимодействует с другими информационными системами как внутри предприятия (рис. ), так и за его пределами (рис. ).
Рисунок – Бухгалтерская информационная система в комплексной системе управления предприятием
Рисунок – Информационная взаимосвязь бухгалтерской системы с информационными системами внешних пользователей
Например, рассмотрим роль справочно-правовой системы (СПС) в профессиональной деятельности бухгалтера. В последнее время СПС стали удобным инструментом для работы бухгалтера с законодательством. СПС, помимо полного набора правовой информации, предлагают бухгалтеру разъяснения специалистов по правовым вопросам, так называемые системы поддержки принятия решений.
Компания «Гарант» предлагает бухгалтеру следующие элементы СПС:
- налоги, бухгалтерский учет, предпринимательство;
- вопросы и ответы по налогам и бухгалтерскому учету;
- законодательство России;
- формы правовых документов;
- электронный помощник бухгалтера;
- календарь бухгалтера.
Разумеется, СПС не избавят бухгалтера предприятия от всех стоящих перед ним проблем, но помогут решить многие из них. СПС дают возможность бухгалтеру своевременно получать правовую информацию, изучать бухгалтерский учет на чужих ошибках, использовать накопленный опыт коллег, помогают грамотно организовать учет и избежать собственных досадных промахов.
Взаимодействие и взаимоотношения бухгалтерской службы с работодателями, собственниками, персоналом предприятия, государственными органами, кредиторами и инвесторами повышают уровень требований к профессиональной компетентности бухгалтера. Бухгалтер теперь должен не только владеть теорией и практикой бухгалтерского учета, но и иметь навыки работы в конкретной бухгалтерской информационной системе, уметь подготовить информацию для внешних пользователей.
Одной из основных внешних информационных систем является система налоговых органов. До 1994 г. в налоговых инспекциях не было единообразия в программном обеспечении информационных систем. Для осуществления управления подразделениями по заказу Министерства РФ по налогам и сборам была создана информационная система «Налог». В рамках ИС «Налог» разработано программное обеспечение типовых задач налоговых инспекций, а также основных задач для регионального уровня.
Между информационной системой «Налог» и бухгалтерской информационной системой имеется тесная информационная связь. Современные технические и программные средства передачи данных по каналам связи позволяют освободить бухгалтера и налогового инспектора от ежеквартальной личной встречи в налоговой инспекции. Общение потребуется только в случае обнаружения инспектором ошибок, нарушений, нестыковок и т.п. в отчетности бухгалтера. Однако до практической реализации электронного обмена между предприятиями и налоговыми инспекциями требуются серьезные финансовые вложения в масштабе России для технического переоснащения всех налоговых инспекций страны.
Другой внешней системой является информационная система Пенсионного фонда России. Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» вступил в силу 1 января 1997 г. на всей территории РФ. Для обеспечения соблюдения действующего законодательства, создания мотивации к полной уплате страховых, пенсионных взносов, налаживания контроля за правильным назначением пенсий и учета трудового вклада граждан в Пенсионном фонде России была разработана Система индивидуального (персонифицированного) учета (СПУ) данных о населении.
Для организации информационного взаимодействия между информационной системой ПФР и бухгалтерскими информационными системами предприятий разработаны специальные программные комплексы, с помощью которых в бухгалтериях предприятий подготавливается на магнитных носителях (дискетах) информация, необходимая ПФР. В качестве примера можно привести Программный комплекс фирмы «Оазис»,распространенный в г. Москве.
Информационные системы Федерального Казначейства тесно взаимодействуют с бухгалтерскими службами бюджетных организаций. В настоящее время в большинстве органов Федерального Казначейства для учета доходов федерального бюджета и распределения регулирующих налогов между бюджетами различных уровней применяется централизованно разработанный программный комплекс «Казна».
Учет расходов федерального бюджета с лицевых счетов получателей средств, открываемых в отделениях Федерального Казначейства, обеспечивает использование программных комплексов «Смета-W» и «Смета-F».
Наиболее широкое применение в Госкомстате РФ получил программный комплекс «Форма». Этот комплекс позволяет осуществлять ввод, контроль и запись первичных статистических отчетов, формирование сводных итогов и печать сводных отчетов. Кроме этого программного комплекса, при решении регламентных задач на региональном и районном уровне системы Госкомстата РФ наиболее массовое распространение получило автоматизированное рабочее место АРМ «Пермстат». Это АРМ предназначено для обработки первичной отчетности различной периодичности и подготовки сводной информации, которая может быть выведена на печать, записана на магнитные носители, передана в виде файла по каналам связи на вышестоящие уровни системы Госкомстата России и в органы управления.