Состав и информационные задачи бухгалтерской отчетности.
Основными нормативными документами, регулирующими бухгалтерскую отчетность, являются Федеральный закон «О бухгалтерском учете», Положение по бухгалтерскому учету от 6 июля 1999 г. № 43н «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ4/99, Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ.
Содержание бухгалтерской отчетности представляет собой комплекс показателей, связанных между собой как логически, так и информационно. Процесс реформирования современной российской отчетности направлен на приближение ее к международным стандартам финансовой отчетности. С переходом к рыночной экономике изменился состав и содержание бухгалтерской отчетности, которая в настоящее время состоит из следующих типовых форм:
- бухгалтерского баланса - форма № 1;
- отчета о прибылях и убытках - форма № 2;
- отчета об изменении капитала - форма № 3;
- отчета о движении денежных средств - форма № 4;
- приложения к бухгалтерскому балансу - форма № 5;
- отчета о целевом использовании полученных средств - форма № 6 (годовая) - для общественных организаций (объединений);
- пояснительной записки к годовому отчету;
- итоговой части аудиторского заключения, выданного по результатам обязательного по законодательству РФ аудита бухгалтерской отчетности.
Каждая из приведенных форм отчетности при экономическом анализе выполняет отдельную, возложенную на нее информационную задачу (рис. 6).
Система показателей бухгалтерской отчетности, сформированная исходя из концепции сохранения (поддержания) и наращения финансового капитала, основывается на разграничении основных элементов: активов, капитала, обязательств, доходов, расходов, прибылей и убытков.
Активы (экономические ресурсы) - доходообразуюшее имущество, контроль над которым организация получила в результате ведения своей деятельности.
Капитал (собственный капитал) - часть финансовых ресурсов, внесенных первоначально в виде уставного капитала и в результате реинвестирования прибыли в течение всего периода деятельности организации с момента учреждения в целях получения будущих доходов.
Обязательства (заемный капитал) - часть привлеченных организацией финансовых ресурсов в виде безусловно признаваемых организацией экономических требований к ее имуществу.
Рисунок - Состав и информационные задачи бухгалтерской отчетности
Доход - увеличение экономических выгод в результате поступления активов и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала организации за исключением вкладов участников (собственников имущества).
Расход - уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).
Убыток - уменьшение стоимости собственного капитала в результате хозяйственной деятельности организации.
Прибыль - прирост (увеличение) собственного капитала в результате хозяйственной деятельности организации.
Форма № 1 «Бухгалтерский баланс» служит основным источником информации для обширного круга пользователей. Согласно ст. 48 ГК РФ баланс является одним из признаков юридического лица, т.е. выполняет экономико-правовую функцию, обеспечивая реализацию одного из принципов бухгалтерского учета - имущественную обособленность хозяйствующего субъекта. По бухгалтерскому балансу определяют конечный финансовый результат работы организации в виде наращения собственного капитала за отчетный период. В зарубежной практике бухгалтерский баланс называют отчетом о финансовом состоянии организации. Баланс включает в себя 5 разделов:
1) внеоборотные активы;
2) оборотные активы;
3) капитал и резервы;
4) долгосрочные обязательства;
5) краткосрочные обязательства.
Каждый раздел состоит из подразделов и конкретных статей.
Первый и второй разделы — это актив бухгалтерского баланса. В него входят статьи, которые отражают определенные группы элементов хозяйственных средств, объединенные в зависимости от стадий их кругооборота. В отечественной практике статьи актива размещаются в балансе по степени возрастания ликвидности (подвижности имущества), т.е. в прямой зависимости от того, с какой скоростью данная часть имущества приобретает денежную форму.
Третий, четвертый и пятый разделы формы № 1 - это пассив баланса, который показывает, во-первых, какая величина средств (капитала) вложена в хозяйственную деятельность организации и, во-вторых, кто и в какой форме участвовал в создании имущественной массы. Статьи пассива баланса группируются и располагаются по возрастанию степени срочности погашения обязательств.
Правильно построенный бухгалтерский баланс означает:
- полный охват хозяйственных процессов организации;
- надлежащую группировку хозяйственных явлений;
- изучение связей между явлениями на основе правильной корреспонденции счетов, что позволяет анализировать финансово-хозяйственную деятельность и движение имущественных средств организации.
В соответствии с требованиями международных стандартов баланс должен составляться таким образом, чтобы была видна:
- структура капитала для получения информации о финансовых источниках формирования активов (аспект финансирования);
- структура имущества для получения информации о ликвидности предприятия (аспект инвестирования);
- структура капитала и имущества во взаимосвязи для получения информации о платежеспособности предприятия.
Анализ бухгалтерского баланса может проводиться следующими способами:
- непосредственно по балансу без предварительного изменения состава балансовых статей;
- на основе сравнительного аналитического баланса путем уплотнения некоторых однородных по составу элементов балансовых статей;
- с учетом корректировки баланса на индекс инфляции с последующим агрегированием статей в необходимых аналитических разрезах.
Проведение анализа непосредственно по балансу - дело довольно трудоемкое и неэффективное, так как слишком большое количество показателей не позволяет выявить главные тенденции в финансовом состоянии организации. Действующая сегодня отчетная форма в отдельных случаях относит синтетические счета к разделам баланса недостаточно корректно. Согласно нормативным документам баланс в настоящее время составляется в нетто-оценке, поэтому перед проведением анализа финансового состояния необходимо сформировать удобный и пригодный для него аналитический баланс. Один из разработчиков теории балансоведения Н.А. Блатов рекомендовал исследовать структуру и динамику финансового состояния предприятия при помощи сравнительного аналитического баланса, который получают из исходного бухгалтерского баланса путем уплотнения отдельных статей и дополнения его показателями структуры, динамики и структурной динамики с учетом рекомендаций по его преобразованию. Он полезен тем, что сводит воедино и систематизирует те расчеты, которые обычно осуществляет аналитик.
Приказом Минфина РФ от 22 июля 2003 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности в организации» рекомендована следующая последовательность составления сравнительного аналитического баланса на основе формы № 1 «Бухгалтерский баланс»:
ШАГ 1 - проверка соответствия статей баланса нетто-оценке согласно требованиям п. 35 ПБУ 4/99, где отмечено: «бухгалтерский баланс должен включать числовые показатели в нетто-оценке, то есть за минусом регулирующих величин, которые должны раскрываться в пояснениях», что позволит обеспечить реальность статей баланса до проведения анализа;
ШАГ 2 - дополнительная очистка баланса от имеющихся в нем регулирующих статей для уточнения валюты баланса;
ШАГ 3 - агрегирование однородных статей баланса, их перекомпоновка.
Предлагаемый вариант аналитического баланса построен с учетом агрегирования статей по их однородности исходя из цели получения необходимых данных для расчета показателей финансового состояния организации. Форма и содержание его охватывают наиболее существенные показатели, характеризующие статику и динамику финансового состояния организации, что весьма важно для проведения анализа.
Форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках» имеет очень важное значение, т.к. в ней содержатся все необходимые сведения о финансовых результатах деятельности организации в целом и суммы, их составляющие. В отчете данные о доходах, расходах и финансовых результатах представляются нарастающим итогом с начала года до отчетной даты (в данном случае — до конца года).
Ввиду нестабильной экономической ситуации в России использование статей «чрезвычайные доходы» и «чрезвычайные расходы» (их не было в ранее используемой форме № 2) позволит оценить риск, которому подвержена организация, а также даст возможность определить степень и характер влияния чрезвычайных событий на финансовые результаты экономического субъекта. Произошедшие изменения в отчете о прибылях и убытках позволят проводить более полный анализ финансовых результатов деятельности организации, что в большей мере отвечает потребностям пользователей.
Все данные, формирующие финансовые результаты, показываются нарастающим итогом с начала года до отчетной даты и за аналогичный период прошлого года.
Форма № 3 «Отчет об изменениях капитала» отражает данные о движении собственного капитала, фондов и резервов, содержит показатель чистых активов. Он позволяет оценить происходящие изменения (остатками на начало и конец года, приток и изъятие капитала) в собственном капитале и представляет интерес с точки зрения характеристики его надежности и оценки риска, а также изменения финансового положения собственника.
Форма № 4 «Отчет о движении денежных средств» должен отражать сведения о потоках денежных средств в наличной и безналичной формах, с учетом их остатков на начало и конец отчетного периода в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.
В форме № 4 отражаются данные о движении денежных средств организации, учитываемых на счетах 50, 51, 52 и 55. Отчет о движении денежных средств составляется в рублях.
Форма № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» содержит информацию о движении заемных средств, дебиторской и кредиторской задолженности, амортизируемом имуществе, финансовых вложениях, расходах организации и т.д., что дает возможность провести подробный финансовый анализ.
Форма № 6 «Отчет о целевом использовании полученных средств» составляют, как правило, некоммерческие организации. В этой форме дается подробная расшифровка поступления средств на содержание организации и их расходование по конкретным направлениям. Все данные приводятся за отчетный год и для сравнения — за предыдущий год.
Отчет включает в себя 4 раздела:
1) остаток средств на начало года;
2) поступление средств;
3) использование средств;
4) остаток средств на конец отчетного года.
Пояснительная записка к годовому отчету является обязательной составной частью типовых форм годового отчета, в ней объясняется наиболее существенная информация, содержащаяся в формах годовой отчетности. Здесь приводятся краткая характеристика деятельности организации, основные показатели деятельности и факторы, повлиявшие на хозяйственные и финансовые результаты деятельности организации, а также решения по итогам рассмотрения годовой бухгалтерской отчетности и распределения прибыли, остающейся в распоряжении организации, т.е. соответствующая финансовая информация, полезная для получения более полной и объективной картины об имущественном и финансовом положении организации.
Аудиторское заключение является гарантией соответствия бухгалтерской отчетности установленным требованиям, что способствует уменьшению риска, связанного с принятием решения.
Все организации, за исключением бюджетных, в обязательном порядке представляют годовую и квартальную отчетность:
- участникам или собственникам их имущества;
- налоговым органам;
- территориальным органам государственной статистики по месту регистрации.
Другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством РФ.
Годовая бухгалтерская отчетность должна быть представлена в течение 90 дней по окончании года, а квартальная — не позднее 30 дней по окончании отчетного периода.
В пределах указанных сроков конкретная дата представления бухгалтерской отчетности устанавливается учредителями организации или общим собранием.
Бюджетные организации представляют месячную, квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность вышестоящему органу в установленные им сроки, а организация, состоящая на федеральном бюджете, месячную отчетность представляет также территориальному органу федерального казначейства.
День представления организацией бухгалтерской отчетности определяется по дате ее почтового отправления или дате фактической передачи по принадлежности.
Годовая бухгалтерская отчетность организации (кроме бюджетных) является открытой для заинтересованных пользователей: банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и других, — которые могут знакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью и получать ее копии с возмещением затрат на копирование.
В случаях, предусмотренных законодательством РФ, организация публикует бухгалтерскую отчетность и итоговую часть аудиторского заключения.