Оценка качества информации в финансовой отчетности.

В современных условиях большое значение уделяется расширению и открытости, доступности и публичности информации. В рыночной экономике круг пользователей бухгалтерской отчетности значительно шире, а соответственно меняются требования и подходы к ее составлению. Финансовая отчетность является средством взаимодействия хозяйствующего субъекта с рынком, а в целях большей эффективности рынок в лице внешних пользователей должен располагать соответствующей информацией о деятельности субъекта хозяйствования. Для создания рационального потока информации в условиях рынка необходимо опираться на ряд ее качественных характеристик, среди которых для принятия управленческих решений наибольшее значение имеет полезность, критериями которой являются:

- достоверность информации - определяется ее правдивостью и нейтральностью, преобладанием экономического содержания над юридической формой, возможностью проверки, документальной обоснованностью, прозрачностью, от нее зависит правильность выводов и решений пользователей;

- правдивость - означает, что информация не содержит ошибок и пристрастных оценок, а также не фальсифицирует событии хозяйственной жизни;

- нейтральность - предполагает, что отчетность не делает акцента на удовлетворение интересов одной группы пользователей в ущерб другой;

- уместность (релевантность) - означает, что она значима и оказывает влияние на решение, принимаемое пользователем;

- своевременность - означает, что отчетность должна содержать наиболее значимые данные, которыми можно располагать в нужный момент, так как несвоевременная информация не имеет большого практического значения;

- понятность - означает, что пользователи могут понять содержание отчетности без специальной профессиональной подготовки, так как если информация отличается высокой степенью сложности или изложение непонятно для пользователей, то цель представления данных отчетности не достигается;

- сопоставимость - требует, чтобы данные о деятельности организации были сравнимы за разные периоды времени в целях определения тенденций ее развития, а также с аналогичной информацией фирм-конкурентов.

Информация может быть недостаточной или избыточной для пользователя, в связи с чем вводится понятие «существенная ин­формация», что отражено в ПБУ 1/98 (критерием существенности может быть как общеустановленный порог существенности не ме­нее 5% от общего итога соответствующих данных, так и иной обос­нованный критерий).

Качественная характеристика учетной информации представле­на на рис.

В международных и российских документах сформулированы качественные характеристики информации. Основное требование к учетной информации содержится в ПБУ 4/99: она должна давать «достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменени­ях в ее финансовом положении».