Концептуальные основы реформирования бухгалтерского учета и отчетности в РФ.

В целях приведения национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и МСФО реформирование проводится по следующим направлениям:

- совершенствование нормативного регулирования;

- формирование нормативной базы (стандарты);

- методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии);

- кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышения квалификации специалистов);

- международное сотрудничество.

Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Россий­ской Федерации на среднесрочную перспективу, разработанная по решению Правительства Российской Федерации и одобренная Прика­зом Минфина России от 1 июля 2004 г. № 180, представляет собой новый этап реформирования отечественного бух­галтерского учета с целью его адаптации к условиям рыночной эконо­мики и Международным стандартам финансовой отчетности. Она направлена на повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, и обеспечение гарантированного доступа к ней заинтересованным пользователям.

В разделе 1 «Необходимость дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности» Концепции сказано, в бухгалтерском учете и отчетности имеются серьезные проблемы, которые проявляются:

- в отсутствии официального статуса бухгалтерской отчетности, составляемой по МСФО, а также необходимой инфраструкту­ры применения МСФО;

- в формальном подходе регулирующих органов и хозяйствую­щих субъектов ко многим категориям, принципам и требова­ниям бухгалтерского учета и отчетности, отвечающим услови­ям рыночной экономики;

- в неоправданно высоких затратах хозяйствующих субъектов на подготовку консолидированной финансовой отчетности по МСФО путем трансформации бухгалтерской отчетности, под­готовленной по российским правилам;

- в значительном административном бремени хозяйствующих субъ­ектов по представлению избыточной отчетности органам государ­ственной власти, атакже излишних затратах из-за необходимости параллельно с бухгалтерским учетом вести налоговый учет;

- в слабости системы контроля качества бухгалтерской отчетно­сти, в том числе в невысоком качестве аудита бухгалтерской отчетности;

- в недостаточности участия профессиональных общественных объединений, пользователей бухгалтерской отчетности, в регулиро­вании бухгалтерского учета и отчетности, а также в развитии бухгалтерской и аудиторской профессии;

- в низком уровне профессиональной подготовки большей час­ти бухгалтеров и аудиторов, недостаточности навыков использования информации, подготовленной по МСФО.

Сложившаяся система бухгалтерского учета и отчетности не обеспечивает в полной мере надлежащее качество и надежность информации, существенно ограничива­ет возможности полезного использования этой информации.

Раздел 2 «Цель и основные направления дальнейшего развития бухгал­терского учета и отчетности» Концепции определяет основные направления дальнейшее развитие бухгалтерского учета и отчетности:

1) повышение качества информации, формируемой в бухгалтер­ском учете и отчетности;

2) создание инфраструктуры применения МСФО;

3) изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;

4) усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;

5) существенное повышение квалификации специалистов, заня­тых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгал­терской отчетности.

В разделе 3 «Этапы развития бухгалтерского учета и отчетности в среднесрочной перспективе» указано два основных этапа реа­лизации Концепции:

1) 2004-2007 гг. Обязательный перевод на МСФО консолиди­рованной финансовой отчетности общественно значимых хозяйст­вующих субъектов (ОАО и другие организации, имеющие публично размещаемые или обращаемые ценные бумаги, финансовые организации, работающие со средствами физических и юридических лиц), кроме тех, чьи ценные бумаги обращаются на фондовых рынках других стран и которые составляют такую отчет­ность по иным международно признаваемым стандартам. Утвержде­ние основного комплекта российских стандартов индивидуальной бухгалтерской отчетности на основе МСФО. Создание основных элементов инфраструктуры применения МСФО. Сближение правил налогово­го учета с правилами бухгалтерского учета. Совершенствование системы подготовки и повышения квалификации кадров. Развитие междуна­родного сотрудничества в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;

2) 2008-2010 гг. Обязательный перевод на МСФО консолиди­рованной финансовой отчетности других хозяйствующих субъектов, включая общественно значимые, ценные бумаги которых обраща­ются на фондовых рынках других стран и которые составляют та­кую отчетность по иным международно признаваемым стандартам. Оценка возможности составления определенным кругом хозяйст­вующих субъектов индивидуальной бухгалтерской отчетности непо­средственно по МСФО (вместо российских стандартов). Укрепле­ние и расширение сферы деятельности специального органа в рамках системы утверждения (одобрения) стандартов бухгалтерско­го учета и отчетности. Развитие системы контроля обеспечения хозяйствующими субъектами публичности бухгалтерской отчетно­сти.