Концептуальные основы реформирования бухгалтерского учета и отчетности в РФ.
В целях приведения национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и МСФО реформирование проводится по следующим направлениям:
- совершенствование нормативного регулирования;
- формирование нормативной базы (стандарты);
- методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии);
- кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышения квалификации специалистов);
- международное сотрудничество.
Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, разработанная по решению Правительства Российской Федерации и одобренная Приказом Минфина России от 1 июля 2004 г. № 180, представляет собой новый этап реформирования отечественного бухгалтерского учета с целью его адаптации к условиям рыночной экономики и Международным стандартам финансовой отчетности. Она направлена на повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, и обеспечение гарантированного доступа к ней заинтересованным пользователям.
В разделе 1 «Необходимость дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности» Концепции сказано, в бухгалтерском учете и отчетности имеются серьезные проблемы, которые проявляются:
- в отсутствии официального статуса бухгалтерской отчетности, составляемой по МСФО, а также необходимой инфраструктуры применения МСФО;
- в формальном подходе регулирующих органов и хозяйствующих субъектов ко многим категориям, принципам и требованиям бухгалтерского учета и отчетности, отвечающим условиям рыночной экономики;
- в неоправданно высоких затратах хозяйствующих субъектов на подготовку консолидированной финансовой отчетности по МСФО путем трансформации бухгалтерской отчетности, подготовленной по российским правилам;
- в значительном административном бремени хозяйствующих субъектов по представлению избыточной отчетности органам государственной власти, атакже излишних затратах из-за необходимости параллельно с бухгалтерским учетом вести налоговый учет;
- в слабости системы контроля качества бухгалтерской отчетности, в том числе в невысоком качестве аудита бухгалтерской отчетности;
- в недостаточности участия профессиональных общественных объединений, пользователей бухгалтерской отчетности, в регулировании бухгалтерского учета и отчетности, а также в развитии бухгалтерской и аудиторской профессии;
- в низком уровне профессиональной подготовки большей части бухгалтеров и аудиторов, недостаточности навыков использования информации, подготовленной по МСФО.
Сложившаяся система бухгалтерского учета и отчетности не обеспечивает в полной мере надлежащее качество и надежность информации, существенно ограничивает возможности полезного использования этой информации.
Раздел 2 «Цель и основные направления дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности» Концепции определяет основные направления дальнейшее развитие бухгалтерского учета и отчетности:
1) повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;
2) создание инфраструктуры применения МСФО;
3) изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;
4) усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;
5) существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.
В разделе 3 «Этапы развития бухгалтерского учета и отчетности в среднесрочной перспективе» указано два основных этапа реализации Концепции:
1) 2004-2007 гг. Обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности общественно значимых хозяйствующих субъектов (ОАО и другие организации, имеющие публично размещаемые или обращаемые ценные бумаги, финансовые организации, работающие со средствами физических и юридических лиц), кроме тех, чьи ценные бумаги обращаются на фондовых рынках других стран и которые составляют такую отчетность по иным международно признаваемым стандартам. Утверждение основного комплекта российских стандартов индивидуальной бухгалтерской отчетности на основе МСФО. Создание основных элементов инфраструктуры применения МСФО. Сближение правил налогового учета с правилами бухгалтерского учета. Совершенствование системы подготовки и повышения квалификации кадров. Развитие международного сотрудничества в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
2) 2008-2010 гг. Обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности других хозяйствующих субъектов, включая общественно значимые, ценные бумаги которых обращаются на фондовых рынках других стран и которые составляют такую отчетность по иным международно признаваемым стандартам. Оценка возможности составления определенным кругом хозяйствующих субъектов индивидуальной бухгалтерской отчетности непосредственно по МСФО (вместо российских стандартов). Укрепление и расширение сферы деятельности специального органа в рамках системы утверждения (одобрения) стандартов бухгалтерского учета и отчетности. Развитие системы контроля обеспечения хозяйствующими субъектами публичности бухгалтерской отчетности.