Правовой статус бухгалтерской службы, ее место в структуре управления организацией.

 

Од­ной из составляющих системы управления хозяйствующим субъек­том является подсистема бухгалтерского учета, выделяющая в своей структуре финансовый, управленческий и налоговый (рис. 1).

Правовой статус бухгалтерской службы регулируется норма­тивными документами, организационно-правовой формой и общей структурой управления организацией.

Организация для осуществления постановки бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами Министерства финансов РФ и органов, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, самостоятельно формирует свою учетную политику, исходя из своей структуры, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности. (Согласно п.3 ст.8 и ст.6 Закона РФ «О бухгалтерском учете», организация непрерывно, с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации ведет бухгалтерский учет).

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
обеспечивает информацией на основе первичной учетной документации

Финансовый учет Налоговый учет Управленческий учет
Отражает состоя­ние имущества, обязательств, капи­тала и финансо­вых результатов деятельности орга­низации в едином денежном выраже­нии, на основе двойной записи с целью формиро­вания отчетности различных видов и установленных форм Группирует информацию по объектам налогооб­ложения: · стоимости имущества - налог на имущество; · поступивших и опла­ченных материальных активов; · принятых работ, полу­ченных услуг - НДС; · выручки - НДС, акциз; · прибыли - налог на прибыль и т.п.; · фонда оплаты труда - отчисления ЕСН Использует все доступные спо­собы получения информации (факс, телефон, личная беседа и прочие) в различных измерите­лях по различным хозяйствен­ным процессам и фактам с целью управления или контроля за результатами, анализом отк­лонений от норм и смет, созда­нием базы для корректировки бизнес-плана. Чаще всего его выполняют данные аналитического учета, особенно в части управления процессом производства и формирования годового исполнительного органа организации

Рис. 1. - Схема бухгалтерской информации по видам учета

Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации.

Руководитель организации может в зависимости от объема учетной работы:

1. Учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером.

2. Ввести в штат должность бухгалтера.

3. Передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту.

4. Вести бухгалтерский учет лично.

Количество работников бухгалтерии и число рабочих мест определяются масштабом организации, количеством одновременно осуществляемых видов предпринимательской деятельности и объемом бухгалтерской информации по каждому направлению.

В организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность по выпуску продукции или занимающейся торговой деятельностью, бухгалтерской службой должны выполняться операции:

1. Кассовые.

2. Расчеты с работниками по оплате труда.

3. Материально-производственных запасов.

4. Расчеты с поставщиками и подрядчиками.

5. Расчеты с покупателями и заказчиками.

6. Расчеты с бюджетом по налогам и сборам.

7. Учет производственных затрат и издержек обращения (в торговых организациях).

Если объем работ на участке является значительным, вместо 1-го рабочего места создается группа, в которой заняты от 2 и более работников.

Если организация осуществляет валютные операции, целесообразно организовать отдельное рабочее место, бухгалтер, который будет заниматься исключительно этими операциями. При этом следует иметь в виду, что для проведения операций с наличной валютой обособленная касса создаваться не может – все операции с наличными деньгами должны производиться в одной кассе.

В некоторых крупных организациях (например, в торговых холдингах) в штат бухгалтерии вводится должность бухгалтера-ревизора, который подчиняется непосредственно главному бухгалтеру.

Группа для формирования отчетности (включая статистическую и налоговую), как правило, не создается, так как практически не может работать постоянно, а только в периоды подготовки годовой и промежуточной отчетности. В крупных организациях практикуется разработка и утверждение внутреннего распорядительного документа, в котором определяются объем работ по подготовке отчетных данных, сроки выполнения работ и ответственный за выполнение по каждому рабочему месту или группе бухгалтерских работников.

При необходимости в штат бухгалтерии может вводится должность заместителя главного бухгалтера, через которого осуществляется взаимодействие главного бухгалтера с работниками и группами.

Функции, выполняемые бухгалтерскими службами, прямо вытекают из задач бухгалтерского учета, определяемых законом «О бухгалтерском учете». Они состоят из:

1. Ведение бухгалтерского учета в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.

2. Организация документооборота и обмена данными бухгалтерского учета и отчетности с целью обеспечения информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ.

3. Оперативный и систематический анализ данных бухгалтерского учета и отчетности с целью выявления внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Кроме того, в обязанности бухгалтерских служб входит:

1. Контроль за правильным и экономным расходованием денежных средств, материальных и трудовых ресурсов.

2. Обеспечение сохранности денежных средств в процессе их получения, хранения и использования.

3. Контроль за сохранностью материальных ценностей в местах хранения и эксплуатации.

4. Формирование рациональной схемы документооборота со структурными подразделениями организации, выделенными на обособленный баланс.

5. Начисление и выплата в установленные сроки оплаты труда работникам, проведение расчетов с работниками по иным основаниям.

6. Своевременное проведение расчетов, возникающих в процессе осуществления предпринимательской деятельности.

7. Своевременное проведение расчетов с налоговыми органами.

8. Участие в проведении инвентаризации имущества и финансовых обязательств, своевременное и правильное определение результатов инвентаризации и отражение их в учете.

9. Проведение инструктажа материально-ответственных лиц по вопросам учета и сохранности ценностей, находящихся на их ответственном хранении.

10. Широкое применение современных средств автоматизации при выполнении учетно-вычислительных работ.

11. Составление и представление в установленном порядке и в предусмотренные сроки бухгалтерской и налоговой отчетности.

12. Ведение массива нормативных и других документов по вопросам учета и отчетности, относящихся к компетенции бухгалтерских служб.

13. Хранение документов в соответствии с правилами организации государственного архивного дела.

Основные права и обязанности главного бухгалтера определены ст.7 Закона «О бухгалтерском учете».

Главный бухгалтер назначается и освобождается от должности руководителем предприятия.

Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю предприятия и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству РФ, контроль за движением имущества и выполнением обязательств. Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны применяться к исполнению.

В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия таких операций.

На должность главного бухгалтера обычно принимается лицо с высшим экономическим образованием, желательно, чтобы это лицо прошло аттестацию на звание профессионального бухгалтера.

Прием и сдача дел при назначении и освобождении главного бухгалтера оформляются актом после проверки бухгалтерского учета и отчетности.

На время отсутствия главного бухгалтера (командировка, отпуск, болезнь) права и обязанности главного бухгалтера переходят к его заместителю, а при отсутствии последнего – к другому должностному лицу, о чем объявляется приказом по организации.

Обязанности главного бухгалтера. Главный бухгалтер обязан обеспечить:

1. Широкое использование современных средств механизации и автоматизации учетных работ, прогрессивных форм и методов бухгалтерского учета.

2. Полный учет поступающих денежных средств, ТМЦ и основных средств, а также своевременное отражение в бухгалтерском учете операций, связанных с их движением.

3. Достоверный учет издержек производства и обращения, исполнения смет расходов, реализации продукции, выполнения строительно-монтажных и других работ, составление экономически обоснованных отчетных калькуляций себестоимости продукции, работ, услуг.

4. Точный учет результатов хозяйственно-финансовой деятельности организации в соответствии с установленными правилами.

5. Правильное начисление и своевременное перечисление платежей в государственный бюджет, взносов на государственное и социальное страхование; погашение в установленные сроки задолженности банкам по ссудам; отчисление средств в фонды и резервы.

6. Участие в работе юридических служб по оформлению материалов по недостачам и хищениям денежных средств и ТМЦ и контроль за передачей в надлежащих случаях этих материалов в судебные и следственные органы, а при отсутствии юридических служб – непосредственное осуществление этих функций.

7. Проверку организации бухгалтерского учета и отчетности в производственных единицах, производствах и хозяйствах, выделенных на отдельный баланс, своевременный инструктаж работников по вопросам бухгалтерского учета, контроля, отчетности и экономического анализа.

8. Составление достоверной бухгалтерской отчетности на основе первичных документов и бухгалтерских записей, представление ее в установленные сроки соответствующим органам.

9. Осуществление экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности организации по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, предупреждения потерь и непроизводственных расходов.

10. Активное участие работников бухгалтерского учета в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на соблюдение государственной дисциплины и укрепление хозяйственного расчета.

11. Своевременное проведение совместно с другими подразделениями и службами в производственных единицах, а также в производствах и хозяйствах, выделенных на отдельный баланс, и подготовку предложений по улучшению их работы.

12. Сохранность бухгалтерских документов, оформление и передачу их в архив и т. д.

Главный бухгалтер обязан активно участвовать в подготовке мероприятий, предупреждающих образование недостач и незаконное расходование денежных средств и товарно-материальных ценностей, нарушения финансового и хозяйственного законодательства.

В случае обнаружения незаконных действий должностных лиц главный бухгалтер докладывает об этом руководителю организации для принятия мер.

Документы, служащие основанием для приемки и выдачи денежных средств и ТМЦ, а также кредитные и расчетные обязательства подписываются руководителем организации и главным бухгалтером.

Предоставление права подписания документов другим лицам должно быть оформлено приказом по организации.

Указанные документы без подписи главного бухгалтера считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению материально-ответственными лицами и работниками бухгалтерии данной организации.

Главному бухгалтеру запрещается принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, которые противоречат законодательству и установленному порядку приемки, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных ценностей.

Главный бухгалтер устанавливает служебные обязанности для подчиненных ему работников с тем, чтобы каждый работник знал круг своих обязанностей и нес ответственность за их выполнение.

Требования главного бухгалтера в части порядка оформления операций и представления необходимых документов и сведений являются обязательными для всех подразделений и служб организации.

За невыполнение или нарушение указаний главного бухгалтера виновные могут лишаться по распоряжению руководителя организации премий полностью или частично, а в необходимых случаях привлекаться к ответственности в установленном законом порядке.

За несвоевременное, недоброкачественное оформление и составление документов, задержку передачи их для отражения в бухгалтерском учете и отчетности, за недостоверность содержащихся в документах данных, а также за составление документов, отражающих незаконные операции, ответственность несут должностные лица, составившие и подписавшие эти документы. Списки должностных лиц, на которых возлагается обязанность составления первичных документов и которым предоставляется право их подписи, согласовываются с главным бухгалтером.

Назначение, увольнение и перемещение материально-ответственных лиц (кассиров, заведующих складами и других) производятся по согласованию с главным бухгалтером.

Договоры и соглашения, заключаемые организацией на получение или отпуск товарно-материальных ценностей и на выполнение работ и услуг, а также приказы и распоряжения об установлении работникам должностных окладов, надбавок к заработной плате и о премировании предварительно рассматриваются и визируются главным бухгалтером.

Главный бухгалтер имеет право требовать от руководителей бригад, участков, цехов, отделов и подразделений и служб принятия мер к повышению эффективности использования средств, к усилению сохранности собственности, обеспечению правильной организации бухгалтерского учета и контроля. В частности:

1. Пересмотра завышенных и устаревших норм расхода сырья, материалов, затрат труда и др.

2. Улучшения складского и весоизмерительного хозяйства, надлежащей организации приемки и хранения сырья, материалов и других ценностей, повышения обоснованности их отпуска для нужд производства и управления и др.

По российскому законодательству главный бухгалтер:

1) отвечает за формирование учетной политики, ведение бухгал­терского учета, своевременное представление достоверной бухгал­терской отчетности;

2) обеспечивает контроль за движением имущества и выполнени­ем обязательств организации, соответствие законодательству осуще­ствляемых фактов хозяйственной деятельности;

3) дает всем работникам организации обязательные для выпол­нения указания по документальному оформлению фактов хозяйст­венной деятельности и представлению для учета необходимых до­кументов, отчетов, иных сведений.

Главный бухгалтер несет ответственность:

1. За оформление и обработку документов.

2. За своевременное составление и представление отчетности.

3. За соблюдение кассовой и расчетной дисциплины.

4. За обоснованность и законность списания дебиторской задолженности и других средств организации.

5. За правильное и своевременное проведение инвентаризации ТМЦ и отражение ее результатов на счетах бухгалтерского учета.

6. За своевременное представление материалов для предъявления иска по недостачам, растратам и хищениям.

7. За правильное и своевременное начисление и выдачу заработной платы, премий и других вознаграждений работникам.

8. За правильное составление бухгалтерских справок на закрытие счетов бухгалтерского учета и отражение их в учетных регистрах.

9. За достоверность данных в бухгалтерской отчетности.

Должностные инструкции работников бухгалтерской службы составляются главным бухгалтером и утверждаются руководителем организации. Принятый на работу новый главный бухгалтер имеет право из­менить должностные инструкции в соответствии со своими требо­ваниями.

В штатном расписании должны быть указаны общее количество работников бухгалтерии, наименование должностей, основные обя­занности работников, система оплаты труда и размер заработной платы. Главный бухгалтер должен обоснованно определить количе­ство работников бухгалтерии и степень их квалификации. В даль­нейшем проводится аттестация работников бухгалтерии, по резуль­татам которой работник может быть уволен, переведен на другую должность и т.п.

Требуемое количество бухгалтеров определяется в зависимо­сти от объемов обрабатываемой информации по каждому из объ­ектов учета. Расчеты количества бухгалтеров могут быть сделаны на основе типовых норм времени и норм обслуживания на рабо­ты по бухгалтерскому учету. В соответствии с расчетным количе­ством работников бухгалтерии и формируется ее организацион­ная структура.

Права и обязанности должностных лиц бухгалтерской службы

Общими типовыми обязанностями бухгалтера (кроме бухгалтера-кассира и бухгалтера-ревизора) являются:

1. Выполнение работ по ведению бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций.

2. Участие в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на соблюдение финансовой дисциплины и рациональное использование ресурсов.

3. Прием и контроль первичной документации по соответствующим участкам бухгалтерского учета и подготовка их к счетной обработке.

4. Отражение на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций, связанных с движением основных средств, материально-производственных запасов и денежных средств.

5. Составление отчетных калькуляций себестоимости продукции, выявление источников образования потерь и непроизводительных затрат, подготовка предложений по их предупреждению.

6. Начисление и перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, платежей в банковские учреждения, оплаты труда рабочим и служащим, других выплат и платежей, а также отчисление средств на материальное стимулирование работников предприятия.

7. Обеспечение внутренних и внешних пользователей бухгалтерской отчетности сопоставимой и достоверной бухгалтерской информацией.

8. Участие в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности организации по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, осуществления режима экономии и мероприятий по совершенствованию документооборота, в разработке и внедрении прогрессивных форм и методов бухгалтерского учета на основе применения современных средств вычислительной техники, в проведении инвентаризаций денежных средств и материально-производственных запасов.

9. Подготовка данных по соответствующим участкам бухгалтерского учета для составления бухгалтерской отчетности.

10. Оформление бухгалтерских документов с установленным порядком для передачи в архив.

11. Выполнение работ по формированию, ведению и хранению базы данных бухгалтерской информации, внесение изменений в справочную и нормативную информацию, используемую при обработке данных.

Для этого бухгалтер должен как минимум иметь профессиональное (экономическое) образование.

Обязанности бухгалтера-кассира отличаются от обязанностей других бухгалтерских работников в силу специфики выполняемых им функций.

Бухгалтер-кассир обязан:

1. Осуществлять операции по приему, учету, выдаче и хранению денежных средств и ценных бумаг с обязательным соблюдением правил, обеспечивающих их сохранность.

2. Получать по оформленным документам денежные средства и ценные бумаги в учреждениях банка для выплаты рабочим и служащим заработной платы, премий, оплаты командировочных и других расходов.

3. Вести на основе приходных и расходных кассовых ордеров кассовую книгу, сверять фактическое наличие денежных сумм и ценных бумаг с книжным остатком.

4. Составлять описи ветхих купюр для передачи в учреждениях банка с целью замены на новые.

5. Передавать денежные средства инкассаторам.

6. Составлять кассовую отчетность.

Бухгалтер-кассир должен обладать начальным - профессиональным образованием. Обязательным условием приема на работу является заключение договора о полной материальной ответственности.

Бухгалтер-ревизор обязан:

1. Осуществлять плановые и по специальным заданиям документальные ревизии хозяйственно-финансовой деятельности организации по ведению бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, а также их подразделений, находящихся на самостоятельном балансе.

2. Своевременно оформлять результаты ревизии и представлять их в соответствующие инстанции для принятия необходимых мер.

3. Контролировать достоверность учета поступающих основных средств, материально-производственных запасов и денежных средств, своевременность отражения на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с их движением, правильность расходования материалов, топлива, электроэнергии, денежных средств, соблюдения смет расходов, порядок составления отчетности на основе первичных документов, а также организацию проведения инвентаризаций и бухгалтерского учета в подразделениях организации; соблюдения сроков перечисления налогов и сборов и выплаты заработной платы.

4. Участвовать в разработке и осуществлении мер, направленных на повышение эффективности использования финансовых средств, усиление контроля за хозяйственно-финансовой деятельностью организации, обеспечения сохранности собственности организации и правильной организации бухгалтерского учета.

5. Контролировать деятельность работников предприятия по вопросам ведения бухгалтерского учета и отчетности.

Бухгалтер-ревизор имеет право давать оперативные указания руководителям ревизуемого объекта об устранении выявленных нарушений и недостатков, проведении контрольных проверок выполненных работ.

На должность бухгалтера-ревизора принимаются работники имеющие высшее профессиональное образование и стаж работы в качестве бухгалтера.

Основные элементы и средства системы организации бухгалтерского учета:

1. Рабочий план счетов бухгалтерского учета.

2. Регистры бухгалтерского учета.

3. Первичные учетные документы.

4. Внутренняя бухгалтерская отчетность.

5. Документооборот.

6. Использование средств механизации и автоматизации учета.

7. Построение учетного аппарата и определение выполняемых им функций.

Конкретными формами реализации задач финансово-бухгал­терской службы является разработка учетной политики, элементами которой являются:

1) финансовая политика;

2) кредитная политика;

3) политика управления денежными потоками;

4) амортизационная политика;

5) дивидендная политика;

6) политика формирования доходов и расходов;

7) налоговая политика.

Деятельность бухгалтерской службы организации осуществляется на основании самых разнообразных документов: организационных, распорядительных, платежных, учетных. Так, в соответствии с Феде­ральным законом «О бухгалтерском учете» все факты хозяйственной деятельности, проводимые организацией, должны оформляться пер­вичными учетными документами, поэтому постановка бухгалтерского дела в узком смысле сводится к разработке правил оформления, приема, выдачи и хранения учетной документации на основании организационных и распорядительных документов и составлению ряда дополнительных, корректировке специализированных докумен­тов - регистров бухгалтерского и налогового учета и документов внутренней отчетности.

Типы структурной организации бухгалтерской службы

В на­стоящее время сложилось три основных типа организации струк­туры бухгалтерии: линейная (иерархическая), вертикальная (ли­нейно-штабная) и комбинированная (функциональная).

Сущность линейной структуры организации бухгалтерии заключа­ется в том, что все ее работники подчиняются непосредственно глав­ному бухгалтеру. Такая структура бухгалтерии характерна для не­больших организаций с численностью аппарата 7-10 человек.

При организации аппарата бухгалтерии по вертикали создаются промежуточные звенья управления (отделы, секторы, бюро, группы), возглавляемые старшими бухгалтерами.

Распоряжения главного бухгал­тера в этом случае передаются старшим бухгалтерам соответствующих отделов, которые определяют конкретных исполнителей и контролиру­ют выполнение работ. Вертикальная структура бухгалтерской службы применяется в большинстве средних и части крупных организаций.

При применении комбинированного типа организации структуры бухгалтерии в ней выделяются структурные подразделения (например, по производствам), выполняющие замкнутый цикл работ. Права глав­ного бухгалтера в этом случае передаются руководителям подразделе­ний бухгалтерской службы, которые самостоятельно распоряжаются в пределах установленной компетенции. Такая форма организации ап­парата бухгалтерии характерна для особо крупных организаций.

При наличии более двух бухгалтеров бухгалтерская служба должна оформляться как структурное подразделение организации, возглавляемое главным бухгалтером, который осуществляет руково­дство бухгалтерией.

 

Таблица 2. Функции и должностные обязанности работников бухгалтерской службы в соответствии с выделенными структурными подразделениями

Структурное подразделение (должность) Функции, должностные обязанности
Главный бухгалтер 1.Составление бухгалтерской и налоговой отчетностей организации 2.Сферой контроля со стороны главного бухгалтера являются:
  ·соблюдение установленных правил оформления ·приемки и отпуска материально-производственных запасов ·правильность начисления заработной платы ·правильное применение тарифных таблиц, долж­ностных окладов, строгое соблюдение штатной, финансовой, кассовой дисциплины ·взыскание в положенный срок дебиторской задолженности и погашение кредиторской задолженности ·законность списания различных потерь и недостач ·правильность определения прибыли, подлежащей налогообложению и остающейся в распоряжении акционеров
Заместитель главного бухгал­тера по вопро­сам бухгалтер­ского учета 1. Формирование доходов и расходов от обычной, операционной, внереализационной и чрезвычайной деятельности, в том числе калькуляция полной себестоимости проданных товаров, продукции, выполненных работ, оказанных услуг 2. Формирование финансового результата организации
Заместитель главного бухгал­тера по вопро­сам налогового учета 1. Формирование доходов и расходов от реализации и внереализационной деятельности, а, следовательно, и прибыли, подлежащей налогообложению, в сводных регистрах налогового учета 2. Расчет налогов, подлежащих уплате в бюджет: налога на имущество предприятия, транспортного налога, налога на добавленную стоимость 3. Иные вопросы, связанные с налогообложением
Отдел учета тру­да и заработной платы 1. Начисление заработной платы, пособий, едино­го социального налога, страховых и накопитель­ных платежей в Пенсионный фонд РФ, сбора от несчастных случаев на производстве 2. Ведение лицевых счетов работников, налоговых карточек, реестра и карточек индивидуальных сведе­ний, начисленных сумм единого социального налога и обязательных пенсионных платежей 3. Учет расчетов по исковым заявлениям с работ­никами (алименты, штрафы и т.п.) 4. Формирование отчетности в соответствии с ра­бочим планом счетов, а также отчетностей по вы­шеперечисленным налогам и сборам 5. Ведение соответствующих регистров налогового учета
Отдел учета фак­тов хозяйствен­ной деятельно­сти по кассе 1. Прием и выдача наличных денежных средств и денежных документов 2. Ведение журнала регистрации приходных и расходных кассовых ордеров 3. Ведение кассовой книги и составление отчетов кассира 4. Учет расчетов с подотчетными лицами и депо­нированных сумм 5. Формирование сводных проводок на своем уча­стке за месяц в соответствии с рабочим планом счетов компании и ведение соответствующих реги­стров налогового учета
Отдел учета бан­ковских фактов хозяйственной деятельности 1. Оформление платежных документов на перечисле­ние различных сумм кредиторской задолженности 2. Работа с системой «Клиент—Банк» 3. Регистрация платежных документов в журнале регистрации платежных документов 4. Контроль за правильностью списания и зачисления денежных средств
Отдел учета бан­ковских фактов хозяйственной деятельности на расчетные и другие счета в банках 5. Формирование сводных проводок на своем участке за месяц в соответствии с рабочим планом счетов 6. Ведение соответствующих регистров налогового учета
Отдел учета теку­щих расчетов и обязательств   1. Учет расчетов с контрагентами организации 2. Выписка исходящих счетов-фактур и регист­рация входящих счетов-фактур в журналах реги­страции 3. Формирование книги покупок и книги продаж, а также соответствующих проводок за месяц в соот­ветствии с рабочим планом счетов 4. Ведение соответствующих регистров налогово­го учета
Отдел внутрен­ней бухгалтерии 1. Отражение в учете поступлений движения, использования и выбытия материальных ценностей и внеоборотных активов для целей бухгалтерского учета и налогообложения 2. Формирование сводных проводок на своем участке за месяц в соответствии с рабочим планом счетов 3. Ведение соответствующих регистров налогового учета

 

Для большинства учетных систем в мировой практике характер­но наличие двух бухгалтерий: финансовой (общей) и управленче­ской (аналитической, промышленной). Финансовой бухгалтерией решаются проблемы взаимоотношений фирмы с государством, бан­ками, акционерами, поставщиками, покупателями и другими контрагентами. Организация финансовой бухгалтерии, соответст­вующая национальной учетной системе, в той или иной степени регламентируется государством, а во многих случаях и группой го­сударств в лице межправительственных организаций. Работники финансовой бухгалтерии занимаются определением финансового и имущественного положения фирмы, оценкой статей актива и пас­сива баланса, размеров прибыли, направлениями ее использования. Финансовая бухгалтерия представляет информацию для опублико­вания в открытой печати.

Управленческая (аналитическая, промышленная) бухгалтерия на­правлена на решение внутренних проблем, связанных с повышением эффективности работы в разрезе центров ответственности, сегментов деятельности. В управленческой бухгалтерии организуют синтетический и аналитический учет движения материальных активов, готовой про­дукции, расчетов с рабочими и служащими. Деятельность управленче­ской бухгалтерии не регламентируется государством. Основная ее цель заключается в представлении информации и ее анализе по центрам ответственности, прибыльности сегментов деятельности, обеспечении учета доходов (маржи) и расходов.

В разных учетных системах взаимосвязь между финансовой и управленческой бухгалтериями осуществляется с помощью специ­альной системы счетов: отражающих, переплетающихся, собира­тельно-распределительных.

В российской практике учета предпочтение отдано применению системы отражающих счетов.

Взаимодействие бухгалтерии с другими структурными подразде­лениями организации определяется движением документов в соот­ветствии с утвержденным графиком документооборота.

Возможны два варианта организации учетного процесса:

· централизованный;

· децентрализованный.

При централизации учетного процесса аппарат бухгалтерской службы сосредоточен в главной бухгалтерии, где осуществляется ведение синтетического и аналитического учета на основании пер­вичных и сводных документов, поступающих из отдельных подраз­делений организации. В самих подразделениях осуществляют лишь первичную регистрацию фактов хозяйственной деятельности.

В случае децентрализации учетного процесса персонал бухгал­терской службы рассредоточен по отдельным производственным подразделениям организации, где осуществляется ведение аналити­ческого и синтетического учета, составляются отдельные балансы и отчетность цехов, филиалов, структурных подразделений. Главная бухгалтерия в этом случае производит свод балансов подразделе­ний, осуществляет консолидацию баланса и отчетности по органи­зации, контроль за постановкой учета в отдельных подразделениях организации.

Подходы к регулированию бухгалтерского учета (международная практика)

Все большее влияние на развитие отечественного бухгалтерского учета оказывает международная практика. Определение основных тенденций регулирования бухгалтерского учета позволяет прогнозировать направление развития национальной системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и соответствующих требований к ней.

Выделяется 2 основных подхода к организации бухгалтерского учета: британо-американская и континентальная модели бухгалтерского учета.

Британо-американская модель – исключительное саморегулирование бухгалтерского учета. Государство формально не руководит учетной практикой. Основным органом, занятым изданием учетных стандартов является Совет по стандартам финансового учета (FASB). Главная цель Совета – разработка и совершенствование учетных норм, предназначенных для использования в частном секторе экономики, аудиторами и пользователями бухгалтерской отчетности.

Совокупность норм, регулирующих финансовый учет, образует общепринятые нормы бухгалтерского учета (GAAP). Эти методы исходят из приоритета потребностей внешних пользователей финансовой отчетности. Применяются многими частными компаниями. Хотя для многих частных компаний не существует обязательного аудита и т.д., они часто придерживаются этих общепринятых норм.

Континентальная модель – юридическая регламентация учета, унификация принципов и процедур учета (Германия, Франция, Испания и др.). Здесь учетные стандарты имеют статус государственных актов. Такой подход во многом порожден действием в этих странах кодексов законов, установлен административно-разрешительный режим правового регулирования (строго по букве закона).

Анализ обеих моделей выявляет основные черты современных систем регулирования бухгалтерского учета.

В РФ происходит смешение этих двух моделей регулирования бухгалтерского учета.