Арабо-израильские войны и их влияние на внешнюю политику Израиля.

С 1956-1957 гг. произошла вторая арабо-израильская война, одним из последствий которой стало ухудшение отношений между Израилем и США. Однако в последующие два года отношения были восстановлены, США начали поставку Израиль оборонительного оружия, в 1964 г. премьер-министр Израиля Леви Эшколь посетил США с официальным визитом. В этот же период началась интенсификация французско-израильских отношений. В 1957 г. между Израилем и Францией были заключен договор о поставках современного оружия, самолетов и ракет класса «воздух-воздух». Развивались контакты армий Израиля и Франции.

В этот же период арабские страны поставили в ООН вопрос об арабских беженцах. Позиция Израиля оставалась неизменной: укоренение беженцев в странах их нынешнего проживания. Израиль предлагал арабским странам финансовые компенсации, однако с учетом тех материальных средств которые бросили арабские евреи когда бежали из своих стран.

В начале 1950-х гг. в нескольких странах Европы произошли вспышки антисемитизма, Израиль выразил ноту протеста этим странам, в ответе эти страны выразили солидарность с Израилем и готовность к принятию мер к наведению порядка. Комиссия по правам человека приняла ряд резолюций, осуждавших действия антисемитов и потребовала от правительств этих государств наказать виновных.

В марте 1959 г. египетские власти начали конфискацию грузов на судах, идущих по Суэцкому каналу в адрес Израиля. В ответ Израиль потребовал от ООН и важнейших морских держав обеспечить его право свободного судоходства в международных водах. Со стороны Сирии были попытки отвести воды Иордана к себе, тем самым лишив сельскохозяйственные поселения на Севере Израиля влаги. Иордания также препятствовала посещению евреями святых мест в Иерусалиме.

Рост напряженности в отношениях с арабскими странами, поддерживаемыми СССР, привёл к Шестидневной войне. В ходе Шестидневной войны Израиль воевал одновременно с Сирией, Иорданией и Египтом. В ходе боёв израильская армия заняла Синайский полуостров, Самарию, Голанские высоты и Сектор Газа. Кнессет принял «Закон об охране святых мест», гарантирующий безопасность священных мест и свободу отправления культа для представителей всех религий.

10 июня 1967 г. Советский Союз и его сателлиты разорвали дипломатические отношения с Израилем. СССР внес в ООН несколько предложений о признании Израиля в качестве агрессора, но большинством голосов эти предложения были отклонены. На Чрезвычайной Ассамблее ООН, созванной специально для решения конфликта, делегаты так и не пришли к общему решению, но было принято решение передать вопрос в Совет Безопасности ООН. Резолюция Совета Безопасности № 242 от 22 ноября 1967 г. требовала вывода израильских войск с занятых территорий и урегулирования проблемы беженцев при прекращении всех взаимных претензий и признание прав на существование и территориальную целостность всех государств в регионе. Египет и Иордания по прошествии некоторого времени приняли резолюцию, однако Сирия её отвергла.

В сентябре 1967 г. в столице Судана состоялась конференция Лиги арабских государств, участники которой потребовали от Израиля возврата к границам 1967 г. Ими была объявлена политика «трёх нет»: «нет миру с Израилем, нет признанию Израиля, нет переговорам с Израилем». В 1970-е г. Израиль ощущал поддержку от большинства европейских государств, за исключением Франции, отношения с которой были испорчены французским желанием иметь влияние в Северной Африке.

6 октября 1973 г. Египет и Сирия при поддержке Ирака и Иордании внезапно напали на Израиль. В первые дни войны Израиль понес большие потери, однако ситуация изменилась как только Израиль провел полную мобилизацию. В течение недели Израиль восстановил положение и перешёл в активное наступление. 23 октября Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 338, подготовленную СССР и США. Она требовала немедленного прекращения огня, начала переговоров и формирования сил ООН, призванных занять позиции между враждующими армиями. США стали посредником в арабо-израильских переговорах. Израиль согласился принять участие в международной конференции по урегулированию арабо-израильского конфликта, открывшейся в Женеве в декабре 1973 г. под эгидой США и СССР.

После и во время войны судного дня арабские страны пытались оказать давление на союзников Израиля, было введено эмбарго на продажу нефти, однако от такой политики им вскоре пришлось отказаться, так как это приносило большой ущерб зависимым от экспорта нефти экономикам арабских стран. Также влиятельные арабские страны оказывали давление на африканские государства, в результате многие из них формально разорвали официальные отношения с Израилем, но на деле в этих странах работали неофициальные израильские посольства и консульства.

Тяжелая обстановка была также в отношениях с ООН, потому что большинство стран ООН принадлежали к странам третьего мира, и большое влияние на них оказывали арабские страны и страны коммунистического блока. В ноябре 1975 г. арабское влияние в ООН достигло высшей точки, когда Генеральная Ассамблея приняла резолюцию, поддержанную Советским Союзом и странами Восточной Европы, квалифицировавшую сионизм как «форму расизма и расовой дискриминации», что вызвало возмущение в западных странах. Следующим антиизраильским шагом ООН, стало признание Организации освобождения Палестины в качестве легитимного представителя арабов Палестины, несмотря на то, что Израиль постоянно напоминал мировому сообществу о террористическом характере данной организации.

В 1977 г. было достигнуто мировое соглашение между Израилем и Египтом. 5 сентября 1978 г. в американском городе Кэмп-Дэвид были достигнуты соглашения между Израилем и Египтом получившими название Кэмп-Дэвидские соглашения. В ноябре 1977 г. состоялся исторический визит президента Египта Анвара Садата в Израиль, где он выступил перед Кнессетом в Иерусалиме, признав за еврейским государством, таким образом, право на существование.

30 июня 1980 г. израильский парламент принял Закон об Иерусалиме, согласно которому отныне Иерусалим является единой и неделимой столицей государства Израиль.

После убийства президента Египта Анвара Садата новый президент Египта Мубарак заявил что Египет будет выполнять принятые ранее соглашения, Израиль вывел все свои войска и поселенцев с Синая. Новое египетское руководство интерпретировало мирный договор как политическое соглашение, обязывающее две нации к мирному сосуществованию, но не требующее дружбы и тесного сотрудничества между ними. Чтобы не нарушить мир, Египет больше не стал поднимать вопрос об автономии арабов Иудеи, Самарии и Сектора Газа. Разногласия в вопросах границы в районе Табы близ Эйлата были восприняты в Египте как крупнейшая национальная проблема, в 1982 г. Израиль начал операцию против баз ООП в Ливане, вследствие этого Египет отозвал своего посла в Израиле.

Европейское экономическое сообщество, являющееся основным рынком сбыта для израильской продукции, в июне 1983 г. на конференции министров иностранных дел в Штутгарте приняло курс нормализации отношений с Израилем, нарушенных в результате ливанской кампании. В 1985 г. наметилось улучшение отношений с Венгрией и Польшей, с этими странами было достигнуто соглашение об обмене неофициальными представителями.

На выборах партия Авода выступила за так называемый «территориальный компромисс». «Территориальный компромисс» предусматривал передачу части Иудеи и Самарии, а также Сектора Газа Иордании. 11 апреля 1987 г. министр иностранных дел Израиля Шимоном Пересом провел неофициальную встречу с иорданским королем Хусейном, на этих переговорах была достигнута договоренность, что израильско-иорданские мирные переговоры будут осуществляться в рамках международной конференции при участии держав - постоянных членов Совета Безопасности ООН. Перес считал что такой вид переговоров будет самым удобным для иорданской стороны, это не вызовет осуждение Иордании в арабском мире и иорданской общественности. Советский Союз заявил, что не в его интересах ограничиваться только церемониальной ролью в деле урегулирования арабо-израильского конфликта.

Встреча короля Иордании Хусейна с Шимоном Пересом, не была согласована с премьер-министром Израиля Ицхаком Шамиром, который являлся лидером партии Ликуд, и выступал против концепции международной конференции, в которой будут участвовать про-арабски настроенные Советский Союз и Китай. Споры между сторонниками и противниками «лондонских соглашений» только затруднили и без того слабое сотрудничество между Ликудом и Аводой - правительство распалось на два враждующих блока.

Вследствие начавшейся в 1987 г. первой интифады в полосе Газы, немедленно распространившейся на Иудею и Самарию, и вызванных этим политических процессов полностью сделали невозможными переговоры между Израилем и Иорданией. В это же время значительно улучшились отношения Израиля с СССР и США. С началом перестройки изменилось отношение советского общества к Израилю, все больше советских евреев выезжало на постоянное место жительства в Израиль.

Война между Ираком и Ираном сняла угрозу для Израиля со стороны Ирака, который за последние десять лет только набирал свою военную мощь и наиболее влиятельной в военном отношении арабской страной в регионе, углубился конфликт между Ираком и поддерживавшей Иран Сирией, это помешало созданию мощной антиизраильской военной коалиции на севере.

Организация освобождения Палестины оказалась в тяжелом положении, в ходе операции Мир Галилее ООП была изгнана из Ливана. Ясир Арафат, которому пришлось обосноваться в Аммане, был вынужден дать согласие королю Хусейну на то, что в случае арабо-израильских переговоров Иордания представляла палестинцев в возможных переговорах с Израилем; это согласие фактически игнорировало постановление конференции в Рабате (1974 г.), отказавшее Иордании в праве выступать от имени палестинцев. В это же время ООП распространило свою деятельность на Европейские страны, что вызвало возмущение в европейском обществе, в связи с этим изменилась позиция государств, которые ранее симпатизировали Арафату и его организации.

После вывода израильских войск из Ливана на приграничной территории с Ливаном, был создан пояс безопасности, который включал в себя около 10 % территории Ливана, на этих территориях проживало 250 тыс. мусульман-шиитов и небольшое христианское меньшинство. Порядок в поясе безопасности поддерживали местные воинские формирования (Армия Южного Ливана).

Среди гражданского населения Израиля после вывода израильских сил из Ливана жертв не было, вплоть до ракетного обстрела весной 1992 г.

Дипломатические отношения с Израилем начали восстанавливать африканские страны: в 1982 г. - Заир, в 1983 г. - Либерия, а вслед за ними и многие другие страны Африки, в том числе Берег Слоновой Кости, Камерун и Эфиопия.

В мае 1992 г. были восстановлены дипломатические отношения с крупнейшей по численности населения страной Африки Нигерией. В это же время Венгрия, Польша, Чехословакия и Болгария восстановили дипломатические отношения с Израилем.

Улучшение отношений с СССР, вызванное началом перестройки в 1985 г., постепенно перетекало в настоящие дипломатические отношения, в этот период устанавливаются культурные, торговые и туристические связи Израиля и СССР. Советский Союз постепенно отошёл от уже устоявшегося внешнеполитического курса в отношении Ближнего Востока, это и вызвало нормализацию отношении с Израилем. В 1991 г. министр иностранных дел СССР Борис Панкин, посетил Иерусалим, отношения между СССР и Израилем вернулись на уровень 1967 г. Новым послом СССР в Израиле стал Александр Бовин. После развала Советского союза Израиль установил дипломатические отношения с большинством новообразованных государств.

Особые дипломатические отношения складываются в этот период у Израиля и США. В период с 1984 г. по 1988 г. Америка оказала Израилю финансовою помощь размером 13,25 миллиардов долларов безвозмездно. В 1985 г. было подписано соглашение о беспошлинной торговле между двумя странами. В 1987 г. статус «союзника США, не являющегося членом НАТО». После развала СССР и окончания холодной войны, надобность Израиля как геополитического и экономического союзника на Ближнем Востоке уходит в прошлое, теперь сотрудничество двух стран основывалось на моральных обязательствах.

Ухудшение репутации Израиля в глазах американской общественности было вызвано политическим скандалом. Израиль оказался замешан в продаже оружия Ирану, который в это время воевал с Ираком, одним из самых влиятельных противников Израиля в регионе. Расследования так и не установили роль израильского правительства в этих сделках; израильское правительство опровергло свою причастность. Еще один удар по репутации Израиля нанесло дело Полларда — американского еврея осужденного за шпионаж в пользу Израиля. В 1987 г. Поллард был приговорен к пожизненному заключению, его жена Энн Хендерсон была приговорена к пятилетнему заключению.