Типы и характеристика автозаправочных станций

Автозаправочные станции (АЗС) предназначены для приема, хранения и заправки наземных транспортных средств моторным топливом. Наряду с заправкой топливом на АЗС могут выполняться следующие работы: замена и доливка масла в двигатели и охлаждающей жидкости в радиаторы; подкачка шин воздухом; доливка электролита и подзарядка аккумуляторов; доливка тормозной жидкости и прокачка тормозов; мойка автомобилей; мелкие работы по обслуживанию и ремонту автомобилей; сервисное обслуживание водителей и пассажиров (кафе, магазин и т. д.). Чтобы не снижать пропускную способность станции по заправке топливом, все вспомогательные работы выполняются в стороне от заправочных островков на специально выделенных постах.

Автомобильные заправочные станции классифицируют по различным признакам [1]. По конструктивному исполнению:

стационарные;

контейнерные (КАЗС);

передвижные (ПАЗС).

По функциональному назначению:

общего пользования;

ведомственные.

По способу размещения резервуаров:

с подземным расположением;

с наземным расположением;

с расположением на транспортном средстве. По нормативным параметрам типовых проектов:

• по числу топливораздаточных колонок;

по числу заправок в часы пик;

• по количеству заправляемых машин в сутки;

по общей вместимости резервуаров.

По типу расположения на местности автозаправочные станции бывают:

дорожные;

городские;

сельские;

речные.

Дорожные АЗС располагаются вблизи автомобильных дорог. Они должны обеспечивать заправку автомобилей топливом, сжатым воздухом и водой. Мощность дорожных станций зависит от напряженности автотранспорта на дороге и может достигать 1000 – 1500 заправок в сутки.

Городские АЗС размещаются в городах вне центральной части (жилой застройки) и рассчитаны на заправки всех типов автомобилей и мототехники. Мощность городских станций – 250 – 1000 заправок в сутки, а станций «тротуарного типа» – 150 – 250 заправок в сутки в центральных районах города для личных легковых автомобилей.

Сельские АЗС обеспечивают заправку автотранспортных средств сельскохозяйственных предприятий и организаций районных центров всеми видами горючесмазочных материалов.

Речные АЗС осуществляют заправку водных маломерных судов – катеров, моторных лодок и др.

Стационарные АЗС строят по типовым проектам с серийно выпускаемыми технологическими системами для приема, хранения и заправки топливом, согласованные с Государственной противопожарной службой МЧС России. Допускаются несерийные технологические системы, документация которых согласуется с территориальными подразделениями противопожарной службы.

Стационарные АЗС представляют собой капитальные сооружения, включающие здания, топливозаправочные колонки, резервуары, технологические трубопроводы, очистные сооружения и различные системы обеспечения технологического процесса. Вариант сооружений АЗС показан на рисунке 4.1.

Навесная группа включает заправочные островки, информационные колонные светильники, облицовочный комплект колоннады и навесной части, световой фриз в фирменной расколеровке «Заказчика», объемный световой знак «Заказчика», светильники освещения, переходной купол между зданием и навесной группой.

 

Рис. 4.1. Состав сооружений АЗС: а) I – навесная группа; 2 – производственный блок здания; 3 – сервисный блок здания; б) 1 – навесная группа; 2 – модуль здания полной заводской готовности

 

Заправочные островки изготавливают из полированной или шлифованной нержавеющей стали и используют в качестве оснований ТРК, опор колонн, стел и сервисных постов с целью защиты их от повреждений автотранспортом.

Здание АЗС состоит из одного модуля заводской готовности или производственного и сервисного блоков. Производственный блок включает центральный вход, зону работы оператора, электрощитовую, кладовую, служебный выход, комнату слесаря, комнату администратора, служебный санузел, санузел для посетителей и комнату охраны. Сервисный блок предназначен для обслуживания.

Здание АЗС оборудуется системами кондиционирования воздуха, тепловой завесы центрального тамбура, теленаблюдения, отопления, освещения и вентиляции, учета электроэнергии и расхода воды, канализации, охранно – пожарной сигнализации, громкой связи, а также блоками защиты ТРК и др.

Стационарные АЗС могут обеспечить заправку до 1500 машин в сутки. По емкости их рассчитывают на 200, 250, 500, 750 и 1000 заправок автомобилей в сутки, по числу заправок в часы пик – 57, 100, 135, 170 автомобилей в час, возможны и другие мощности (табл. 4.1). Наиболее распространенными типами являются АЗС на 500 – 750 заправок в сутки.

Таблица 4.1 Нормативные параметры типовых проектов АЗС

Типы АЗС Мощность АЗС, машин / ч Количество резервуаров 25 м3, шт. Время заправки транспортного средства, мин. Число топли – вораздаточ – ных колонок, шт. Средняя разовая заправка, л Площадь АЗС, га
Первый 2,5 0,4
Второй 2,5 0,35
Третий 120 80 2,5 0,3
Четвертый 1,75 0,2

Технологический процесс функционирования стационарной АЗС включает комплекс операций по приему, хранению и выдаче нефтепродуктов. С целью повышения эффективности работы АЗС технологический процесс может быть обеспечен автоматизированными системами по определению количества топлива, контроля герметичности резервуаров, снижению потерь топлива и сохранению его качества.

Количество хранимого на АЗС топлива определяется исходя из средней величины заправки одного автомобиля (50 л), а количество ТРК – из расчета обслуживания 15 автомобилей в час.

Планировка станции может иметь различные решения в зависимости от мощности и количества отпускаемого топлива и предоставляемых клиентам услуг. Одно из таких решений показано на рисунке 4.2.

Рис. 4.2. План автозаправочной станции: I – площадка под автоцистерну; 2 – топливные резервуары; 3 – стоянка машин; 4 – мусорные баки; 5 – стела; б – резервуары – накопители для очистных сооружений