Генеральный план предприятия

Генплан предприятия – это план отведенного под застройку земельного участка территории, ориентированный в отношении проездов общего пользования и соседних сооружений, с указанием на нем зданий по их габаритному очертанию, площадки для безгаражного хранения, основных и вспомогательных проездов и путей движения подвижного состава по территории.

СТО следует располагать поблизости от транспортных магистралей, в центре обслуживаемого районе. Территория станции должна быть изолирована от городского движения транспорта и пешеходов (рис. 2.5).

Рис. 2.5. Планировка генерального плана СТО

 

Основными требованиями, предъявляемыми к участкам при их выборе, являются:

1) оптимальный размер участка (прямоугольной формы с отношением сторон от 1:1 до 1:3);

2) относительно ровный рельеф местности и хорошие гидрогеологические условия;

3) близкое расположение к проезду общего пользования и инженерным сетям;

4) возможность обеспечения теплом, водой, газом и электроэнергией, сбросом канализационных и ливневых вод;

5) отсутствие строений, подлежащих сносу;

6) возможность резервирования площади участка с учетом перспективы развития.

Построение генерального плана определяется объемно – планировочным решением зданий (размерами и конфигурацией здания, числом этажей и пр.).

Перед разработкой генплана уточняют перечень основных зданий и сооружений, размещаемых на территории предприятия, площади их застройки и габаритные размеры в плане.

Застройка участка может быть объединенной (блокированной) или разобщенной (павильонной). При объединенной застройке все производственные помещения располагаются в одном здании (рис. 5.5, а), а при разобщенной – в отдельно стоящих зданиях (рис. 5.5, б).

Рис. 5.5 Способы застройки земельного участка.

1 – административный корпус, 2 – стоянка, 3 – зона ТО, 4 – зона ТР

 

Блокированная застройка имеет преимущества перед павильонной по экономичности строительства, удобствам построения производственных процессов, осуществлению технологических связей и организации движения.

Рис. 2.16. Схема блокированной компоновки СТО, имеющей перспективу развития: 1 – конторские помещения; 2 – линии быстрого технического обслуживания (мойки, смазывания, заправки); 3 – зона ожидания; 4 – линия приемки автомобилей; 5 – посты диагностирования; 6 – линии и посты гарантийного и технического обслуживания, мелкого ремонта; 7 – посты (на канавах) крупного ремонта; 8 – кузовной участок; 9 – окрасочный участок; 10 – склад запасных частей и материалов; 11 – агрегатно – механический участок; 12,13 – специализированные вспомогательные производственные участки; 14 – выставочное помещение; 15 – зона предпродажной подготовки автомобилей

 

К преимуществам второго способа относятся уменьшение пожарной опасности и общее упрощение планировочного решения. Применение павильонной застройки целесообразно при наличии особо крупногабаритного подвижного состава, при сложном рельефе участка, стадийном развитии предприятия или при его реконструкции, а также в условиях теплого и жаркого климата.

Рис. 2.17. Схема деблокированной компоновки СТО: 1 – зона быстрого,: ТО; 2 – зоны ожидания (открыты естоянки); 3 – приемный пункт;4 – бюро технических служб;5 – мастерская механических работ; 6 – бытовой узел; 7 – кузовная мастерская; 8 – склад запасных частей; 9 – центральная станция энергетического хозяйства;10 – пункт продажи новых автомобилей

 

Открытая или закрытая стоянка автомобилей является связующим звеном между отдельными производственными помещениями и участками и рассчитывается (как минимум) на двойное количество автомобилей по сравнению с количеством рабочих постов исходя из времени ожидания для постановки автомобиля на ТО и в ремонт и выдачи владельцам.

Производственно – складские помещения ТО и ТР следует размещать в одном здании. Допускается размещение в отдельном здании помещений комплекса ЕО, окрасочных, кузовных, шиномонтажных и сопутствующих им работ ТР.

На территории следует предусматривать две функциональные зоны – эксплуатационную и производственную. Эксплуатационная зона предназначается для организации приема, выпуска и хранения подвижного состава, производства работ ЕО. Производственная зона служит для размещения зданий и сооружений для ТО и ТР.

Движение автомобилей по территории предприятия с количеством 10 и более постов ТО и ТР или 50 и более мест хранения следует предусматривать в одном направлении без встречных и пересекающихся потоков.

Ширина проезжей части наружных проездов должна быть не менее 3 м при одностороннем и не менее 6 м – при двустороннем движении.

Исходя из противопожарных требований ко всем зданиям предприятия должен обеспечиваться подъезд пожарных автомобилей: с одной стороны – при ширине здания до 18 м, с двух сторон – при ширине здания свыше 18 до 100 м и со всех сторон – при ширине здания более 100 м.

Предприятия, где предусматриваются более 10 постов обслуживания или хранение более 50 автомобилей, должны иметь не менее двух въездов (выездов) на территорию.

При разработке генерального плана необходимо предусматривать благоустройство территории предприятия, озеленение. Площадь озеленения территории АТП должна составлять не менее 15 % площади предприятия при плотности застройки менее 50 % и не менее 10 % при плотности более 50 %

Основными показателями генерального плана являются площадь и плотность застройки, коэффициенты использования и озеленения территории.

Площадь застройки определяется как сумма площадей, занятых зданиями и сооружениями всех видов, включая навесы, открытые стоянки автомобилей и складов, резервные участки, намеченные в соответствии с заданием на проектирование.

Плотность застройки предприятия определяется отношением площади застройки к площади участка предприятия.

Коэффициент использования территории определяется отношением площади, занятой зданиями, открытыми площадками, автомобильными дорогами, тротуарами и озеленением, к общей площади предприятия.

Коэффициент озеленения определяется отношением площади зеленых насаждений к общей площади предприятия.

Здания и сооружения следует располагать относительно сторон света и преобладающих направлений ветров с учетом естественного освещения, проветривания площадки и предотвращения снежных заносов.

Роза ветров представляет собой график, характеризующий ветровой режим в данном районе по многолетним наблюдениям (рис. 2.6). Она может строиться для месяца, сезона, года. Длина лучей пропорциональна повторяемости ветров этих направлений (в процентах по каждому направлению от общего числа наблюдений). Концы лучей соединяют ломаной линией.

Рис. 2.6. Роза ветров

Технологическое время прохождения автомобиля по территории станции для участков обслуживания составляет 10 – 20 минут, для ремонтных участков – около 1,5 часа.

При проектировании внутренних транспортных путей следует стремиться к тому, чтобы движение по ним совершалось против часовой стрелки. Таким образом можно исключить пересечение маршрутов автомобилей при въезде и выезде. Ширина пути при двухполосном движении должна составлять 6,0 м, при движении в одном направлении – 4,0 м.

Зеленые насаждения играют большую роль в эстетическом плане и с точки зрения охраны окружающей среды: поглощают пыль и шум, сокращают воздействие вибрации, вредные климатические воздействия, поглощают продукты горения топлива.