Виды услуг автосервиса и понятие ПТБ
Сервисные услуги включают следующие основные виды работ, предлагаемых клиенту:
• подбор и доставку необходимых автомобилей, оборудования, запасных частей и материалов;
• куплю и продажу новых и подержанных автомобилей и агрегатов;
• предпродажное обслуживание и гарантийный ремонт;
• заправку, мойку, уборку и хранение;
• техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств;
• инструментальный технический осмотр и подготовку к нему;
• продажу запасных частей, материалов, комплектующих изделий и принадлежностей;
• предоставление автотранспортных средств в прокат и лизинг;
• техническую помощь на линии, эвакуацию, услуги по самообслуживанию;
• модернизацию, переоборудование и тюнинг автотранспортных средств;
• сбор и утилизацию отходов, образующихся при эксплуатации автотранспортных средств;
• информационное обеспечение владельцев автотранспортных средств;
• обучение и консультацию персонала автотранспортных предприятий, предпринимателей, физических лиц – владельцев автотранспортных средств.
В настоящее время автосервис можно рассматривать как инфраструктуру автомобильного транспорта, включающую в себя системы торговли, поддержания работоспособности и восстановления автомобилей, его технической эксплуатации, использования и устранения вредных последствий [24].
В традиционном понимании автосервис подразумевает весь комплекс услуг, оказываемых владельцам автотранспорта:
а) торговые услуги:
– продажа автомобилей и запасных частей;
- предоставление автомобилей во временное пользование (аренду или прокат);
– оценка стоимости подержанных автомобилей;
б) услуги ТО и Р:
техническое обслуживание и ремонт автомобилей, отдельных агрегатов и узлов на СТОА, специализированных и смешанных пунктах и участках ТО и Р;
мойка автомобилей;
косметический ремонт, отделка, покраска автомобилей;
заправка автомобилей топливом, маслами, рабочими жидкостями, замена смазки;
предоставление производственной площади, оборудования и инструмента для самостоятельного технического обслуживания и ремонта индивидуальных автомобилей;
консультации по обслуживанию и ремонту автомобилей;
в) дополнительные услуги;
организация и охрана автостоянок, мотелей и кемпингов;
тонирование, укрепление стекол и фар;
установка, заправка и диагностика кондиционеров;
установка автосигнализации, аудиотехники.
Услуги, оказываемые владельцам автомобилей фирмами, производящими эти автомобили, как непосредственно, так и через представительства, выделены в отдельную группу услуг, отнесенную к фирменному обслуживанию автомобилей. К ним относятся:
гарантийное техническое обслуживание и ремонт автомобилей на СТО, организуемые фирмами – производителями;
продажа автомобилей и запасных частей через фирменную торговую сеть;
предпродажная подготовка автомобилей (обязательная и заказная);
доставка проданных автомобилей владельцам;
организация выставок и автосалонов, рекламирующих новые конструкции автомобилей и комплектующих элементов;
выпуск литературы по техническому обслуживанию, ремонту и диагностике автомобилей;
оказание компьютерных услуг индивидуальным владельцам и АТП в планировании упреждающей замены агрегатов и узлов с использованием теории надежности, массового обслуживания и других математических методов.
Производственно – техническая база (ПТБ) – это совокупность зданий, сооружений, оборудования, оснастки и инструмента, предназначенных для ТО, ремонта и хранения подвижного состава, а также создания необходимых условий для работы персонала.
К зданиям относятся производственные и административно – бытовые, крытые стоянки автомобилей, склады и т. д.; к сооружениям – обустроенные открытые стоянки, покрытия территорий и площадок, дороги, навесы, топливозаправочные хранилища, водонапорные башни и водохранилища и т. п.; к оборудованию – технологическое и вспомогательное оборудование производственных зон и участков и т. п.; к оснастке – рабочие столы, верстаки, шкафы и т. п.
Кроме того, к ПТБ относятся передаточные устройства (наружные электросети, трубопроводы и т. п.), силовые машины (электродвигатели, передвижные электростанции, компрессоры и т. п.), вычислительная техника.
Вышеперечисленные элементы ПТБ составляют так называемую пассивную часть основных производственных фондов, а подвижной состав – активную часть.
В свою очередь в основных производственных фондах ПТБ также можно выделить активную часть (оборудование) и пассивную часть (здания, сооружения).
Структура ПТБ зависит от организации производственной деятельности АТП, размеров предприятия, типа подвижного состава и других факторов. Наиболее полную структуру ПТБ имеют автономные АТП, которые наряду с перевозочными функциями осуществляют все виды ТО и Р подвижного состава. Чем меньше размер АТП, а следовательно, и объемы работ по ТО и Р, тем целесообразнее объединение отдельных зон и участков (элементов ПТБ).
Например, посты ТО – 1 могут располагаться в общем помещении с постами ТО – 2 и ремонта. Такие участки, как кузнечно – рессорный, жестяницкий, сварочный, медницкий, которые относятся к группе «горячих цехов», могут размещаться в общем блоке помещений.
На ПТБ оказывают влияние большое число факторов: структура, тип и «возраст» подвижного состава, условия эксплуатации, характеристика оборудования и другие. Изменение этих факторов приводит к изменению потребности ПТБ в производственных площадях, поставках средств механизации и др. В то же время здания и сооружения предприятий автомобильного транспорта строятся на десятки лет, и ПТБ за это время обслуживает несколько «поколений» транспортных средств, имеющих разную надежность, режимы ТО и Р и т. д., что требует приспособленности ПТБ к изменению этих факторов.