Отражение трансформации партийно-политической системы в избирательном процессе
Реализация избирательного процесса тесно связана с уровнем политического развития общества.
Деятельность политических партий, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 9 ноября 2009 года № 16-П, непосредственно связана с организацией и функционированием публичной (политической) власти: партии включены в процесс властных отношений и в то же время, будучи добровольными объединениями в рамках гражданского общества, выступают в качестве необходимого института представительной демократии, обеспечивающего участие граждан в политической жизни общества, политическое взаимодействие гражданского общества и государства, целостность и устойчивость политической системы.
Заключение Венецианской комиссии о Федеральном законе «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» содержит существенное количество рекомендаций по пересмотру положений указанного Федерального закона. Однако, исходя из анализа Заключения, представляется, что при его подготовке, Венецианская комиссия недостаточно комплексно подошла к анализу законодательства Российской Федерации о выборах, что обусловило не всегда корректное толкование Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
В пункте 17 Заключения говорится, что правила относительно лишения права быть избранным применительно к лицам с двойным гражданством и лицам, имеющим право на проживание на территории другого государства, являются чрезмерными. Вместе с тем, Руководящие принципы относительно выборов, принятые Венецианской комиссией на 52-й сессии (Венеция, 18-19 октября 2002 года; Страсбург, 30 октября 2002 года) определяют, что может устанавливаться требование в отношении гражданства, рекомендуется разрешить иностранцам участвовать в местных выборах, если они проживают в данной местности дольше определенного срока. С учетом того, что Заключение касается Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» можно сделать вывод, что регулирование в данной области соответствует европейским избирательным стандартам.
В ходе анализа возможности обжалования решений, действий (бездействия) избирательных комиссий в суде Венецианская комиссия допускает ошибочный вывод о том, что для судов не установлены сроки рассмотрение избирательных споров, что не дает возможности адекватной защиты избирательных прав граждан (например, пункт 21). Необходимо отметить, что в соответствии с частью 6 статьи 260 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в период избирательной кампании, кампании референдума заявление, поступившее в суд до дня голосования, должно быть рассмотрено и разрешено в течение пяти дней со дня его поступления, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а заявление, поступившее в день, предшествующий дню голосования, в день голосования или в день, следующий за днем голосования, − немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в заявлении, требуют дополнительной проверки, заявление должно быть рассмотрено и разрешено не позднее чем через десять дней со дня его подачи. Таким образом, существующие сроки производства по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации обеспечивают достаточную оперативность для эффективной защиты избирательных прав граждан.
В Заключении отмечается, что права независимых кандидатов ограничиваются в связи с тем, что выдвигать списки кандидатов может только политическая партия (например, пункты 22, 61). Статьей 3 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» установлена пропорциональная избирательная система выборов депутатов Государственной Думы, в соответствии с которой все депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу, а депутатские мандаты распределяются пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов.
Право выдвижения кандидатов в депутаты Государственной Думы регламентировано статьей 7 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», согласно пункту 2 которой выдвижение кандидатов в составе федеральных списков кандидатов осуществляется политическими партиями, имеющими в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» право принимать участие в выборах, в том числе выдвигать списки кандидатов.
Из положений федеральных законов «О политических партиях» и «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» следует, что граждане Российской Федерации, не являющиеся членами каких-либо политических партий, наряду с кандидатами от партии, могут быть включены в федеральный список кандидатов. Причем число беспартийных граждан в федеральном списке может составлять до 50 процентов от общего количества кандидатов. Следует отметить, что политическая партия не вправе выдвигать кандидатами в депутаты, в том числе в составе списков кандидатов, и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления граждан Российской Федерации, являющихся членами иных политических партий.
В рамках единого дня голосования 14 октября 2012 года было выдвинуто от политических партий: «ЕДИНАЯ РОССИЯ» – 23149 кандидатов, КПРФ – 4357 кандидатов, ЛДПР – 3906 кандидатов, СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – 3761 кандидат, «ПРАВОЕ ДЕЛО» – 160 кандидатов, «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» – 635 кандидатов, «ПАТРИОТЫ РОССИИ» – 766 кандидатов, 3122 кандидата от иных общественных объединений, 24143 кандидата, выдвинутых в порядке самовыдвижения. Остальные партии, участвовавшие в выборах, выдвигали от 1 до 200 кандидатов.
Гарантии реализации пассивного избирательного права граждан, не являющихся членами политических партий, дополнительно установлены в статье 37 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
Следует отметить, что российское избирательное законодательство и законодательство о политических партиях охватывает не только вопросы прав и обязанностей политических партий, но и полнообъемно регулирует контрольные функции избирательных комиссий.
Особенностью контроля за текущей финансовой деятельностью политических партий, за финансированием избирательных кампаний кандидатов, избирательных объединений в ходе выборов и за финансированием выборов является то, что эти функции находятся в рамках полномочий одного федерального государственного органа – ЦИК России.
Система контроля за финансированием политических партий в Российской Федерации полностью соответствует международным стандартам.
Модель контроля за финансированием политических партий, принятая в Российской Федерации, может служить предметом изучения для иных европейских государств и в дальнейшем может быть принята за основу.
В целях контроля за целевым расходованием денежных средств, выделенных комиссиям на подготовку и проведение выборов, референдума, контроля за источниками поступления, правильным учетом и использованием денежных средств избирательных фондов, фондов референдума, проверки финансовых отчетов кандидатов, избирательных объединений, инициативной группы по проведению референдума, проверки достоверности сведений о доходах и об имуществе кандидатов, источниках этих доходов, о денежных вкладах и ценных бумагах кандидатов (а также на выборах Президента Российской Федерации в отношении супругов кандидатов, а на выборах высших должностных лиц субъектов Российской Федерации – супругов кандидатов и их несовершеннолетних детей) при избирательных комиссиях создаются контрольно-ревизионные службы.
В них входят руководители и специалисты из государственных и иных органов и учреждений, включая МВД России, ФНС России, ФМС России, Центральный банк Российской Федерации, Сберегательный банк Российской Федерации и другие ведомства.
В распоряжение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации специалисты контрольно-ревизионных служб откомандировываются на срок не менее пяти месяцев, а в распоряжение иной комиссии − на срок не менее двух месяцев.
Контрольно-ревизионные органы осуществляют взаимодействие с правоохранительными, налоговыми и иными органами и организациями по вопросам своей компетенции.
Федеральный закон «О политических партиях» возлагает на политические партии, их региональные отделения и иные зарегистрированные структурные подразделения обязанность ежеквартального представления в соответствующие избирательные комиссии сведений о поступлении и расходовании средств. Избирательные комиссии осуществляют проверку представляемой отчетности, это касается и проверок сведений о гражданах и юридических лицах, осуществивших пожертвования политических партиям.
Положительным аспектом российского законодательства является то, что ограничения на внесение пожертвований политическим партиям в текущей деятельности полностью соответствуют ограничениям на финансирование в период избирательных кампаний.
Активное партийное строительство в первом полугодии 2012 года выявило правовые пробелы у отдельных политических партий. Так, из 31 политической партии, зарегистрированной во втором квартале с.г., 18 представили сведения о поступлении и расходовании средств за отчетный период с нарушением установленного срока.
Проведенный ЦИК России ряд мероприятий позволил добиться в третьем квартале года положительного результата, 40 политических партий направили финансовую отчетность в установленный срок, однако на уровне региональных отделений политических партий эта задача еще не решена, что говорит об отсутствии понимания неукоснительного исполнения требований законодательства.
В такой ситуации избирательные комиссии взаимодействуют с территориальными органами Минюста России, которым предоставлено право применения к политическим партиям и их региональным отделениям мер ответственности за нарушения требований законодательства.
Помимо ежеквартальных сведений, политические партии представляют сводный финансовый отчет, в который включаются сведения, как по самой политической партии, так и по ее региональным отделениям. В соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон «О политических партиях», политические партии представляют итоговый финансовый отчет раз в три года (ранее – ежегодно). Исключение составят 7 политических партий, зарегистрированных до вступления в силу указанных поправок, которые обязаны представить в 2013 году отчетность за текущий год.
Таким образом, в Российской Федерации не только законодательно закреплены соответствующие понятия, но и обеспечена обязанность политических партий – в текущем периоде, а избирательных объединений – в рамках участия в избирательных кампаниях, представлять соответствующую отчетность.
Для справки. За второй и третий квартал с.г. политические партии получили имущества, в том числе денежных средств, на сумму около 1,8 млрд. рублей. В этой связи ЦИК России уделяет самое пристальное внимание развитию специальных технологий, в том числе и в рамках контроля за финансированием политических партий в период выборов и межвыборный период. Инструментом для обеспечения такого контроля со стороны избирательных комиссий является специальное программное обеспечение в рамках Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы».
Федеральным законом от 2 октября 2012 года № 157‑ФЗ внесен ряд изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в том числе в части, касающейся формирования состава участковых избирательных комиссий и резерва составов комиссий.
В соответствии с измененной редакцией пункта 2 статьи 27 указанного Федерального закона срок полномочий участковых избирательных комиссий теперь составляет пять лет. Кандидатуры, предложенные в составы участковых избирательных комиссий в соответствии со статьей 27 Федерального закона, но не вошедшие в состав комиссий, зачисляются в резерв составов избирательных комиссий.
При отборе лиц для работы в участковых избирательных комиссиях необходимо соблюдать ряд условий, определяющих статус членов избирательных комиссий (по гражданству, возрасту, должностному положению и пр.). В числе этих условий следует обратить внимание на требования подпункта «н» пункта 1 статьи 29 Федерального закона, которым установлено, что не могут быть членами комиссий с правом решающего голоса лица, имеющие неснятую и непогашенную судимость, а также лица, подвергнутые в судебном порядке административному наказанию за нарушение законодательства о выборах и референдумах, – в течение одного года со дня вступления в законную силу решения (постановления) суда о назначении административного наказания.
Для принятия законных кадровых решений необходимо помнить об отличии данной нормы от ограничения пассивного избирательного права, установленного подпунктом «а» пункта 32 статьи 4 Федерального закона: не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, осужденные когда-либо к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений, за исключением случаев, когда в соответствии с новым уголовным законом эти преступления не признаются тяжкими или особо тяжкими преступлениями.