БЛИЖНЕВОСТОЧНАЯ ПРОБЛЕМА В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
С античных времен Ближний Восток играл важную роль в международной жизни. Здесь пересекались важнейшие торговые пути, здесь зародились три великие монотеистические религии – иудаизм, христианство и ислам. Ближний Восток всегда был центром торговли, путешествий, средоточием духовной жизни. Не случайно древние греки, римляне, позже турки, а в XIX и ХХ столетиях – французы, англичане, русские проявляли особый интерес к этому региону, активно вторгались в жизнь населявших эти земли людей. Так, Сирия до Первой мировой войны входила в состав Османской империи, а с 1920 г. являлась подмандатной территорией Франции; лишь в сентябре 1941 г. страна провозгласила независимость. Судьбу Сирии в точности повторил Ливан. После распада Османской империи подмандатными территориями Англии стали Иордания и Палестина. Англия до конца Второй мировой войны сохраняла экономический и политический контроль над Египтом.
Победа Советского Союза и его партнеров по антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне открывала новый этап в истории международных отношений; русское влияние возрастало не только в Европе, но и на Ближнем Востоке. Судьба бывших итальянских колоний была предметом обсуждения Потсдамской конференции в июле – августе 1945 г., советское правительство всячески стремилось поддерживать национально-освободительное движение в арабских странах. Эта линия проводилась последовательно и являла собой стратегию советского руководства. При активной поддержке СССР статус независимого государства получили Ливия, Сирия, Египет, Ливан, Ирак. Взаимоотношения Советского Союза с арабскими странами становились одним из факторов международного климата. Эволюционируя в сторону своей самостоятельности, страны арабского Востока постоянно пользовались поддержкой со стороны СССР. Арабский мир переживал огромные перемены, связанные с распадом колониальной системы, суверенизацией и становлением национальных государств. В то же время страны Ближнего Востока втягивались в идеологическую конфронтацию и
становились одной из арен глобальной борьбы в биполярном мире. После Второй мировой войны на арабском Востоке начался период поиска путей развития и модернизации. Поражение Германии, Италии, ослабление Франции и Англии способствовали активизации борьбы арабских стран за экономическую и политическую самостоятельность. Встревоженная Англия стремилась сохранить свое присутствие в регионе за счет создания Арабской федерации. Ее основой должна была стать Великая Сирия, включающая в себя Сирию, Ливан, Палестину и Трансиорданию. Предполагалось позже ввести в состав федерации Ирак, Египет и Саудовскую Аравию. Этот замысел был полностью отвергнут лидерами арабских стран. Они договорились создать такую региональную организацию, которая бы консолидировала арабские народы и позволяла им сохранять традиционные национальные государства. 22 марта 1945 г. была образована Лига арабских государств (ЛАГ) как региональная международная организация. Делегаты шести стран – Ирака, Сирии, Ливана, Иордании, Саудовской Аравии и Египта – подписали в Каире Устав Лиги арабских государств. Через месяц к Лиге присоединился Йемен. По мере завоевания национальной независимости и другие страны Востока вступали в эту влиятельную международную организацию. Целью ЛАГ было установление дружественных отношений между арабскими странами, защита суверенитета и территориальной целостности стран-членов Лиги, координация их экономической, политической и культурной деятельности на мировой арене. В конце Второй мировой войны на Ближнем Востоке остро встала палестинская проблема. Арабские страны объявили Палестину неотъемлемой частью арабского мира и потребовали от Великобритании прекратить приток евреев в Палестину, сохранив эти земли за арабами. Александрийский протокол, подписанный в октябре 1944 г., предполагал создание Фонда арабской нации для спасения арабских земель в Палестине. Так палестинская проблема превращалась в самую острую проблему арабского Востока.
Палестинцы считали себя арабами, хотя как самостоятельная общность палестинский народ не существовал ни в собственном сознании, ни в восприятии других народов, в том числе арабских. Вместе с тем, палестинцы имели самостоятельные черты, которые отличали их от евреев, проживавших в том же регионе. Палестинцы заявили свои претензии на Палестину от имени арабских народов, провозгласив лозунг «Палестина принадлежит арабам». Палестина была объявлена родиной палестинского арабского народа. Евреи считали, что Палестинского государства никогда не существовало, а само понятие «Палестина» в английском языке означало место, а не людей, населявших эти земли. Споры разгорались. Палестинцы стали называть себя потомками древних евуситов и заявляли о существовании палестинского народа с незапамятных времен. Проблема приобрела характер крупномасштабного спора, и к ее разрешению подключилась ООН.
Сессия Генеральной ассамблеи ООН 29 ноября 1947 г. приняла решение о разделе Палестины на два самостоятельных государства – арабское и еврейское. В соответствии с решением ООН, евреям выделялось чуть больше 14 тыс. км2 территории. Основная часть горных районов и восточная часть Палестины отходили арабам; евреям выделялась территория вдоль побережья, в долинах и пустыне Негев. Государство Израиль было образовано 14 мая 1948 г. после отмены английского мандата на Палестину. Арабский народ Палестины не успел создать своего государства, и 15 мая 1948 г. между израильтянами и арабами началась война, которая продолжалась в течение 1948–1949 гг. В ходе этой войны евреи отняли у арабов без малого 7 тыс. км2 земли, отведенной ООН под арабское государство. Арабский народ Палестины вынужден был покидать свои жилища и расселяться в соседних арабских странах – в Иордании, Сирии, Ливии, Ираке и Египте. Так, Израиль покинули более 600 тыс. палестинцев. Одновременно из арабских стран в Израиль переселилось около 600 тысяч из 940 тысяч проживавших там евреев. На Ближнем Востоке возникла проблема беженцев и массовой миграции населения, а в арабском мире появилась питательная среда для создания движения сопротивления евреям. Перед миром встала проблема самоопределения арабского народа Палестины. В 1950 г., нарушая резолюцию ООН, израильские власти объявили столицей еврейского государства город Иерусалим и
в оккупированную его часть перевели правительственные учреждения. Ведущие державы мира, в том числе СССР, долго не признавали Иерусалим официальной столицей Израиля, оставляя право первопрестольного города Тель-Авиву, главному
экономическому и культурному центру еврейского государства. Израиль и палестинская проблема вызвали на Ближнем Востоке многочисленные войны. Лига арабских государств созвала в сентябре 1964 г. в Александрии вторую конференцию
глав арабских государств. Эта конференция одобрила учреждение Организации освобождения Палестины и создание при ней палестинской армии.
Защищая интересы арабского народа Палестины, Иордания взяла под свой контроль район предполагаемого арабского государства. Этот район стал известен как Западный берег реки Иордан. Палестинские беженцы здесь получили иорданское подданство и постепенно включились в мирную жизнь. Но в июне 1967 г. разразилась так называемая «шестидневная война», в результате которой Израиль захватил Западный берег. После «шестидневной войны» в окрестностях Иерусалима, в Иудее, Самарии и в Секторе Газа началось создание еврейских поселений и изгнание арабов. Лига арабских государств
незамедлительно отреагировала на акт агрессии Израиля. ЛАГ констатировала, что оккупация арабских земель является незаконным актом, противоречащим международному праву, что право арабского народа Палестины на самоопределение
незыблемо, что принцип коллективной безопасности арабских стран лежит в основе арабской солидарности. Если учесть, что по плотности населения этот район значительно опережал мировые показатели, то станет понятен масштаб человеческих бедствий. Оккупационные власти директивно ввели новые порядки, в результате чего права палестинцев на воду были отделены от прав собственности на землю, и водные ресурсы стали, как и в самом Израиле,рассматриваться в качестве государственной собственности. Проблема пресной воды на Западном берегу реки Иордан для палестинцев стала реальностью. Арабское население было ограничено в потреблении воды, что не способствовало улучшению отношений евреев и арабов.
Война 1967 г. и оккупация части арабских территорий стали этапом в развитии израильского государства. Эта война сильно изменила военно-стратегическое положение Израиля, повлияла на внутренний моральный и политический климат. В
государственной идеологии приобрел особую значимость религиозно-националистический компонент. Для закрепления евреев на новых территориях стал широко использоваться фактор исторического права еврейского народа на всю библейскую территорию Эрец Ишроэль. Новые границы Израиля включали святые для евреев места – Иерусалим, пещеры Пророков и праотцов в Хеброне, Стену плача у Храмовой горы. В ответ на консолидацию арабов в США была образована Лига защиты евреев. В результате «шестидневной войны» ближневосточный кризис только обострился и вылился в ряд последующих конфликтов и военных столкновений.
Унизительное для арабов поражение в 1967 г. было компенсировано в войне 1973 г., когда египетская армия преодолела «линию Барлева», считавшуюся неприступной, и вышла на Синай. Эта победа принесла арабам возможность вступить в переговоры с Израилем в новом психологическом контексте. Президент Египта Анвар Садат сумел подписать с противником «кэмп-дэвидские соглашения». Имиджу непобедимых вооруженных сил израильтян был нанесен серьезный урон. Еврейское государство и общество утратило консенсус по проблемам безопасности, страна проявила признаки нарастающей усталости от бесконечных военных схваток с арабами.
Израиль воевал с Египтом из-за части Синайского полуострова, с Сирией – из-за Голанских высот, с Иорданией – из-за Иерусалима. Опытный израильский политик Шимон Перес так определял причины этих многочисленных войн: «Мы были вынуждены вступать в эти войны ради собственного спасения; если бы мы проиграли хоть одну из них, мы потеряли бы все. Израиль не был инициатором военных действий. Египет, Сирия, Ливан, Иордания и даже Ирак, не имеющий общих границ с Израилем, объявили нам войну из-за палестинской проблемы. Именно это и послужило причиной всех наших ужасных войн».
Драма арабского народа Палестины усугублялась тем, что в бесчисленных войнах побеждал Израиль. Арабы оказались не в состоянии одолеть израильскую армию и в то же время не соглашались на условия мира, предлагавшиеся евреями. Три «нет» были положены арабскими странами в основу взаимоотношений с Израилем: 1) нет – признанию Израиля; 2) нет – переговорам с евреями; 3) нет – миру с еврейским государством. В арабских странах постепенно сформировались десятки исламских организаций, фронтов, партий, а также партий, усилия которых были направлены на борьбу с Израилем. Так, движение «братьев-мусульман», в котором участвовало много
палестинцев, призывало к джихаду против иудеев. Массовое движение исламский джихад переросло в движение исламского сопротивления ХАМАС. Религиозный экстремизм и методы террора были характерной особенностью борьбы арабов с иудеями. Кроме того, арабские государства не всегда обходились миром во взаимоотношениях между собой. С момента основания Израиля между ним и арабами было шесть войн, и еще шесть войн арабские страны вели между собой. Это война в Йемене, в Иордании, гражданская война в Ливане, ирано-иракская война, вторжение в Кувейт, война в Персидском заливе. К этому списку теперь можно добавить вторжение в Ирак и свержение режима Саддама Хусейна в начале 2000-х гг., а также вооруженные столкновения между партиями ФАТХ и ХАМАС внутри Организации освобождения Палестины. По мере развития национальных государств на Ближнем Востоке усиливалась их конфронтация. Каждая страна старалась усилить собственную безопасность за счет современных вооружений. В среднем, ближневосточные страны ежегодно тратили на покупку вооружений до 60 млрд. американских долларов. В
80-е гг. ХХ в. Ближний Восток занимал первое место в мире по доле военных расходов в бюджете. Нищета и нужда стали единственным результатом нескончаемых войн и боязни их возобновления. Ближневосточный кризис остается неразрешенным по сей день, несмотря на то, что ООН и ЛАГ на протяжении четверти века подтверждали право народа Палестины иметь свое государство.
ПРОТИВОСТОЯНИЕ СВЕРХДЕРЖАВ НА ВОСТОКЕ. Арабский Восток – это прежде всего ислам с его разветвленной мусульманской инфраструктурой, оказывающей заметное влияние на региональное и глобальное развитие человеческой цивилизации. В России проживает более 20 млн. человек, традиционно исповедующих ислам. В Татарии, Башкирии, на Кавказе роль исламской религии всегда была настолько велика, что в обыденном сознании люди считали себя составной частью целого исламского мира. То, что происходило с их единоверцами на Востоке, мусульмане в России воспринимали очень близко.
В биполярном миропорядке противостояние двух сверхдержав отчетливо проявилось в борьбе за сферы влияния на Ближнем и Среднем Востоке. Естественно, это противостояние не определяло причин ближневосточного кризиса, но оказывало на развитие конфликта сильное влияние. Так, США стояли на стороне Израиля и монархических арабских режимов. Советский Союз всемерно поддерживал национально-освободительное движение и пришедшие таким путем к власти силы. Арабо-израильский конфликт нередко становился инструментом в глобальном противостоянии двух полюсов – Советской России и США.
Москва рассматривала Тель-Авив как союзника администрации США и конфронтировала с ним настолько, что в 50-е гг. ХХ в. между СССР и Израилем оказались разорванными дипломатические отношения. После их возобновления на
короткое время «шестидневная война» 1967 г. стала поводом вторичного разрыва дипотношений двух стран. В Москве рассматривали этот дипломатический разрыв как средство давления на Израиль. В то же время такая мера сильно ограничивала возможности Советского Союза выступать в качестве посредника в урегулировании арабо-израильских конфликтов.
Если руководство Советского Союза лелеяло надежды на социалистическую ориентацию арабских государств, то американская администрация исходила из практических целей: получить и сохранить доступ к нефтяным ресурсам Ближнего
Востока. С утверждением самостоятельных арабских государств в 50 – 60-е гг. ХХ в. устанавливается национальный контроль над источниками нефти и нефтяными компаниями. В эти годы идет процесс формирования национальных нефтяных компаний и объединение нефтепроизводящих стран в ассоциации, такие как ОПЕК (Организация стран- экспортеров нефти), созданная в 1960 г. В 1973 г. арабские страны установили полный или частичный контроль над собственными нефтяными ресурсами.
Благодаря этому нефтяной фактор в развитии и политике арабских стран существенно возрастал. К концу 70-х гг. в ОПЕК входило 13 государств: Алжир, Венесуэла, Габон, Индонезия, Иран, Ирак, Катар, Кувейт, Ливия, Нигерия, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия и Эквадор. К концу ХХ в. арабский мир превратился в крупнейший нефтедобывающий регион мира и давал около трети мирового производства черного золота. Четвертая война арабов с израильтянами в октябре 1973 г. обнажила корни энергетического кризиса. Развитые страны Запада, отдавая предпочтение ядерной энергетике, стали консервировать свои сырьевые источники углеводородного сырья. США превращались из экспортера нефти в импортера. Потребление нефти в европейских странах резко возросло.
Нефтедобывающие страны Востока обнаружили благоприятную конъюнктуру на мировом рынке и подняли цены на нефть. При этом разразился крупный энергетический кризис в Европе и США, порожденный нехваткой горючего. Миллионы
людей почувствовали на себе его результаты. К ноябрю 1979 г. цены на арабскую нефть увеличились более чем в 11 раз по сравнению с 1970 г. Арабские страны получили огромные прибыли.
Соединенные Штаты сохранили связи и каналы влияния на своих партнеров на Ближнем Востоке. В 60 – 80-е гг. Вашингтон делал ставку на четыре государства: Израиль, Саудовскую Аравию, Египет и Иран. Американцы совершенствовали методы привлечения новых клиентов в регионе и умело маневрировали. Так, после падения шахского режима в Иране, США пришлось исключить эту страну из опорных точек политики в регионе. Взамен американцы активизировали свои связи с государствами Персидского залива. В других случаях США настойчиво развивали отношения с теми странами, где произошла смена режима. Несмотря на то что радикально-националистический режим Алжира разорвал политические отношения с США в 1967 г., экономические связи продолжали развиваться и в последующие десятилетия.
Политические разногласия между США и Алжиром не помешали их взаимодействию в области экономики. В исторической динамике администрация Соединенных Штатов существенно изменила свое видение палестинской проблемы. Важным рубежом в переосмыслении причин ближневосточного кризиса стало заявление президента Дж. Картера в марте 1977 г. о том, что палестинцы имеют право на «национальный очаг». Палестинскую проблему в США стали рассматривать шире, нежели просто как проблему беженцев. При администрации Р. Рейгана в начале 80-х гг. группа консультантов после двух лет работы выдала рекомендации о целесообразности создания на Западном берегу реки Иордан и в Секторе Газа палестинского государства, которое бы вместе с Израилем владело Иерусалимом в качестве столицы на принципах кондоминиума. Позиция США отразилась и на поведении израильтян. Советский Союз проявлял особое внимание к пограничным странам Востока. Персия издавна считалась политическим и торгово-стратегическим партнером России. Иран всегда представлял для Москвы стратегический интерес. Отношения с Ираном имели долгий исторический опыт, но в них были то взлеты, то падения. В 1955 г. англо-американская политика вовлекла Иран в военный блок СЕНТО. Принадлежность к коммунистической или другим левым партиям каралась смертной казнью. За 22 года существования тайной полиции (САВАК) было замучено более 380 тысяч иранцев. Под эгидой мусульманского духовенства в Иране началась мощная борьба против режима шахской династии Пехлеви. В апреле 1979 г. Иран был официально провозглашен Исламской Республикой, а в декабре страна получила новую конституцию, согласно которой 25 января 1980 г. состоялись первые в истории страны выборы президента (им стал аятолла Хомейни), а весной прошли выборы в национальный парламент – Собрание исламского совета. С конца 70-х гг. между Советским Союзом и Ираном успешно развивались научно-технические связи. При содействии СССР в Иране было построено около 160 объектов, имевших большое значение для развития национальной экономики. В сентябре 1980 г. между двумя странами был подписан договор о транзите, по которому стороны предоставляли друг другу выгодные условия перевозок грузов через территории обоих государств. С начала 90-х гг. Иран стал проводить новый экономический курс, направленный на модернизацию своей экономики, ее перевод на рыночные основы. С конца 1991 г. в результате распада СССР Россия постепенно утрачивала влияние на Иран. Принципиально изменилась и проблема Каспийского моря. На Каспии после распада СССР появились еще три суверенных государства. Статус Каспийского моря в новой обстановке нужно было определять не только России и Ирану, но и Азербайджану, Казахстану и Туркмении. Каспий – это нефть, а значит, и место пересечения крупных международных интересов. Кроме того, Россия больше не имела общей границы со своим традиционным соседом. Пограничными странами Ирана стали новые государства СНГ – Азербайджан и Туркмения. Еще более тесные отношения существовали между СССР и Ираком. В июле 1958 г. здесь пала монархия и страна была провозглашена Республикой. Республиканское правительство разорвало большинство неравноправных отношений с
Великобританией, заявило о выходе Ирака из Багдадского пакта, по которому над страной осуществлялся военно-политический контроль, а также ликвидировало иностранные военные базы, находившиеся на его территории. Начиная революционные преобразования, республиканцы стали развивать отношения с СССР и странами социалистического содружества. С точки зрения Вашингтона, Ирак перешел на позиции экстремизма. Он оставался единственной арабской страной, которая не заключала дипломатических отношений с Израилем, а после арабо-израильской войны 1967 г. Ирак разорвал дипломатические отношения и с США. В начале 60-х гг. буржуазно-демократическое правительство уступило место военной диктатуре. После серии государственных переворотов в 1968 г. к власти в Ираке пришел баасистский режим. С июля 1970 г. высшим органом государственной власти в Ираке стал Совет революционного командования, председатель которого и являлся президентом страны.
С июля 1979 г. вплоть до свержения в 2003 г. этот пост неизменно занимал С. Хусейн.
В области внешней политики Ирак провозгласил антиимпериалистический курс и стал членом Движения неприсоединения. В апреле 1972 г. Ирак и СССР заключили Договор о дружбе и сотрудничестве. Под лозунгом панарабизма, социализма и единства иракские лидеры сумели консолидировать общество, оживить национальную экономику, создать сильную армию.
В сентябре 1980 г. между Ираком и Ираном обострились отношения и переросли в военный конфликт, который вылился в разрушительную долгую войну. Столкновение интересов Ирака и Ирана сильно дестабилизировали положение на всем Востоке. Но особую тревогу вызывал район Персидского залива, где пересекались пути транспортировки нефти. Ирано-иракская война развела по разные стороны баррикад Сирию и Иорданию. Король Иордании Хусейн под предлогом объединения арабов против неарабов выступил на стороне Ирака. Размежевание арабских государств умело использовали американцы, применив старый как мир прием «разделяй и властвуй». Затяжная война между Ираком и Ираном, неудачные войны арабов против Израиля, стремление к лидерству в арабском мире подталкивали Ирак к разработке оружия массового поражения.
В начале 90-х гг. Ирак организовал нападение и разграбление сопредельных территорий. Кризис в Персидском заливе 1990–1991 гг. начался вооруженной агрессией Ирака против Кувейта. Эта авантюра вызвала ответную реакцию со стороны США, которые организовали и успешно провели операцию под названием «Буря в пустыне». На гребне эйфории от удачной операции США даже намеревались поставить под свой контроль весь Аравийский полуостров. Нефть как уникальный ресурс заставила
Запад защищать свои интересы на Ближнем Востоке масштабными военными действиями. Используя авиацию, американцы нанесли точечные удары по стратегическим объектам Ирака в надежде на то, что им удастся разгромить центр атомных разработок страны. 1991 г. стал для Ирака годом шока. После бомбардировок и поражения важных объектов против страны были введены экономические санкции. Для населения России 1991 г. также стал годом шоковой терапии. Интенсивность экономических и политических связей двух стран снизилась – обеим было не до этого. США не нашли общего языка с режимом С. Хусейна и сделали ставку на ликвидацию его режима. Россия мало чем могла помочь своему партнеру.
Эта ситуация стала типичной. Обескровленная Россия теряла своих друзей. В марте 1963 г. в Сирии к власти пришла Партия арабского социалистического возрождения. С 1970 г. партию возглавил Хафез Асад, который был бессменным лидером в стране долгие годы (после его смерти Сирию возглавил его сын). Для сирийского руководства социалистические страны выступали в виде эталона, которому оно стремилось подражать и от которого получало неизменную поддержку. Со своей стороны Советский Союз оказывал существенную помощь в создании национальной экономики Сирии. Совместными усилиями создавалась нефтедобывающая промышленность, строились железные дороги, высоковольтные линии передач, ирригационные сооружения. Всего при поддержке СССР сирийцы возвели свыше 40 крупных экономических объектов.
Но по мере распада Советского Союза и дезинтеграции восточно-европейского блока экономические связи Сирии с этими странами стали затухать. К середине 90-х гг. позиции России на Ближнем Востоке настолько ослабли, что были утрачены экономические связи с рядом стран региона. В новых условиях Россия как правоприемница СССР и США оказались не в состоянии в желаемой для них степени влиять по-прежнему на подконтрольные им страны региона. Страны «третьего мира» становились все более самостоятельными и менее зависимыми в экономической, политической и военной сфере.
АФГАНСКАЯ ВОЙНА. Исторически в силу своего географического положения Афганистан являлся зоной притяжения сопредельных и отдаленных стран. В Афганистане к началу третьего тысячелетия проживало несколько десятков этнических
групп. Наиболее многочисленным народом являлись пуштуны, которые составляли 53 % всего населения страны, 18 % составляли таджики, 9 % – узбеки, 9 % – хазарейцы, 3 % – туркмены. Каждая из этих групп имела сложную родоплеменную структуру. Это являлось важной причиной внутренних конфликтов. Крупные войны в Афганистане были, как правило, результатом внутренних противоречий и внешних факторов. СССР, США, Иран, Индия, Пакистан, Саудовская Аравия оказывали сильное влияние на внутреннюю ситуацию в стране. Традиционное афганское общество сотни лет держалось на исторически устоявшихся институтах власти – Совете Старейшин и Лой Джирге. Эти органы управления сохраняли единство страны и ее территориальную целостность. Из 16 млн. человек населения страны порядка трех миллионов вело кочевой образ жизни и мало интересовалось тем, какое правительство занимает кабинеты в Кабуле. Несмотря на это, все афганское население чутко реагировало на попытки иностранного вторжения и присутствия. Когда дело доходило до войн за национальную независимость, все мужское население бралось за оружие.
В феврале 1919 г. Афганистан заявил о своей независимости. В ответ на этот шаг Англия развязала против него очередную войну. На протяжении полугода английская армия пыталась добиться военного успеха, но афганцы проявили характер и сноровку вести войну на истощение противника. В начале августа 1919 г. между Англией и Афганистаном был подписан мирный договор, по которому признавалась независимость афганского государства. Окончательный мирный договор между сторонами был подписан в ноябре 1921 г. Советская Россия, находясь в то время в международной изоляции, искала партнеров на международном уровне и поэтому одной из первых в марте 1919 г. признала независимость Афганистана и установила с ним дипломатические отношения.
В новейшей истории международных связей Афганистана выделяют три этапа:
1) 1964 – 1973 – социально-политическая модернизация страны осуществлялась по западному образцу;
2) 1978 – 1992 – по советскому аналогу;
3) с 1992 г. начинается _____откат афганского общества к своей традиционной модели развития при формальном сохранении современных политических институтов власти – президента, кабинета министров, политических партий.
В июле 1973 г. в Афганистане произошел вооруженный переворот, который привел к смене монархии на республиканское правительство. Король Афганистана Мохаммад Захир Шах отрекся от престола и признал себя гражданином республики. Власть захватил двоюродный брат бывшего короля генерал М. Дауд, поддержанный группой
«левых» и националистически настроенных офицеров. Переворот был осуществлен без кровопролития и быстротечно. Дауд М. был поддержан населением страны и воспринимался не иначе как новый монарх, а переворот представлялся афганцам
как смена монархов, не выходящая за рамки королевской семьи. Сам Дауд предложил программу внутренней и внешней политики, критикуя своего предшественника за авторитаризм. Но к концу 70-х гг. республиканский режим Дауда эволюционировал в сторону военно-бюрократической диктатуры. Из армии были уволены офицеры, проходившие подготовку в Советском Союзе. За первой последовала вторая демократическая революция, и в апреле 1978 г. страна была официально провозглашена
Демократической Республикой Афганистан, а верховную власть стал осуществлять Революционный Совет. В результате государственного переворота афганское общество возглавила народно-демократическая партия Афганистана. Главой государства и премьер-министром был назначен Н.М. Тараки, который являлся одновременно и генеральным секретарем ЦК НДПА. Среди новых министров было шесть человек, получивших высшее образование в США, и три человека окончили вузы СССР. Советское правительство первым признало ДРА, начался обмен партийно-правительственными делегациями между СССР и Демократической Республикой Афганистан. В декабре 1978 г. был заключен советско-афганский Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. Советский Союз оказывал существенную экономическую помощь Афганистану. На долю предприятий государственного сектора,
построенных при содействии СССР, приходилось свыше 75 %. За первые три года существования республики объем торговли между СССР и Афганистаном увеличился втрое и достиг 154 млн. р. Перспективы развития советско-афганских отношений мало устраивали США, Пакистан, Иран и многие другие государства. Афганистан превращался в арену ожесточенной политической, идеологической и вооруженной борьбы. Внутри афганского руководства велась изнурительная борьба за власть, за ходом которой пристально следили и в Москве, и в Вашингтоне. В сентябре 1979 г. потерпел поражение руководитель народно-демократической партии Афганистана Тараки, который по распоряжению Хафизуллы Амина был убит 8 октября. Вся власть перешла к вышеупомянутому Амину, который занял антимосковскую позицию. В декабре резиденция Амина была взята штурмом советских спецназовцев. В Афганистан был введен так называемый «ограниченный контингент советских войск». Советская
армия оказалась втянута в длительную афганскую войну. 10 января 1980 г. в Кабуле прошел пленум ЦК НДПА, избравший Бабрака Кармаля генеральным секретарем партии. По стопам «старшего брата» афганские лидеры приступили к образованию общенациональных и местных советов. Москва старалась быстрее интегрировать кабульский режим в сферу своего международного контроля. Афганистан попал в число государств социалистической ориентации. Большая часть населения продолжала жить традиционной жизнью и никак не связывала своих перспектив с Советским Союзом. В результате государственных переворотов в 70-е гг. афганское общество было окончательно дезориентировано. Традиционные органы власти были упразднены, новые власти на местах не признавались. С апреля 1980 г. были введены в действие основные принципы ДРА, которые предписывалось соблюдать до принятия конституции страны. Афганистан погрузился в тяжелейшую затяжную войну, в которой переплелись междоусобицы и война с оккупационными советскими войсками.
Даже те из афганцев, которые вместе с русскими продолжали воевать за «демократический Афганистан», в боевой обстановке вели себя очень своеобразно. Как пишет участник боевых событий А. Лебедь, это своеобразное поведение афганских друзей быстро растворило запасы интернационализма советских воинов. Когда в кишлаках проводились прочесывания, афганская цепь, выстроенная впереди советской, втягивалась в кишлак и незаметно растворялась. Вскоре впереди были видны только каски советской армии, а афганцы в укромном месте устраивались на чаепитие.
В Афганистане не существовало реальных политических сил, способных воспользоваться активной поддержкой советской армии. Ее присутствие на афганской земле не могло погасить страстного желания местных жителей бороться за национальную самостоятельность. Война в Афганистане превратилась из намеченной скоротечной операции в нескончаемую и бессмысленную. За период пребывания в Афганистане советская армия потеряла не менее 15 тысяч человек убитыми. Отношения между соседними странами сильно осложнились. Противники советской ориентации располагали большими силами и средствами, они поддерживались Западной Европой, на их стороне стояла военная машина Пакистана, финансовая и политическая мощь США, Саудовской Аравии, ОАЭ, Ирана, Судана и Ливии. В арсенале их вооружения были «Стингеры», которыми они поражали вертолеты, а порой и самолеты советских Военно-воздушных сил. На границах с Афганистаном были развернуты лагеря по подготовке нового пополнения душманов. Среди афганских воинов, участвовавших в боевых операциях против душманов, противной стороной велась активная пропаганда. Армия сторонников Демократического Афганистана таяла на глазах. В мае 1986 г. на роль афганского лидера был определен Мохаммад Наджибулла. Советское руководство было обеспокоено тем, что Вооруженные силы СССР в течение шести лет не сумели одержать решительных побед в Афганистане.
Период «отсиживания» афганских революционеров за советскими штыками слишком затянулся. Летом 1986 г. Москва официально заявила о намерении начать вывод своих войск с территории Афганистана. К концу года было возвращено на родину шесть полков, среди которых танковый, два мотострелковых и три зенитных. Бессмысленная война подходила к концу. М. Горбачеву и его администрации было приятно предстать перед Европой цивилизованными руководителями и миротворцами. 15 мая 1988 г. начался плановый вывод советских войск из Афганистана, который завершился в феврале 1989 г. Полный вывод советских войск из Афганистана не принес успокоения
на эту древнюю землю. Настоящая война за власть там только начиналась.
Разрушение Советского Союза было воспринято в Афганистане с большой тревогой. Среди политиков новой России появились люди, воевавшие в Афганистане – А. Руцкой, П. Грачев, Б. Громов. Наджибулла надеялся на установление связей с новым российским руководством. Но Москва отказалась поддерживать правительство Наджибуллы. Его режим оказался обреченным. 19 апреля 1992 г. в Кабул вошли моджахеды и провозгласили Исламское государство Афганистан. Наджибулла долго укрывался в миссии ООН. Москва отказалась предоставить убежище своему бывшему ставленнику. 27 сентября 1996 г. Наджибулла вместе с братом Ахмадзаем были повешены перед въездом в бывший королевский дворец. После ухода советской армии из Афганистана и падения Наджибуллы принципиально изменился характер войны. Если в 1979 – 1992 гг. многочисленные военные группировки выступали единым фронтом против советского присутствия в Афганистане, то после вывода войск эти группировки вступили в непримиримую борьбу за власть между собой. Главным
устремлением этих сил стал Кабул, но активные военные действия велись за обладание Гератом, Джелалабадом и другими центрами.
С потерей позиций в Афганистане усилились враждебные настроения по отношению к России в странах ислама. Двадцатилетняя афганская война выпестовала огромное множество высококлассных боевиков. Они воевали в Азербайджане, Таджикистане, на территории бывшей Югославии, в Чечне. Поколения афганцев только войной добывали себе средства к существованию. Они поражены синдромом войны. Фундаменталистское движение Талибан к исходу ХХ в. Контролировало 90 % территории страны. Талибы вплотную приблизились к границам Содружества Независимых Государств и представляли угрозу их безопасности. Созданное пакистанским руководством при поддержке США движение Талибан становилось
мощным фактором дестабилизации на Ближнем и Среднем Востоке. К концу ХХ в. Афганистан превратился в один из крупнейших мировых центров производства и контрабанды наркотиков. Во многих афганских провинциях были созданы лаборатории по производству наркозелья. В 1995 г. здесь было произведено свыше трех тысяч тонн наркотиков. Нестабильность в стране способствовала расширению контрабанды наркотиков в Среднюю Азию, Россию, страны СНГ, а затем на Запад. По данным ООН, около 70 % изымаемого у наркодельцов героина являлось товаром, произведенным в Афганистане и Пакистане. Формируя свою внешнюю политику в отношении Афганистана, Россия была заинтересована в стабилизации положения в соседней стране. Хотя советско- афганская граница была трансформирована в границы Афганистана с Туркменистаном, Узбекистаном и Таджикистаном, российские солдаты несли службу на чужой территории, которая постепенно превращалась в буферную зону, разделяющую Россию и Афганистан.