Поскольку установка определяет избирательные направления поведения индивида, она регулирует деятельность на трех иерар­хических уровнях: смысловом, целевом и операциональном.

На смысловом уровне установки носят наиболее обобщенный характер и определяют отношения личности к объектам, имею­щим личностное значение для индивида. Целевые установки свя­заны обычно с конкретными действиями и стремлением человека довести начатое дело до конца. Они определяют относительно устойчивый характер протекания деятельности. Если действие прервано, то мотивационное напряжение все равно сохраняется, обеспечивая человеку соответствующую готовность к его про­должению. Эффект незавершенного действия был открыт К.Левиным и более основательно изучен в исследованиях его уче­ницы - Б.В.Зейгарник (эффект Зейгарник). На операциональном уровне установка обусловливает принятие решения в конкретной ситуации. Она способствует восприятию и интерпретации обстоя­тельств прежде всего на основе прошлого опыта поведения субъ­екта в подобной ситуации и соответствующего прогнозирования возможностей адекватного и эффективного поведения.

Ж.Годфруа выделил три основных этапа в формировании со­циальных установок у человека в процессе социализации. Первый этап охватывает период детства до 12 лет. Установки, развиваю­щиеся в этот период, соответствуют родительским моделям. С 12 до 20 лет установки приобретают более конкретную форму. На этом этапе формирование установок связано с усвоением соци­альных ролей. Третий этап охватывает период от 20 до 30 лет и характеризуется кристаллизацией социальных установок, форми­рованием на их основе системы убеждений, которая является весьма устойчивым психическим новообразованием. К 30 годам установки отличаются значительной стабильностью, фиксированностью. Изменить их крайне трудно.

В процессе восприятия и интерпретации другого человека не всегда возникают стереотипы и установки, но в стандартных и повторяющихся ситуациях они являются неизменными спутника­ми социальной перцепции.

Интеракция. Психологическая совместимость.

Сущность интеракции заключается в том, что в процессе совме­стной деятельности и общения между людьми возникает контакт, обусловленный индивидуальными особенностями субъектов, со­циальной ситуацией, доминирующими стратегиями поведения, целями участников взаимодействия и возможными противоре­чиями. Понятие интеракции дало название целому направлению социальной психологии - интеракционизму, для которого, харак­терно изучение жизнедеятельности личности в контексте социаль­ного взаимодействия (взаимного действия). Интерактивный аспект общения включает в себя многообразные проблемы взаимодейст­вия людей. Согласно теории интеракционизма развитие личности осуществляется в процессе общения индивида с членами опреде­ленной социальной группы в ходе совместной деятельности. При этом действия каждого индивида всегда ориентированы на другого человека и зависят от него. Несмотря на то что общение рассмат­ривается в психологии как вид деятельности, вполне допустимо вы­делить его особо. Общение всегда сопровождает любую деятель­ность взаимодействующих индивидов и является, таким образом, «деятельностью в деятельности». Продуктивное общение благо­приятно сказывается на совместной деятельности. Непродуктивное общение может даже прервать сам процесс деятельности.

Продуктивность общения во многом зависит от совместимости субъектов взаимодействия. Сам процесс совместимости людей мо­жет быть рассмотрен на разных уровнях, часть которых регулиру­ется сознанием. Так, например, супружеские отношения предполагают опосредованное включение разных уровней совместимости: физиологического (возрастно- половые особенности индивидов, особенности метаболических процессов, особенности темпо-ритмической организации, свойства нервной системы); психофизиологического уровня (взаимодействие особенностей темперамента, потребностей индивидов); психологи­ческого уровня (взаимодействие характеров, мотивов, поведения); социально-психологического уровня (согласование социальных ролей, интересов, ценностных ориентации).

Психологическая совместимость - важный фактор успешного общения субъектов взаимодействия. В условиях совместной дея­тельности разные люди ведут себя по-разному. Одни успешно ра­ботают в относительном одиночестве - им мешает присутствие коллег; другие могут хорошо выполнять свои функции только в сотрудничестве; некоторые осуществляют эффективную деятель­ность, лишь подчинив себе окружающих; кто-то работает ради эффективности группы в целом. Под психологической совмести­мостью в социальной группе понимают эффект взаимодействия, заключающийся в таком сочетании людей, которое позволяет осуществить их максимально возможную взаимозаменяемость и взаимодополняемость.

При изучении психологической совместимости людей особое внимание уделялось индивидуальным особенностям участников взаимодействия. Было выявлено, что наиболее совместимыми оказались: во-первых, люди, которые имеют высокую потреб­ность в общении (особенно важным это является на первом эта­пе взаимодействия); во-вторых, эмоциональные, неуравнове­шенные (аффективные) люди, предпочитающие иметь дело с се­бе подобными; в-третьих, лица, которые имеют сильную нерв­ную систему, склонные к взаимодействию с теми, у кого более слабая нервная система; в-четвертых, субъекты с разным прак­тическим интеллектом(Н.Н. Обозов, Т.Шибутани). Психологи­ческая совместимость может возникать как при тождественности тех или иных качеств личности (общительность - общительность, эмоциональность - эмоциональность), так и при их противопо­ложности (сильный-слабый).

А.Б.Добрович выделял социальные качества человека, кото­рые наиболее ярко проявляются при взаимодействии с другими людьми и влияют на психологические характеристики общения: интроверсия - экстраверсия, мобильность - ригидность, доми­нантность - недоминантность. К. Юнг первый описал экстравер­сию и интроверсию как основные направленности или жизненные установки человека. Экстравертированному типу личности свойственна направ­ленность на окружающих, гибкость поведения, общительность. Интровертированному типу личности присуще стремление к уе­динению, сосредоточенности, интерес к собственному внутренне­му миру. Люди с ярко выраженной ведущей тенденцией могут быть психологически несовместимыми, если эти тенденции про­тивоположны.

Мобильность и ригидность - качества, определяющиеся типо­логическими свойствами высшей нервной деятельности и темпе­раментом. Мобильные люди динамичны и выразительны. Они относятся к изменениям как к положительной особенности жиз­недеятельности. Ригидные люди предпочитают устойчивость и стабильность во всем. Они достаточно основательны и восприни­мают изменения с негативной оценкой. Вполне понятно, что при общении ригидного человека с мобильным возникает немалое количество недоразумений, и их взаимодействие может быть эф­фективным лишь в исключительных условиях.

При взаимодействии доминантного и недоминантного собесед­ников возникает проблема психологического подавления одного человека другим. Доминантность часто обозначают как гиперак­тивность, напористость или агрессивность. Подобное качество может развиться у человека, обладающего завышенной самооцен­кой при отсутствии тревожности. Недоминантный человек, на­против, проявляет покорность, безволие, уступчивость и отсутст­вие инициативы при взаимодействии. Такие собеседники обычно приспосабливаются к партнеру в условиях совместной деятельно­сти. Общение доминантного с недоминантным можно обозначить как манипулятивное.