ВОПРОС 2. Автопоезда для перевозки лесоматериалов
В связи с тем, что лесные угодья расположены в труднодоступных и в основном северных районах, к лесовозам предъявляются повышенные требования по проходимости и условиям труда водителей.
Лесовозные автопоезда состоят из автомобиля-тягача, имеющего поворотный коник, на который опирается передний конец пакета бревен или хлыстов и прицепа-роспуска, на поворотный коник которого опирается задний конец пакета.
При проектировании автопоездов обычно принимают:
– коэффициент сцепного веса не менее 0,45;
– передаточное число трансмиссии должно обеспечивать движение с минимальной скоростью 3–5 км/ч и максимальной 60–70 км/ч;
– удельная мощность 4,5–5,5 кВт/т;
– повышенные требования к совершенству системы подрессоривания;
– необходимость максимального использования крутящего момента двигателя, для чего используют симметричные межосевые дифференциалы с возможностью блокировки;
– использование арочных и широкопрофильных шин;
– максимально возможная унификация узлов и агрегатов с базовыми моделями.
Холодные климатические условия выявляют необходимость использования:
– системы предпускового разогрева;
– средства облегчения пуска двигателя (пусковые устройства);
– систему автоматического привода вентилятора системы охлаждения;
– вывод отработавших газов на правую сторону (для улучшения видимости для водителей встречных машин);
– подогрев дизельного топлива до хорошей прокачиваемости;
– термоизоляция аккумуляторных батарей;
– оборудование кабины, обеспечивающее температуру в ней не ниже плюс 10° С при температуре окружающего воздуха до минус 60° и скорости движения 40 км/ч.
Специальное оборудование лесовозных автопоездов включает:
1. Коник – поворотное устройство для передачи нагрузки от бревен на подкониковую раму и далее на раму тягача. Коник состоит из основания и двух стоек для удержания пакета леса от раскатывания (рис. 8.1). Поворот коника происходит по шкворню (трубчатой оси).
Рис. 8.1. Коник автомобиля: 1 – упор стойки; 2 – канат стойки; 3 – стойки; 4 – наконечник стойки; 5 – канат страховочный; 6 – канат механизма облегчения подъема стоек; 7 – запор каната стойки; 8 – основание коника
2. Подкониковая рама передает усилие от силы тяжести пакета леса на раму автомобиля. На коник тягача приходится одна треть нагрузки и две трети на коник прицепа. В задней части рамы установлена буксирная вилка для крепления дышла прицепа-роспуска и тяговая балка, к которой крепятся тросы крестообразной сцепки прицепа-роспуска.
3. Ограждение кабины выполняют на передней части подкониковой рамы. Оно предназначено для предохранения кабины от повреждения торцами бревен. В средней части установлена седловина для помещения складывающегося дышла прицепа при затаскивании его на заднюю часть тягача с целью повышения маневренности при движении порожнего автопоезда.
4. Запорное устройство дышла служит для фиксации дышла с помощью захватов. Устройство показано на рисунке 8.2.
5. Коробка отбора мощности и лебедка предназначены для загрузки и разгрузки прицепа-роспуска (рис. 8.3).
В качестве базовых моделей для тягачей используют полноприводные автомобили с повышенной проходимостью.
Рис. 8.2. Запорное устройство дышла: 1 – цилиндр; 2 – шток цилиндра; 3 – ограждение кабины; 4 – захват; 5 – тяга; 6 – наконечник тяги; 7 – рычаги
Рис. 8.3. Схема погрузки роспуска на шасси тягача: а – общий вид автопоезда перед началом погрузки; б – процесс погрузки прицепа-роспуска на шасси тягача; в – общий вид автопоезда с погруженным роспуском на шасси тягача