Современное понимание наследственности и среды

Теория дифференциальной психологии не отрицает вклада среды и наследственности в формирование и проявление индивидуальных различий психики, Сейчас происходит уточнения этих понятий.

Наследственность стала пониматься шире: это не просто отдельные признаки, влияющие на поведение (например, свойства нервной системы, как считалось в течение долгого времени), но также и врожденные программы поведения, в т.ч. и социального (грациализация утоньшение и выпрямление костей, репродуктивное, территориальное поведение и пр.).

Понятие среды тоже изменилось. Это не просто изменяющийся ряд стимулов, на которые индивид реагирует в течение всей жизни – начиная от воздуха и пищи и кончая условиями образования и отношением товарищей. Это, скорее система взаимодействий человека и мира.

Признаки среды:

1. У среды отсутствуют твердо фиксированные рамки во времени и пространстве (т.е. она является фоном человеческого бытия, выступающего в качестве фигуры).

2. Она воздействует на все чувства сразу.

3. Среда дает не только главную, но и второстепенную (периферийную) информацию.

4. Она содержит всегда больше информации, чем мы способны переварить.

5. Среда воспринимается в связи с деятельностью.

б. Любая среда, наряду с материальными особенностями, обладает психологическими и символическими значениями.

7. Окружающая среда действует как единое целое. Таким образом, очевидно, что мы одновременно существуем в нескольких средах.

Можно представить среду как систему из четырех концентрических структур.

Микросистема – структура деятельностей, ролей и межличностных взаимодействий в данном конкретном окружении.

Мезосистема – структура взаимоотношения двух и более сред (семья и работа, дом и группа сверстников).

Экзосистема – среда, в пространстве которой происходят значимые события (круг общения).

Макросистема – субкультура (ценности, законы и традиции, которым следует человек). Макросистема играет решающую роль в образе жизни человека, подчиняя себе все «внутренние» системы.

При изучении индивидуальных различий психики важно осознавать факт несовпадения следующих понятий,

во-первых, «средовое» и «социальное» влияние,

во-вторых, «наследственное» и «биологическое»,

в-третьих, «устойчивое» и «наследуемое».

Очевидно, что поскольку меняется среда и по-разному разворачиваются врожденные программы поведения человека, то и психика человека индивидуализируется в течение всей жизни.

При этом в ней присутствуют области более вариативные и чувствительные к влиянию среды и относительно устойчивые.